Как вдовы на Руси ремнём от лжемужа спасались
Вдовам не велено было долго плакать об усопшем супруге – мол, накличешь себе «лжемужа». Кем было это существо, почему его так боялись и как защищали себя от встречи с ним?
Как вдовам на Руси горевать не давали
В те далекие времена долго горевать по потере мужа было не принято. Помянула усопшего как положено – на 3, 9, 40 день, а после через полгода и год после кончины, и живи, радуйся, что смерть обошла стороной. Считалось, если долго плакать и убиваться, можно заболеть и уйти вслед за усопшим. А чтобы пережить потерю, следовало занимать себя физическим трудом, ходить по хозяйству и за детьми, отрабатывая свой хлеб в доме родителей мужа.
Не плачь, а то накличешь нечистого
Никто точно не знает, откуда пошло это поверье – что в дом овдовевшей женщины, если она сильно убиваются по мужу, может явиться огненный змей в образе почившего супруга. В преданиях славян злой дух нередко вступал в любовные отношения с женщинами, потерявшими супруга или ждущими его из долгой поездки. Считалось, что бесы проникают в жилище через дымоход, почти незаметно, лишь искры говорили о присутствии в доме нечистой силы.
Дева на огненном змее. Лубок
По одной из легенд, так произошло с одной вдовой, которая не могла оправиться от похорон. Увидев усопшего мужа, который стоял перед ней как живой, она обрадовалась. Змей стал посещать ей регулярно, утешал, приносил сладости, которые, как говорили, вкушать было нельзя – спустя сутки они превращались в грязь и экскременты. Ласки беса тоже добра не приносили – места, которых он касался, затем покрывались синяками. Свидетели подобного видения утверждали, что являлся нечистый после полуночи и, хотя обретал образ близкого человека, выдавал себя горящими глазам или хвостом.
В деревнях легенда об огненном змее существует до сих пор. На рубеже 18-19 века находились люди, утверждавшие, что видели явление собственными глазами.
Как вдовы защищались от «лжемужа»?
Праведным христианкам рекомендовалось не поддаваться чарам нечистого, а, чтобы проверить, действительно ли это огненный змей, а не дух почившего мужа, нужно было подвести к «красному углу» — место в доме, где располагались иконы, и попросить его перекреститься. Если тот увёртывался и отказывался, то подтверждал, что он не тот, кем себя выдает. В книге «Русские: семейный и общественный быт» под редакцией И.В. Власовой, М.М. Громыко и Т.А. Листовой также упоминается, что защититься от змея и от тоски можно было, надев пояс от штанов мужа. Домашние пытались помочь вдове, заставляя её смотреть в подпол или печную трубу. Считалось, что, вглядываясь в их темноту, женщина избавляется от тёмных мыслей.
Бесов от дома отгоняли чертополохов. В дом приглашали священника, чтобы тот отслужил молебен. «Во всех углах мелом и дёгтем пишут кресты, курят из ручной жаровенки ладанец», — описывал традиции народа писатель Сергей Максимов. Христианки читали охранительные молитвы, ставили в опочивальне иконы, кресты, лампадки с ладаном.
О том, кто такой огненный змей и почему считалось опасным чрезмерно скорбеть по умершим, подробно рассказала сотрудник музея Университета Лобачевского Ольга Ивановна Александрова: