Как жить в доме без слуг: малоизвестное произведение автора «Хижины дяди Тома»

Маленькие женщины, большие планы
Катарина и Гэрриет Бичер появились на свет в американской семье, которая была как обычной, так и необычной для своего времени. Отец девочек был проповедником, а мать – его супругой. Более пристальный взгляд на семью выявит, что отец являлся одним из самых известных проповедников страны, а мать – художницей-миниатюристкой. При этом, из-за общественных норм, она считала себя любительницей изобразительного искусства.
Мать девочек родилась в церковной семье, но отличавшейся прогрессивными взглядами. Миссис Бичер всегда ценила образование и образованность.
Несмотря на то, что мать скончалась, когда Гэрриет исполнилось пять лет, старшая сестра переняла её взгляды и затем поделилась ими с сестрой.
Разница в возрасте между сёстрами была значительной: между ними воспитывались ещё несколько братьев и сестёр. Когда Гэрриет было двенадцать лет, Катарине уже двадцать три. К этому времени Катарина самостоятельно изучила математику, философию и латынь, которые не преподавали в женских школах, и открыла первую женскую школу с программой, полностью совпадающей с мужской школьной программой. С обычными предметами ей помогала младшая сестра Мэри. Благодаря брату, священнику и директору школы одновременно, Катарина дополнила свои знания химией, алгеброй и риторикой.
До начала работы Катарина Бичер два года обучалась в обычной школе для девочек и изучила внутреннее устройство таких учреждений. Также она полагалась на советы брата. Возможно, был ещё один шаг к осуществлению глобальных планов Катарины Бичер – она обручилась с молодым преподавателем математики из Йеля. Но он погиб в море, и Бичер навсегда исключила из своих планов замужество. В её планах остались подъём женского образования в стране на новый уровень и равенство прав для всех христиан.
В школе сестер Бичер революционной была не только программа, обеспечивающая девочкам такое же количество знаний, что и мальчикам. Обещали также заботиться о здоровье девочек по передовым медицинским стандартам. Если общим трендом было представление о том, что девочку надо недокармливать и лет с восьми туго затягивать в корсет, то Катарина и Мэри Бичер ставили на здоровое питание, закаливание и гимнастику.
В школе Бичер «здоровое питание» представляли по системе Грэма – проповедника модной диеты, основанной на отказе от мяса, употреблении цельнозернового хлеба и обязательном яйце на завтрак. Ученицы предложили ей попробовать хорошо приготовленный ужин (дома у Бичеров всегда питались скромно). После этого Бичер решила, что Грэм не лучший выбор, и внесла серьёзные изменения в рацион учениц.
Несмотря на осуждение излишней образованности женщин, многие семьи приветствовали возможность полноценного обучения дочерей, поэтому школа оставалась полной. Образовательный процесс был успешным, вдохновив Катаринну Бичер на написание методического пособия для женских школ. Гарриет Бичер также перешла в это учебное заведение из обычной школы.
С детства Гарриет стремилась стать художницей и много занималась живописью, в том числе масляной. С ранних лет было ясно, что её одаренность проявляется прежде всего в литературе. В последний год обучения в старой школе её сочинение прозвучало на презентации лучших работ учениц. В новой школе талант Гарриет продолжал развиваться. Неудивительно, что после окончания школы она преподавала там же литературу, основываясь на умении писать собственные тексты.
Две сёстры занимались политикой в то время, когда женщинам это было недоступно.
В 1832 году Катарина уже считалась незамужней женщиной преклонного возраста, а Гарриет было всего двадцать один год – расцвет юности по тем временам. В этом году отец получил место директора семинарии в Цинциннати, городе другого штата, и сёстрам пришлось переехать туда же. В то время самостоятельность в передвижениях позволяли себе одинокие девушки только из ирландских семей – зарабатывали они деньги на приданое к свадьбе, занимаясь работой, за которую приличные дамы не брались, например, горничными, модистками или приказчицами.
Катарина пыталась основать новую женскую школу в Цинциннати, но поняла, что это не удастся. Гарриет за время работы новой школы успела издать пользующуюся большой популярностью книгу – учебник географии. Отличительной чертой его была веротерпимость к католикам. Епископ Цинциннати высоко оценил гуманизм учебника.
Сёстры Бичер отличались терпимостью не только к католикам (в Америке которых в первую очередь представляли ирландские няни и горничные). В 1829-1830 годах Катарина Бичер выступала против кампании президента Джексона по принудительному переселению христианских народов чероки, чикасо, чокто, криков и семинолов на запад. Переселение сопровождалось фактическим отъёмом ферм и угодий семей и гибелью большого количества человек в пути. Бичер опубликовала текст, прямо призывавший женщин Америки направлять в Конгресс протестные письма.
Удивительно: та же женщина впоследствии напишет тексты, осуждающие движение за права женщин, считая лучшим способом женского влияния на политику создание благоприятной домашней атмосферы, побуждающей мужей и сыновей следовать её советам.
Гэрриет писала тексты и делала доклады о необходимости терпимости к различным формам английского языка – дилектам, социальным говорам и новообразованиям. Она также печаталась в журналах и получала за это деньги. Несмотря на то, что подобное поведение считалось неприемлемым для девушки, Гэрриет вышла замуж в двадцать четыре года за Кэлвина Стоу, священника и богослова, который поддерживал её работу, возможно, из-за финансовых соображений.
