Семья

Каким советским режиссёрам не давала работать цензура

Каким советским режиссёрам не давала работать цензура
Getty Images

В жизни некоторых советских режиссёров были, поистине, трагические моменты, когда они никак не могли пробиться через препоны, цензуру и даже полные запреты снимать кино вообще.

Андрей Тарковский

Гениальный советский режиссёр, практически, всю свою творческую жизнь боролся с химерами. Проблемы у него начались ещё на съёмках «Андрея Рублёва». Работа над фильмом шла с постоянными препонами, ещё на стадии сценария советские чиновники раскритиковали сюжет картины за мрачность и антипатриотизм и подвергли её цензуре. Вспоминали ли они, что подвергали этот проект гонениям, когда «Андрей Рублёв» получил приз Международной федерации кинопрессы и был признан главным в карьере режиссера?

Андрей Тарковский

РИА Новости

Сын режиссёра, Андрей Тарковский-младший, вспоминал: «С тех пор он только и делал, что боролся за своё искусство с советскими идеологами. К сожалению, он снимал меньше, чем мог и хотел снимать. Были периоды, когда папа годами сидел без работы, безумно страдая от этого. В такие моменты он предпочитал уезжать в деревню, где у него был дом, который он сам построил. Он жил там в одиночестве, занимался строительством, домашним хозяйством. Порой в такие моменты творческого простоя ему приходилось отменять свои дни рождения или какие-то праздники: не на что было накрыть стол для гостей. Семье не хватало денег на то, чтобы просто выжить».

Андрей Тарковский говорил, что его травили на протяжении всей его карьеры, из-за чего из 20 лет работы в советском кинематографе он «около 17 был безнадёжно безработным». В 1982 году режиссёр улетел в Италию, чтобы снять там фильм «Ностальгия», а закончив работу объявил на пресс-конференции в Милане, что не собирается возвращаться в СССР…

Маргарита Барская

У этой актрисы, кинорежиссёра и сценариста, могло быть блестящее будущее. Если бы она родилась в другом месте. Или в другое время. Красивой женщине прочили карьеру актрисы, но она хотела быть режиссёром. Первый полнометражный художественный фильм Маргариты Барской «Рваные башмаки» стал сенсацией в Советском Союзе. Это был первый в мире звуковой фильм, сделанный «силами детей, для детей и о детях». Снимала Барская свой первый большой фильм почти два года, получая за свою скрупулёзность строгие выговоры, а порой её лишали зарплаты… Шестнадцать раз режиссёра собирались уволить, дважды картину консервировали… А когда фильм был выпущен в прокат, он произвёл фурор.

Маргарита Барская

Wikipedia

Писатель Максим Горький спрашивал у Маргариты Барской: «Как это Вы сделали, что у Вас маленький мальчик перед витриной с игрушками дает такую гамму эмоций, которые доступны только большому актеру?»

Карьера Маргариты Барской так и закончилась на той высокой ноте. Следующий её фильм «Отец и сын», который она сняла также по собственному сценарию, не был выпущен на экраны. Фильм подвергся цензуре, а когда Маргарита начала активно бороться за своё детище, картину окончательно разгромили, режиссёра обвинили во вредительстве и уволили в 1937 году со студии «Союздетфильм»… Через два года Маргарита Барская покончила с собой…

Александр Аскольдов

Режиссёр Александр Аскольдов в полной мере ощутил на себе тяжёлое давление советской цензуры, из-за которой он также смог снять всего один фильм. Фильм «Комиссар», снятый в 1967 году на основе рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», был дипломной работой режиссёра. Советской цензуре многое не понравилось в картине дебютанта: еврейский вопрос, нестандартное отношение к послереволюционным событиям, слишком большой акцент на личной жизни главной героини… В итоге фильм был признан идеологически вредным и не выпущен на экран, его без единого показа положили на полку (где он пролежал 20 лет). Аскольдова, который пытался защитить своё детище, лишили партбилета и уволили со студии, запретив ему заниматься кино вообще.

Александр Аскольдов

Persona Stars

Долгое время считалось, что фильм утерян безвозвратно, но позже выяснилось, что его спас режиссёр Сергей Герасимов, который спрятал одну копию у себя в сейфе, где её и нашли после его смерти. В 1987 году на Международный кинофестиваль в Москву приехали многие мировые звёзды, привлечённые перестройкой и гласностью. На одном из мероприятий фестиваля первый председатель Союза кинематографистов СССР Элем Климов заявил, что абсолютно все запрещённые советские фильмы вышли на экраны. И вот тут настал звёздный час Александра Аскольдова, который взял микрофон и рассказал о судьбе своего фильма «Комиссар».

Так и получилось, что впервые фильм «Комиссар» был показан спустя 20 лет после своего выхода — в июле 1987 года в Доме кино. Вне программы фестиваля. Тогда «Комиссар» стал настоящей сенсацией. Лента получила международное признание, призы Берлинского фестиваля, гран-при в Иерусалиме и Сан-Франциско, «Британская энциклопедия» за роль в этом фильме внесла исполнительницу главной роли Нонну Мордюкову в список выдающихся актрис XX века, а Александр Аскольдов стал известным на весь мир.

Леонид Гайдай

А у этого успешного режиссёра карьера могла оборваться в самом её начале. Всё началось с грандиозного скандала. Его чуть не отстранили от работы из-за сатирической комедии «Жених с того света». По сюжету фильма главный герой уезжает в отпуск, но по дороге на отдых вор крадёт у него бумажник с документами, после чего погибает под колесами автомобиля… В результате считается, что погиб тот самый отпускник. А потом герой весь фильм не может доказать государственной системе, что на самом деле он жив… Посмотрите на канале Кинопоиск фильм о Леониде Гайдае.

Советская цензура усмотрела в картине жирный намёк на тяжеловесную советскую бюрократию. И начала бороться. Нет, не с бюрократией, а с режиссёром Леонидом Гайдаем. Комедию начали безжалостно кроить, вырезая целые сцены и сюжетные линии, невзирая на протесты режиссёра. В итоге полноценный полнометражный фильм превратился в короткометражный, а Гайдаю, вообще, пообещали зарубить карьеру в самом её начале…

Леонид Гайдай

РИА Новости

Конечно, эти события не могли не сказаться на здоровье режиссёра. Как рассказывал киновед И. Фролов: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. И без того длинный и тощий, он высох еще больше. Одежда болталась, как на жерди. Жаловался на приступы боли в желудке. Открылась язва. Надо было лечиться. И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощанье заявил: «За комедию больше не возьмусь». Хорошо, что эти слова он обронил сгоряча…


Источник