Семья

Кем быть? Как помочь ребенку выбрать профессию

Кем быть? Как помочь ребенку выбрать профессию
Getty Images

Пусть будет интересно

Конечно, интерес ребенка к какой-либо деятельности или его успехи еще не говорят о том, что именно этот путь он должен выбрать, когда подрастет. Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», говорит: «Каждый ребенок рождается с уникальным набором психофизических возможностей. У него своя скорость учебы, свое чувство ритма и т. д. На основе этих врожденных качеств и будут развиваться общие умения и способности: интеллект, моторика, воображение, память, речь, интуиция. Но, чтобы малыш развивался, ему необходима помощь взрослого, нужны интересные и посильные для ребенка задачи. Вот, например, годовалый малыш увлеченно складывает пирамидку — означает ли это, что он будет строителем или архитектором? Нет, очевидно лишь, что его психомоторное развитие в норме.

Психика не может развиваться вне действий, вне задач. Сложить домик из кубиков — это задача. Давайте ребенку задачи — свои для каждого возраста — и материал для их решения. Вы заметили, что у дошкольника хороший музыкальный слух или он проявляет склонность к уединению или, напротив, высокую коммуникативную активность? А вот это уже знаки индивидуальности вашего малыша, эти качества становятся очевидны и родителям, и ребенку только в действиях. Поэтому надо создать богатую впечатлениями и задачами среду. Ежедневно ребенок будет удивлять вас своими достижениями — и важно внимательно наблюдать за ни, поддерживать его интерес, расширять его представления о мире».

Научиться выбирать

Важно помнить: насколько удачным будет выбор профессии, зависит в том числе и от того, научился ли ребенок выбирать. Все его существенные успехи и ошибки должны стать результатом собственного выбора, лечь в копилку личного опыта. Иначе есть риск, что вся ответственность за них упадет на плечи родителей — что точно не способствует взрослению и будет лишь поводом для упреков со стороны разочарованного чада. Как вырастить самостоятельного ребенка.

Выбор профессии начинается задолго до изучения рейтингов вузов и институтов: чтобы выбрать направление, у ребенка уже должен быть выработан соответствующий механизм, это должен быть не первый серьезный выбор в его жизни. Помочь этому несложно: ребенок должен уметь с довольно раннего возраста сам выбирать из нескольких вариантов один и нести ответственность за свое решение. Необходимо включать его в принятие повседневных решений, давать ему понять, что его мнение может стать решающим и при выборе кружка, и при обсуждении обеденного меню или программы на выходной. Важно также, чтобы ребенок переживал результат выбора не как данность («ну, вот так получилось»), а как итог его личных размышлений и анализа.

Почему так важно пробовать новое

Пробовать новое

Чем больше знаний о разных областях деятельности получит ребенок в детстве, тем проще ему будет сделать выбор, когда придет время. Дайте ему попробовать себя и в творчестве, и в спорте, и в рукоделии, и в кулинарии (что приготовить вместе с ребенком). Пусть он мастерит, ухаживает за растениями и животными.

Эльмира Давыдова: «Важно, чтобы родители делали это все вместе с ребенком! Думайте вместе, играйте вместе. Читайте книги, которые читает он, смотрите вместе мультики, обсуждайте события дня и, конечно, обсуждайте с ним профессии. Вот шоколадка: почему она столько стоит? Труд каких людей ее создал? Кто получил прибыль? А если не получил, то почему? Чем живет театр, больница, бассейн? Глядя на жизнь с этой стороны, вы сами узнаете много интересного!»

У ребенка множество увлечений и они постоянно меняются? С одной стороны, это хорошо: он пробует новое и расширяет свой кругозор. Но многие родители беспокоятся — не станет ли привычка бросать дело на полпути препятствием для успеха в будущем? Эльмира Давыдова считает, что опасаться не стоит: «Не беда, если ребенок к чему-то охладеет. Главное, приучить его к труду, чтобы в его жизни были некие обязательные дела, которые он должен делать через «не могу» и «не хочу». Например, обязательно заправлять свою постель, мыть посуду. А еще — самому оценивать свои возможности в том или ином деле, свои результаты. Помыл посуду — сам пойми, насколько хорошо это сделал. Выучил параграф — пойми, насколько крепко. Это очень важно — уметь самому себя оценить. Бывает, что за частыми охлаждениями к занятиям стоит страх перед чужой оценкой, поиск поддержки. Адекватная самооценка в этом случае станет «таблеткой от неуверенности».

Приоритеты

Если у школьника уже определился круг интересов, то стоит попытаться вместе с ним сформулировать это увлечение в контексте возможной профессии. Пусть ребенок осознанно размышляет и рассуждает на эту тему — и вы вместе с ним. Но озадачиваться всем этим нужно не в конце одиннадцатого (и даже не девятого) класса, а как можно раньше — пожалуй, уже с первых классов школы, когда на эксперименты, пробы и ошибки есть еще много времени.

Кстати, успехи в школе не всегда являются «маркером» способностей. Эльмира Давыдова: «Часто увлеченность ребенка предметом зависит от таланта преподавателя. Но школьная отметка может дезориентировать родителя: вы рады четверкам и пятеркам, но на самом деле ни интереса, ни устойчивых знаний у ребенка нет».

Чтобы быть в курсе дел, найдите возможность иногда беседовать с классным руководителем, руководителем кружка и учителями-предметниками (особенно с хорошими учителями) — они, как правило, очень ревностно относятся к своему предмету и всегда выявят ученика, имеющего к нему склонность.

