Семья

Как научить детей говорить «нет» и защищать себя: 9 действенных советов

Фото: img.freepik.com

Родители стремятся воспитать детей, способных принимать взвешенные решения и избегать рисков. Однако дети нередко воспринимают правила как формальности, которые не применимы в реальной жизни, что может привести к повышенной тревожности по отношению к окружающему миру.

Чтобы подготовиться к реальным случаям пропажи детей, волонтеры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» и родители регулярно проводят тренировочные мероприятия, в ходе которых актеры, изображающие незнакомцев, пытаются увести детей разного возраста. В Саратове это происходило в 2019 году из 17 участников эксперимента постороннему человеку доверились 15 детей , а в Новосибирске из 57 детей с потенциально опасным взрослым ушли 42 . В Перми в 2021 году в аналогичной ситуации из 50 — 48 детей доверились «незнакомцу». В среднем для такого «похищения» требовалось меньше минуты.

Родители этих детей были убеждены, что их сын или дочь уж точно не пойдет с кем попало. Им говорили, что поступать так не следует! Однако, они не научили детей, как применять эти правила на практике.

Поговорим о том, как эффективно объяснять детям о безопасности.

1. Будьте реалистичны и честны

Не запугивайте ребенка в воспитательных целях. «Если будешь плохо себя вести, тебя заберет полицейский», «Если не сделаешь что я прошу, тебя уведет злой врач» — такие фразы скорее вредят, чем помогают. Ведь обещанные последствия просто не наступают, и после этого ценность предостережений сильно падает.

Не стоит пугать, но и просто пересказывать факты будет недостаточно. Необходимо адаптировать информацию, учитывая возраст и индивидуальные характеристики юного слушателя. Стоит рассказать в понятной форме о настоящих причинах ограничений и о том, что может произойти, если их не соблюдать.

2. Рассказывайте сказки, показывайте мультфильмы

Для детей крайне важно наблюдать за персонажами, с которыми они способны сочувствовать и опыт которых им близок. Эмоционально окрашенные события лучше откладываются в памяти.

В качестве примеров можно использовать как традиционные сказки («Волк и семеро козлят», предостерегающие об открытии двери незнакомцам; «Белоснежка», рассказывающая об угощениях от посторонних), так и современные произведения, например, ролик «ЛизаАлерт» или сборник «Осторожные сказки» в сервисе Звук, который удобно слушать в машине. Ребенку нужно будет адаптироваться к современным явлениям — детскому саду, ситуациям в транспорте, обращению с огнем в привычных нам сегодня реалиях.

Мультфильмы также могут оказаться полезными: «Азбука безопасности» от Смешариков, «Спасик и его друзья» от МЧС России и «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Благодаря анимации, сценарии возможных ситуаций легко запоминаются. Аудиосериал «Осторожно, Попадашкин!» о приключениях веселого, но рассеянного и немного наивного мальчика также способен привлечь внимание детей от 4 до 10 лет. Кроме того, в Звуке доступен подкаст «Безопасное детство», где каждая серия посвящена конкретным действиям — от встречи с незнакомцами до того, как поступить, если потерялся.

Совместное создание сказок с использованием ИИ и обсуждение возможных альтернативных финалов известных историй – отличный способ развлечься. К примеру, можно поразмышлять, какие действия помогли бы Колобку избежать съедения, и на этом примере поговорить с ребенком о необходимости соблюдать безопасное расстояние от незнакомых людей.

3. Подключайте игры и интерактив

Чтобы дети усвоили правила безопасности, недостаточно просто рассказать о них, необходимо, чтобы они пережили их опытным путем – это и есть залог их долгосрочного запоминания. Ошибки, допущенные в игровых ситуациях, не являются критичными, поэтому даже потенциально опасные сценарии изучаются в спокойной обстановке. Повторение правил в различных играх способствует их превращению в автоматические действия.

Интерактив позволяет не просто запомнить определенные сведения, например, какие действия недопустимы, но и способствует пониманию потенциальных ситуаций. Это связано с тем, что различные выборы, сделанные игроком, наглядно демонстрируют разные результаты.

4. Необходимо научиться отказывать, даже если просят об этом бабушки и люди с инвалидностью

Предотвратить многие рискованные ситуации можно, научившись вовремя говорить «нет». Важно учить ребенка уверенно отказываться, даже от вас. Ему необходимо понимать, что внутреннее ощущение дискомфорта – это предупреждающий сигнал. Если что-то кажется ребенку странным или неприятным, он имеет право отказаться и уйти, даже если взрослый оказывает давление.

Незнакомец может обратиться с вопросом: «Привет, вы меня помните?» и называть по имени. Если личность собеседника не вызывает воспоминаний, важно доверять своим ощущениям и не опасаться показаться невежливым.

