Семья

Константин Райкин: спасение на съемках

Фото: img.freepik.com

В журнале появилась заметка о реальном происшествии: большевики перенесли золото белых войск из Сибири в Москву. Груз несколько раз менял владельцев: чекисты передавали его белогвардейцам, бандитам, опять же чекистам и так по кругу.

27-летний Никита Михалков, уже известный как актер, но начинающий режиссер, вдохновился этой историей (ему в то время очень нравились американские вестерны) и задумал снять истерн, приключенческий фильм, действие которого разворачивается не на Диком Западе, а на «Диком» Востоке.

С маститым сценаристом Эдуардом Володарским создали повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком», опубликовали её в журнале и подали заявку в Госкино на экранизацию. Тема Гражданской войны, противостояния белых и красных, одобрялась, и сценарию дали зеленый свет.

В фильме поднимались темы, выходящие за рамки описания героев и их подвигов. Михалков хотел показать зрителю глубину мужской дружбы, суроvost романтики и стремление к приключениям.

С самого начала работы над сценарием Никита Сергеевич определился с составом исполнителей главных ролей. В то время все актеры были молодыми и только начинали свой путь в искусстве, но ему было хорошо знаком каждый из них. Юрий БогатырёвВ труппе были Константин Райкин, Александр Кайдановский, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров и Александр Калягин; самым известным из них в то время считался Анатолий Солоницын.

Для Юрия Богатырева роль Шилова стала второй в фильмографии. Выбор мягкого, интеллигентного Богатырева на роль чекиста удивил многих, но Михалков знал, что Богатырев сможет сыграть кого угодно. Знакомые со Щукинского училища, Богатырев снялся в дипломной работе Михалкова, а затем — и в шести его фильмах. Никита Сергеевич считал актёра своим талисманом, и все самые яркие роли Юрий Богатырёв сыграл именно у него.

Александр Калягин, сыгравший начальника железнодорожной станции Ванюкина, сначала отказался от съемок. Недавно он потерял супругу и желал больше времени проводить с дочерью, но Михалков убедил его, что, по словам Калягина, спасло его от депрессии.

Михалков сразу же обратил образ атамана Брылова к себе, оформив его как вычурную и модного героя. В отношении потенциальных претензий цензуры по поводу героя с чрезмерно аристократичными манерами он предусмотрительно предложил объяснение: ведь это отрицательный персонаж, поэтому у него такие выраженные буржуазные черты. Вопросов не возникло.

Фотопробы прошли, съемки подготавливали, а затем режиссеру пришла повестка в армию. Работа прекратилась до тех пор, пока Никита Михалков проходил службу в подводном флоте на Камчатке. Но речи о замене режиссера или остановке проекта не шло.

Сергей Шакуров рассказал: «Меня утвердили на роль Забелина. Два месяца я ожидал вызова на съемки, но его не было. Только потом стало известно, что Никиту призвали. Члены съемочной группы терпеливо ждали его возвращения.»

Работы начались летом 1973 года. В павильонах Мосфильма создали все интерьерные декорации. После этого группа переехала в Подмосковье и сняла сцену проводов красноармейцев, а затем отправилась в Чечено-Ингушскую АССР — на съемки натуре. Говорят, локации подсказал отцу режиссера, писателю Сергею Михалкову, танцор Махмуд Эсамбаев. Большинство историй со съемок связаны именно с работой в Чечено-Ингушской АССР.

Владимир Комаровский, директор фильма, опубликовал объявление о наборе массовки в газете. В нем значилось: «Пешие – по 5 рублей, конные – по 10. Приходить с паспортом». На следующий день на съёмки собралась огромная очередь. Люди сдавали паспорта для оформления и клали между страницами пяти- и десятирублевые купюры: потенциальные артисты решили, что им нужно заплатить за съемки. Когда об этом узнал ОБХСС, разразился скандал. Режиссёра и директора обвинили во взяточничестве. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешался Сергей Михалков.
Съемочная группа столкнулась с новыми трудностями при работе с массой актеров.

Никита Сергеевич вспоминал: – Построил я всех в ряд и говорю: «На первый-второй рассчитайсь». Потом сказал, что первые будут играть людей в поезде, а вторые – бандитов, которые грабят состав. Что тут началось! Все местные хотели быть разбойниками и не хотели играть тех, кого грабят. «Меня — грабить? Вы что!?» Перед началом съёмок спрашивают: «Оружие вы будете давать или нам свое принести?» Еще и обиделись, что им выдали холостые патроны.

Чтобы улучшить взаимопонимание, кинематографистам пришлось принимать участие в массовой драке «стенка на стенку». После этого их авторитет среди местного населения возрос, и работа стала продвигаться.

На съёмочной площадке работали каскадёры, но актёрам было интересно выполнять трюки самостоятельно. Иногда даже опасные, как трюк с прыжком в реку героев Юрия Богатырёва и Константина Райкина с обрыва высотой 12 метров. Снимали этот эпизод на реке Аргун, горной и опасной, где температура воды составляла три градуса, а скорость течения — 12 метров в секунду! Да ещё и глубину реки в этом месте измерили неправильно: шест сносило сильным течением; тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось, что достаточно глубоко, но, как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была всего около двух метров, а потому при вхождении в воду с большой высоты можно было погибнуть, ударившись о дно.
Богатырев и Райкин отказались от участия каскадеров, и едва оказавшись в воде, сила течения моментально унесла их.

«Во время съемок мы тонули по-настоящему, прямо во время дубля, — вспоминал Константин Райкин. — На Аргуне страшное течение: более 40 километров в час! Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот».

Только благодаря силе богатыря удалось выбраться на берег, тащив за собой Райкина.

Юрий Богатырев был крепким парнем, но никогда не занимался спортом. Перед съемками ему пришлось худеть, тренироваться в спортзале и заниматься верховой ездой. Но самая большая проблема заключалась в том, что он не умел драться. По сценарию его герою нужно было ударить Александра Кайдановского, а у Богатырева рука не поднималась! «Я просто не могу ударить Сашу!» — говорил он Михалкову. На очередном дубле режиссер взорвался: «Что тут за «ты» и «Саша»! Встречаются чекист и белогвардеец. Только это должно тебя интересовать!».

Помня о том, что трудиться было комфортно, режиссёр говорил о дружеской атмосфере на съёмках: все были коллегами и друзьями. Такое положение дел помогало избегать застревания в проблемах и разногласиях. В ходе работы Никита Михалков женился… манекенщице Татьяне СоловьевойИ весь съёмочный персонал праздновал это событие.

Бюджет фильма превышал 500 тысяч рублей. Михалков просил цветную пленку для съемок, но начинающему режиссеру её выдали в ограниченном количестве. Данного объёма хватило не на все сцены (например, сцену ограбления поезда пришлось переснимать из-за брака, поэтому группа отправилась под Баку, так как в Чечне уже лежал снег), и часть фильма была снята на черно-белую пленку. Впрочем, современные технологии позволяют раскрасить старые кадры, что неоднократно уже делалось. Возможно, «Свой среди чужих, чужой среди своих» когда-нибудь станет полностью цветным фильмом.

Эдуард Артемьев написал знаменитую мелодию к фильму. Встретившись с Никитой Михалковым в Доме кино, композитор услышал подробный рассказ о сюжете, эмоциях и примерах музыки для фильма, которую режиссёр хотел назвать «мелодия воспоминаний». Вернувшись домой, Артемьев сел за рояль и сразу же наиграл тему. Композитор сам был потрясен получившейся мелодией и записал ноты, чтобы ничего не упустить. Эта мелодия стала одной из самых узнаваемых в советском кино.