К слову, многие знаменитости и состоявшиеся в профессии люди утверждают, что их работа выросла из детского хобби. Помогите ребенку найти такое увлечение, пусть он поймет, какое занятие приносит ему максимум радости, рождает азарт и наполняет жизнь. Конечно, не всегда реально трансформировать детское увлечение в профессию, но проанализировать все свои хобби в данном серьезном контексте просто необходимо.

Материальный аспект в нашу потребительскую эпоху, конечно, существенно влияет на формирование интересов молодых людей и нередко становится определяющим при выборе профессии. Здесь очень важно, чтобы подросток, выбирая «перспективное» направление, не обрек себя на пожизненное рабство: деньги деньгами, но достаток никак не равен счастью, и повседневная работа должна ладиться и быть если не в радость, то хотя бы приносить удовлетворение — иначе гордиться точно будет нечем. Доходчивой будет аналогия с любимыми и нелюбимыми школьными предметами — пусть ребенок представит, что всю жизнь изо дня в день будет учить, например, горячо ненавидимую физику или английский, но за большую зарплату: никаких денег не захочешь.

Что делать, если выбор ребенка вам не нравится

Кем быть? Как помочь ребенку выбрать профессию

Кто выбирает?

Случается, что родители не одобряют выбор ребенка или, например, его нежелание следовать семейной профессиональной династии («Дедушка и папа стали хирургами, и от тебя мы ждем того же»). Что же делать?

Эльмира Давыдова считает: «Если ребенок хочет чего-то «не того» — это не большая беда, хуже, если он не хочет ничего — ничего не читает, ничего не слушает, ничего не делает, никуда не ходит. Это значит, что у него нет энергии, а такое часто случается, если родители слишком давят на ребенка. Возможно, они считают, что делают это из лучших побуждений — ведь они любят своего сына или дочь! Но настоящая любовь — это помощь в развитии, предоставление выбора и свободы выбора. Если есть диалог, если родители и дети слышат друг друга, они всегда смогут договориться и принять разумное взвешенное решение».

Бывает, что ребенок выбирает профессию, чтобы стать похожим на своего кумира — например, актера или певца. Если родители убеждены, что ребенок заблуждается в оценке собственных возможностей, но настаивает на этом выборе, то здесь потребуется деликатное вмешательство психолога. Перенос отношения к носителю профессии на саму профессию — одно из наиболее распространенных заблуждений, порожденных инфантилизмом.

Как стать лидером?

Психолог Елена Попова (центр «Сити-клуб») уверена, что подростковый возраст — удачное время для формирования лидерских качеств. Чему же могут научить ребенка родители?

  1. Побуждайте подростка выходить из зоны комфорта, делать не только то, что у него хорошо получается. Люди с высокой мотивацией выбирают задачи среднего уровня сложности, а те, кто стремится избегать неудач, — низкого.
  2. Реакция на удачу. Люди, склонные к лидерству, чувствуют собственную ценность тогда, когда достигают все более высоких целей. Те же, кто не обладает лидерскими качествами, плохо прогнозируют успех, достижение цели для него — повод остановиться, понизить требования. Он чувствует себя значимым тогда, когда сделает много однотипных задач по шаблону.
  3. Реакция на неудачу. Лидерская стратегия — это когда неудача становится сигналом к активному поиску альтернативных путей, а не поводом вообще отказаться от задачи. Лидеры не перекладывают ответственность на внешние обстоятельства!
  4. Самооценка. Неуверенным в себе людям свойственно занижать оценку себя, давать себе слишком мало шансов на успех. Лидеры склонны к нормальной или завышенной самооценке, они верят в собственные силы и успех — и тем самым выдают себе «кредит доверия», создают базу для достижения целей.
  5. Самоорганизация. Стремление достичь цели заставляет людей мириться с сегодняшними неудобствами ради достижения отдаленных целей, а не довольствоваться тем, что есть, делать поменьше ради своего комфорта. Не стоит «почивать на лаврах»: жизнь всегда в движении!

Долой страх!

Несмотря на всю серьезность принимаемого решения, не стоит делать из этой задачи нечто угрожающее: «Выбор нужно сделать раз и навсегда, ошибешься — пропадешь». Гораздо лучше, если ребенок будет знать: всегда есть возможность круто изменить жизнь, освоив другую специальность, сменив работу или всю область деятельности, главное — не бояться пробовать новое. Это лишь добавит жизни красок, позволит прожить еще один новый этап, испытать себя, а возможно, и добиться настоящего успеха.

Кто поможет?

Если проблема выбора профессии мучительна и подросток никак не может определиться, стоит побеседовать со школьным психологом или специалистом по профориентации. Выбирая специалиста, обратите внимание не только на наличие у него высшего психологического образования, но и на наличие сертификатов о повышении квалификации по работе с определенными методиками, и на опыт работы с подростками, а также на способность вызвать личное доверие — тогда диалог с вашим ребенком получится.

Такая консультация может быть крайне полезной — и не только по части выбора профессии. Разговор поможет подростку понять самого себя: оценить свои способности, возможности и желания, сильные и слабые качества, поставить перед собой цель и спланировать пути ее достижения. В итоге его будущее станет ближе и понятнее, исчезнут тревога и страх неизвестности, возникнет позитивный настрой. Ну а родители смогут лучше узнать своего ребенка и оценить свою роль в этот ключевой момент его жизни.


Источник