Не менее значима и защита неприкосновенности тела. Поэтому, например, не следует принуждать к тесному контакту с родственниками, такому как объятия и поцелуи, даже если это принято в некоторых семьях. В противном случае желание постороннего человека нарушить личное пространство будет встречено адекватной реакцией.

Помощь людям, оказавшимся в сложной ситуации, должна исходить от взрослых. Если взрослый или пожилой человек просит ребенка зайти в квартиру за лекарством, помочь снять котенка с дерева или просит о чем-то подобном, необходимо отказать. Безопаснее будет сказать, что родители рядом, и громко позвать их, например, крикнуть: «Папа»! Это может отпугнуть человека с недобрыми намерениями.

5. «Кричи, беги, зови на помощь»

Дети часто знают, что им следует делать, однако на практике они испытывают стеснение и опасаются показаться нелепыми, из-за чего избегают высказываться. Чтобы развить уверенность, можно потренироваться громко говорить на природе, например, в поле или лесу.

Специалисты рекомендуют при этом устанавливать зрительный контакт с одним из прохожих и обращаться к конкретному человеку: «Мужчина! Мужчина с портфелем, помогите! Я не знаю этого человека!» Когда вокруг много людей, существует вероятность, что каждый подумает, что помощь придет от кого-то другого, поэтому важно обращаться к кому-то конкретно. Можно кричать «Это не мой отец», или солгать и вместо слова «помогите» кричать «пожар»! Это позволит быстрее привлечь внимание.

6. Превращайте правила в привычки

Правила станут привычными для ребёнка лишь в том случае, если они будут соблюдаться всеми. Когда правила одинаковы для всех членов семьи и ближайшего окружения, например, для няни, формирование привычки происходит как посредством повторения, так и через наблюдение. Поэтому необходимо уделять внимание правильному поведению в повседневных действиях.

Рассказывайте о своих планах на день и маршрутах, чтобы ваш ребенок тоже начал делиться с вами информацией о себе. Звоните, чтобы проявить заботу и убедиться, что все хорошо — и он всегда будет отвечать на звонки. Если ему станет некомфортно общаться с друзьями, попросите хотя бы отвечать на сообщения. Кроме того, установите «кодовые слова» для обозначения ситуаций, требующих помощи.

7. Используйте положительное подкрепление

Не стоит критиковать ребенка за ошибки, напротив, необходимо поощрять его успехи. Если положительные действия воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а любые недочеты вызывают наказание и осуждение, это может привести лишь к тому, что ребенок будет скрывать возникающие трудности.

Поддержка играет ключевую роль в развитии детской психики. Однако она должна быть конкретной и направленной на ситуации, в которых ребенок проявил себя с положительной стороны. Это поможет укрепить его веру в собственные силы и способность действовать в сложных обстоятельствах. Важно помнить, что даже усилия и намерения заслуживают признания, даже если результат не соответствует ожиданиям.

Чрезмерное увлечение не всегда уместно: дети гораздо острее воспринимают неискренность, чем взрослые.

8. Не подавляйте детское любопытство

Родители порой ограничивают естественное детское познание мира, воспринимая его как потенциально опасное. Постоянные запреты вроде «Не подходи, не трогай, не лезь…» могут усилить тревожность ребенка и снизить его независимость, даже если в конкретной ситуации они кажутся оправданными.

Вместо того чтобы просто указывать направление, лучше взять человека за руку и предложить вместе разобраться, как безопасно действовать. Также можно обсудить, почему определенные действия связаны с риском и как правильно поступить в данной ситуации. Такой метод способствует развитию самостоятельного мышления, а не слепого подчинения.

Поделитесь воспоминаниями из детства, обсуждайте их. Не стремитесь представлять себя безупречным. Истории о ваших ошибках не уменьшат ваш авторитет, а, напротив, повысят доверие к вам.

9. Разрушайте шаблоны

Опасность может исходить не только от людей, вызывающих страх. Детям не следует уходить с незнакомыми людьми, даже если это кажутся приятные женщины, другие дети или безобидные пожилые люди.

Даже в привычной обстановке можно столкнуться с неожиданными ситуациями, и даже знакомая собака может укусить. Ребенку необходимо осознавать, что правила безопасности применимы всегда, вне зависимости от того, выглядит ли ситуация опасной.

Объясняйте спокойно, не вызывайте страх. Обучайте, не применяя наказания. Привлекайте для обучения детскими материалами, увлекательными сказками, познавательными играми. В этом случае ваш ребенок сможет защищать себя, не опасаясь окружающего мира, а осознавая его.