Как оградить детей от онлайн-опасностей: руководство для родителей

Десять лет назад родители в первую очередь беспокоились о том, когда ребенок вернется домой с улицы и не получит ли он травму колена. В настоящее время их опасения перешли в иную сферу — цифровую. У большинства детей смартфон появляется раньше, чем первый самостоятельный поход в школу, и с этого момента их «двор» становится онлайн-пространством.
Вместе с возможностью удобного времяпрепровождения появились и новые опасности. Интернет стал своеобразной «второй жизнью», в которой дети получают знания, заводят друзей, конфликтуют и подвергаются воздействию мошенников, сталкиваются с травлей и рискуют утечкой персональной информации.
Уже не актуально обсуждать, нужно ли ограничивать ребенка в использовании гаджетов, поскольку это не представляется возможным. На первый план выходит другой вопрос: как привить детям навыки безопасного поведения в интернете, где условия постоянно меняются? Об этом и смежных темах в ходе лекции, прошедшей на площадке «Облачные города», рассказал Сергей Зеленин, преподаватель кафедры «Защита информации» МГТУ им. Н. Э. Баумана и руководитель учебного центра Security Vision.
1. Экранное время — баланс, а не запрет
По мнению специалиста, более 13% детей ежедневно проводят в интернете свыше 7 часов, что сопоставимо с полной рабочей сменой. Исследователи отмечают, что это может приводить к проблемам со сном, снижению внимания и социальной отчужденности. Необходимо учитывать, что ребёнок не только проводит время в TikTok, но и использует электронные дневники, учебники, образовательные платформы, ищет информацию для выполнения заданий, взаимодействует в школьных группах. Поэтому жёсткие ограничения оказываются неэффективными: подростки находят способы обойти их — создают дополнительные аккаунты, используют чужие устройства.
Эффективным подходом является заключение «цифрового договора». Совместно с ребенком определяются правила использования онлайн-ресурсов: устанавливается время, проводимое в сети в рабочие и выходные дни, и объясняется необходимость использования гаджета. Например, можно сформулировать: «в будни – не более двух часов на развлечения, остальное время – для учебы»; «игры разрешены только после выполнения домашних заданий». При этом родитель предлагает альтернативные занятия: настольные игры, прогулки, занятия спортом. Это помогает избежать ощущения, что доступ к интернету ограничен, и способствует развитию умения контролировать себя.
2. «Незнакомцы» теперь пишут в директ
Ранее родители наставляли детей не разговаривать с посторонними на улице. Сегодня «посторонний» выходит на связь в мессенджерах или социальных сетях. Зачастую — представляясь сверстником.
Например, в 2024 году были
Существует несложное правило: личные данные и фотографии не следует передавать людям, с которыми вы не знакомы. Необходимо разъяснить, что под «незнакомцем» понимается не только человек, с которым вы познакомились в чате, но и «красивый парень с фотографией в профиле», а также «взрослый, представляющийся вашим одноклассником».
3. Игры рискованнее, чем кажется
Наибольшее количество обращений, касающихся мошенничества, связанного с детьми, приходится на онлайн-игры. Чаще всего злоумышленники используют одинаковую тактику: предлагают «бесплатный скин» или «супер-артефакт». После того, как ребёнок переходит по ссылке, у него могут похитить учётные данные, включая логин и пароль от аккаунта, а в некоторых случаях – доступ к банковской карте, если она связана с профилем.
Для детей потеря аккаунта – это не просто пропажа «игрушки». Там содержатся месяцы достижений, общение с друзьями и вложенные денежные средства. Поэтому родителям необходимо объяснить, что в сети не существует бесплатных предложений. Если предложение кажется чрезмерно привлекательным, вероятно, это мошенничество.
Рекомендуется создать отдельный электронный адрес для использования в онлайн-играх и привязать к нему виртуальную карту с установленным лимитом. В случае получения доступа к учетной записи злоумышленниками, потенциальные потери будут ограничены.
4. Цифровая гигиена
Многие дети знакомы с понятиями «пароль» и «приватность», однако на практике они часто используют один и тот же код для доступа ко всем онлайн-сервисам, например, «qwerty123.
Минимальный набор цифровой безопасности:
-
В социальных сетях можно установить параметры конфиденциальности, ограничивающие видимость информации только для друзей».
-
Для каждого сервиса используйте пароли длиной не менее 12 символов.
-
Двухфакторная аутентификация — обязательно.
-
Антивирус с функцией родительского контроля.
Объясните ребенку, что это не «слежка», а подобный «замок на входной двери». Он не создает неудобств, но обеспечивает защиту от нежелательных гостей.
5. Кибербуллинг — говорить, а не молчать
По данным
Важно, чтобы ребенок осознавал: обращение к взрослым – это не доносительство, а способ защитить себя. Родители могут:
-
вместе заблокировать обидчика;
-
сохранить скриншоты сообщений;
-
при необходимости обратиться к классному руководителю или даже в полицию.
Обращайте внимание на тревожные признаки: замкнутость, нежелание общаться, значительное ухудшение успеваемости.
6. «Секретное слово» для экстренных случаев
Мошенники всё чаще используют фишинговые атаки, ориентированные на детей, используя сообщения вроде: «Твоя мама попросила перевести деньги» или «папа в больнице, нужна помощь».
Несложный способ защиты – использование кодового слова. Совместно с ребенком выберите фразу («арбуз», «чебурашка», «три кота» и другие). Если сообщение или звонок кажется сомнительным, ребенок должен спросить: «Какое у нас секретное слово?» – и таким образом сразу узнает, имеет дело ли он с мошенником.
7. Финансовая защита
В настоящее время дети часто оплачивают развлечения, такие как поход в кино, поездки на такси и онлайн-игры — это, безусловно, удобно, однако сопряжено с определенными рисками. Рекомендуется оформить для ребенка отдельную виртуальную карту с установленным лимитом средств. В случае, если злоумышленники получат к ней доступ, финансовые потери семьи будут незначительными.
Не менее значимо обсуждение семейных правил, определяющих, какие приобретения допустимы без предварительного обсуждения, а какие требуют согласования. Это способствует формированию у ребёнка чувства финансовой ответственности и уменьшает риск необдуманных покупок на непроверенных онлайн-платформах.
8. Учимся вместе
Обеспечение безопасности – это не единичный разговор, а непрерывный процесс. Эффективными оказываются игровые подходы: проекты «Урок цифры», курсы «Киберграмотность в школах», интерактивные пространства, такие как «Кидбург» или «Кидзания».
Ребёнку предлагают смоделировать ситуации, связанные с реальными угрозами: распознать фишинговое письмо, безопасно пройти через «минное поле» из поддельных сайтов, правильно отреагировать на агрессивное поведение в чате. Подобные практические занятия способствуют лучшему усвоению информации, чем просто десять родительских наставлений.
Вывод
Интернет уже не воспринимается как нечто обособленное, а стал неотъемлемой частью повседневной жизни детей. Ограничения и технические блокировки эффективны лишь отчасти. Подлинная защита формируется на пересечении трёх составляющих: доверительные отношения в семье, установленные правила соблюдения цифровой безопасности и базовые технические средства (антивирусное программное обеспечение, режим конфиденциальности в браузере, программы для управления паролями, двухэтапная аутентификация).
Чем раньше ребёнок освоит умение распознавать возможные опасности и критически анализировать происходящее в сети, тем ниже вероятность того, что злоумышленники смогут использовать его наивность. В онлайн-пространстве уверенность и осведомлённость имеют большее значение, чем любые блокировщики и ограничения.