Город Цинциннати находился почти на границе с штатом Кентукки, где сохранялось рабство. Через него проходил путь беглых рабов, которых помогали аболиционисты. Гэрриет много общалась с ними, расспрашивая о страданиях их прежней жизни. Ей пришлось пережить смерть ребёнка, и позже она говорила, что это событие стало разделением опыта с рабынями, чьи дети навсегда были отняты чужими людьми. Гэрриет решила бороться с рабством тем способом, который ей был доступен: писала книги. Так появилась «Хижина дяди Тома». И не только.
Влияли ли тексты Гарриет на политику штатов? Говорят, что когда Линкольн много лет спустя встретил миссис Бичер-Стоу, он воскликнул: «Так это вы та маленькая женщина, написавшая ту книгу, которая начала эту большую войну!» Скорее всего, конечно, это просто легенда – но отражающая популярность и влиятельность книги Гарриет и, возможно, её статей.
Катарина уделяла всё больше внимания созданию новой модели женщины: образованной даме, которая ведёт хозяйство с научным и рациональным подходом. Бичер писала тексты и выступала с докладами, в которых утверждала, что для страны важно, чтобы девочкам предоставлялось полноценное образование. Она также считала, что лучшими учителями для детей являются женщины, поскольку природа предназначила их именно для воспитания малышей (позже схожим девизом Константин Ушинский запустил программу подготовки учительниц).
Катарина Бичер выступала за то, чтобы к детям не применяли те же критерии, что и ко взрослым. Особенно это касалось девочек, которых считали лишь маленькими хозяйками. Бичер утверждала: детство должно оставаться временем обучения и игр.
Жизненный путь сестер был тесно переплетен с общими целями: одна боролась за освобождение рабов, другая – за улучшение положения женщины. В результате совместной работы родилась книга по домоводству, продолжившая первый труд Екатерины Бичер на ту же тему. Она пропагандировала организацию дома таким образом, чтобы в нем царили здоровье и комфорт, а хозяйка могла справляться с готовкой без прислуги рабынь. Такая система была необходима, поскольку многие женщины относились к идее аболиционизма с подозрением из-за возросшей трудовой нагрузки на их плечи.
Кухня будущего
В книгах по домоводству на архитектурных планах кухни обладают характерными особенностями. В первую очередь, её максимально отделяют от гостиной и столовой – между ними располагается обширный парадный коридор, в конце которого лестница ведёт к спальням и кабинетам второго этажа. Сама кухня очень просторная с большим столом посередине, за которым могут сидеть и пить кофе несколько слуг с одной стороны, а кухарки резать овощи или раскатывать тесто – с другой.
Печь и дровяная плита установлены для равномерного обогрева помещения. Местоположение остальной мебели (шкафов, мойки для посуды и овощей) определяется хозяевами. Проектировщики не обращают на это внимания. Кулинарное творчество в одиночку или с одной помощницей превращается в настоящий труд. Бегать от шкафа к шкафу, подкладывать дрова у плиты и возвращаться к большому столу для обработки продуктов – неприятная рутина.
Катарина Бичер являлась двигателем этого проекта и предлагала пересмотреть устройство кухни в семьях, где не обслуживает большое число (наёмных!) слуг, а то и вообще нет их. Её опыт хозяйствования начался с шестнадцати лет после смерти матери. По задумке Катарины, кухня должна была быть небольшим помещением между столовой и гостиной, позволяющим легко выйти как к гостям для участия в разговоре, так и к столу, чтобы помочь служанке накрыть его для домашних. Часть хозяйственных шкафов планировалось перенести из отапливаемой кухни в погреб под ней – таким образом продукты сохранятся лучше и дольше. Достаточно один раз в начале готовки спуститься с корзинками и вынести всё необходимое, избегая бега за каждым ингредиентом.
Отличия от современной кухни кажутся законченными, начинается чистый футуризм. План Бичера предусматривает единую рабочую поверхность из объединенных кухонных тумб, плавно доходящую до мойки. К мойке подведены два крана – с колодезной и дождевой водой (в зависимости от наполненности бака). Внутри столов-тумб, благодаря полкам, размещается то, что прежде хранилось на традиционных кухнях в буфетах. Часть вещей хранится не там, а на открытых и закрытых полках на стенах.
Катарина рассуждала так: если какому-то повару на камбузе удобно кормить двести человек, то неудобно ли хозяйке, которой надо всего лишь накормить семью?
Благодаря компактности кухни и продуманной системе хранения и рабочих поверхностей хозяйка должна была быстро приготовить обед и убрать. Ожидалось, что она проводит на кухне не так много времени, а основная жизнь её будет проходить в гостиной, спальне и саду – как и прежде.
Несмотря на то что множество женщин, прежде полагавшихся на служанок, стали готовить сами, концепция так и не прижилась. Ведь веками бабушки устраивали кухню по-другому, значит, так и надо! Так что хозяйки бегали, наматывая километры по старой кухне, и даже не задумывались, насколько отделены от жизни прочей семьи. Тем не менее, книга не осталась незамеченной. Сама концепция была известна проектировщикам жилых пространств – просто воспринималась как оригинальничанье. До двадцатого века.