Как верно хвалить детей и не перестараться

В детском саду или школе наверняка каждая мама слышала такую фразу: «Он у меня такой умница, цены ему нет!». Многие относятся к этому скептически и считают, что зачем хвалить за всё? Но психологи уверены: мы недостаточно говорим своим детям хорошее, зато за проступок поругать никогда не забываем.
Поколение Миллениалы открыто говорят о том, что мамы и папы недостаточно любили их, публикуя посты в социальных сетях. Люди, появившиеся на свет на рубеже XX и XXI веков, вспоминают о строгом воспитании, когда от ребенка требовали быть идеальным. Надо было хорошо учиться, ходить в музыкальную школу и на спорт, поступить в университет и получить красный диплом. Родители редко хвалили, но часто ругали.
Зумеры относятся к жизни проще, не переживают из-за троек в школе и не испытывают проблем с самооценкой. Некоторые психологи утверждают, что это результат отсутствия строгого советского воспитания. Детям разрешали быть просто детьми, не стараясь сделать из них самых лучших и прилежных.
Арт-терапевт Ирина Гордеева считает, что перехвалить ребёнка — непростая задача. Наш культурный кодекс в общем и целом не склонен к похвале, как других людей, так и самого себя. Вместе с тем похвала способна оказывать благотворное влияние.
Исследователи Университета Де Монтфорт в Лестере обнаружили, что дети, которых хвалят пять раз в день, ведут себя лучше, спокойнее и более внимательны по сравнению с ребятами, получающими меньше похвалы. Важно не только количество похвал, но и то, как и за что их давать.
Как правильно хвалить — 4 важных совета
Поощряйте поступки, которые вы хотели бы видеть чаще.
Ребенок одет самостоятельно, помыл свою чашку? Это замечательно! Похвалите ребенка за самостоятельность и то, как хорошо у него всё получилось. Неважно, что пуговицы на рубашке не в нужных петлицах, а чашку нужно перемыть. Главное — он всё сделал сам, а как правильно — придёт со временем.
Кстати, вам может помочь метод «зеленой ручки»: обращайте внимание не на ошибки, а на то, что ребенок сделал верно. Говорите об этом «верно» вслух для лучшего запоминания.
2. Хвалите за действие, а не за его результат
Важно хвалить ребенка за дела, а не за приемы выполнения заданий. Обращайте внимание на конечный итог как на успех, поддерживайте его стремление к действию и сохраняйте его воодушевление.
Попробуйте вместе с семьей найти образы в каракулях, которые нарисовал ребенок. Это увлекательное и полезное для мозга занятие, развивающее креативное мышление. Ребенок почувствует себя настоящим художником, если вы ему об этом скажете.
3. Правильно мотивируйте на действие
Чтобы ребенок отважился на что-либо, можно создать видимость редкости или важности того, что ему нужно сделать.
Девочка на занятиях по арт-терапии в больнице раскрашивала рисунки по контурам. Мечтала творить на холсте. Я ей сказала: на холстах пишут картины только настоящие художники, которые сами рисуют. Нарисуй то, что хочешь сама — получишь холст. Она нарисовала! Получила обещанный холст, а сейчас её картины висят на выставке, — говорит Ирина Гордеева.
Отмечайте старания и достижения ребенка на пути к успеху. «Напомним, сначала было тяжело, но вот результат», — подходящее выражение для мотивации ребёнка или подростка.
Важно обращать внимание на нестандартные подходы и креативность при достижении цели, так как этот навык востребован в современном обществе. Дети часто находят необычные решения, которые могут не всегда соответствовать вашим ожиданиям. Важно другое: решение найдено, и если оно не вредит ребенку или окружающим, то заслуживает уважения и одобрения со стороны родителей.
4. Не ругайте за неудачи
Оценивайте ошибки как возможности для развития. Важно учиться на собственном опыте.
Если ребёнок просит помощи, помогите исправить ошибки. Когда чадо хочет всё сделать самостоятельно, предоставьте ему такую возможность.
Поощряйте и развивайте стремление ребенка к обучению и учебе у других. Наш способ работы с детьми в больницах — групповые холсты, когда ребята рисуют вместе, оказывая друг другу помощь. И поверьте, это гораздо интереснее, чем рисовать свой личный рисунок.
Похвала — не способ воспитания эгоиста, неприспособленного к действительности. Она учит ребенка находить радость во всем. Умение хвалить позволяет меньше ругать ребёнка.