Красота

За кулисами советских киносъемок: как создавали эффектные трюки

Фото: img.freepik.com

«Смелые люди»

Первый советский вестерн «Смелые люди» содержит большое количество сцен, в которых актёры и их дублёры взаимодействуют с лошадьми – почти на четверть экранного времени. Сцены с падениями с лошадей, погони и сложные трюки были выполнены цирковыми артистами, участниками известного в СССР конного аттракциона Алибека Кантемирова. Среди этих циркачей-дублёров наиболее известен Пётр Тимофеев, которого считают одним из лучших каскадёров в мире. Именно он разработал и впервые выполнил трюк с перепрыгиванием с быстро скачущей лошади в вагон поезда. Смотрите, что он тут вытворяет!

«Человек-амфибия»

Галина Шурепова, исполнившая роль Гуттиэре и дублирующая Анастасию Вертинскую, стала первой в Советском Союзе женщиной, профессионально занимающейся подводным плаванием. Практически все эпизоды с подводными съемками были выполнены при её участии. В какой-то момент она столкнулась с угрожавшей её жизни ситуацией. Во время съемок, когда ей необходимо было проплыть через грот, дублёрша зацепилась за декоративный штырь своим купальником. Галина потратила все свои силы, пытаясь освободиться из этой западни, и даже была вынуждена снять купальник, чтобы всплыть… А оказавшись на поверхности, потеряла сознание.

«Место встречи изменить нельзя»

Наиболее рискованным и сложным моментом в этом знаменитом фильме стала сцена падения автомобиля Studebaker в реку во время автомобильной погони. Для съёмок эпизода использовали две машины: одна, в лучшем состоянии, применялась в сценах преследования, а вторая предназначалась для уничтожения в реке. Режиссёр Станислав Говорухин привлёк к работе консультантами опытных автогонщиков, которые рекомендовали осуществлять съёмку падения автомобилей без присутствия людей в кабине. Однако каскадеры Владимир Жариков и Леонид Федулов настояли на том, чтобы всё выглядело реалистично, убедив режиссёра в своей способности справиться с задачей. И даже подписали документ, согласно которому съёмочная группа не несёт ответственности за их жизни.

Сцену снимали с одного дубля. Студебеккер, предназначенный для того, чтобы утонуть, был приведен в движение толкачом. Существовала опасность, что машина при падении перевернется. К сожалению, этот самый нежелательный сценарий и произошел. От удара о воду дверь со стороны Жарикова заблокировалась. Ему пришлось выбираться через водительскую дверь. Дублёр впоследствии вспоминал: «думал, что захлебнусь».

«Невероятные приключения итальянцев в России»

Фильм изобилует эффектными сценами. Итальянский каскадёр Серджио Миони отвечал за постановку трюков. Благодаря его работе зрители увидели, как жигули перелетают через реку, взрывается бензоколонка, а люди переползают с пожарной машины в жигули по выдвинутой лестнице.

В этом фильме Андрей Миронов лично исполнял множество трюков со своим персонажем! Например, в одной из сцен актеру потребовалось на скорости 60 километров в час перебраться из кабины пожарной машины по аварийной лестнице и спрыгнуть на крышу ехавших внизу «Жигулей». Выполнение этого трюка представляло собой сложную задачу даже для опытных профессионалов, однако Миронов справился с ней. Помимо этого, он без использования дублера спустился с шестого этажа гостиницы, держась за ковровую дорожку и висел над Невой, ухватившись руками за пролет разведенного моста…

«Повести о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

У актёров, безусловно, была страховка, и когда их персонажи падали в бездну, им не причиняло вреда, хотя высота была значительной. К тому же, сама сцена драки снималась на острых камнях. После съёмок эпизода Василий Ливанов отмечал, что благодаря своей подготовке каскадёра избежал куда большего количества синяков и царапин, чем мог бы.

«Человек с бульвара Капуцинов»

Режиссёру Алле Суриковой во время работы над этим фильмом пришлось решить непростую задачу: как добиться, чтобы актёры во время масштабных сцен драк разбивали стулья и бутылки, не причинив друг другу серьёзных травм?

В ходе исследования было установлено, что оптимальными материалами для изготовления являются бутылки из специальной смолы и ценная древесина бальса, произрастающая в Эквадоре. Необходимый объем древесины был получен через генерала ДОСААФ. Заказ на смолу для бутылок был оформлен в Санкт-Петербурге. Чтобы проверить, что бутылка легко разбивается, но при этом не наносит травм и осколки безопасны для актёров, Сурикова разбила одну из них о голову.

«Любовь и голуби»

Внешне простая сцена, где Вася, собирающийся в отпуск, открывает дверь своего дома и падает в море в костюме, а затем выныривает раздетым рядом с Раисой Захаровной, оказалась крайне опасной для исполнителя главной роли. Эпизод снимался без дублеров. Это означало, что актёр действительно падал в море, где под водой его раздевали водолазы. Помните, как старшая дочь завязывает Васе галстук? Так вот, этот галстук едва не стоил Михайлову жизни. Во время повторного дубля водолазы слишком энергично тянули за мокрый галстук, из-за чего он начал затягиваться. Захлебывающийся актёр увидел кинжал, прикреплённый к ноге одного из водолазов и стал отчаянно стучать по нему. Водолаз перерезал галстук, и актёр выплыл на поверхность.

«День казни»

На съёмочной площадке этого фильма дублёр Валерий Деркач предложил радикальный способ съёмки сцены, где герой выпрыгивает из горящего танка и сам загорается: он предлагал обмазать себя напалмом и поджечь. Деркач вспоминает: «– Вы уверены? – спросили меня. – Конечно! – ответил я, хотя на самом деле не был уверен. Мне хотелось получить эффектную сцену, а альтернативных средств не было. К тому же вокруг находились привлекательные девушки, и мой организм был переполнен тестостероном. В итоге я поджегся, и потушить меня оказалось невозможно. Ожоги были настолько серьёзными, что даже возник вопрос об ампутации руки».

«Пираты 20 века»