Семья

Как реагировать на жалобы ребенка и учит ли его не жаловаться.

Фото: img.freepik.com

Фраза «Не ябедничай!» стала популярной, но смысл её не всегда понятен взрослым, когда ребенок жалуется. Большинство взрослых… считают эту черту ребёнка изъяномСтараясь исправить привычку, ребёнок честно рассказывает родителям обо всем и просит о помощи. Но так ли это плохо? С психологом разберемся, как поступать, если ребенок жалуется (нужно ли с этим что-то делать)?

Почему ребёнок ябедничает

В действительности так называемое ябедничество — вовсе не про вредность или злонамеренность. Чаще всего это сигнал тревоги, неуверенности или стремление вернуть ощущение справедливости и контроля. Для ребёнка это способ защиты в ситуации, которую пока не может разрешить самостоятельно.

«Исследование Исследование 2015 года установило связь склонности ребенка к «ябедничеству» с уровнем тревожности, самооценкой и развитием социальных навыков. Дети, испытывающие неуверенность или тревогу, чаще жалуются, стремясь ощутить безопасность или привлечь внимание взрослого. В противоположность этому, дети с развитой эмпатией и навыками саморегуляции склонны решать конфликты самостоятельно. Это подчёркивает важность работы не только с внешним поведением, но и с эмоциональным фоном ребёнка для укрепления его психологического благополучия, — объясняет психолог Ника Болзан.

И возраст также имеет значение. исследовании В 2011 году выяснилось, что дети младшего возраста чаще жалуются, так как ещё недостаточно понимают, какие ситуации требуют вмешательства взрослых. С возрастом это понимание развивается, и ребёнок чаще пытается самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Следовательно, жалобы – не каприз, а важный этап в формировании личности и социальных навыков.

Основные причины такого поведения

Ребенок часто жалуется по нескольким причинам.

  • Понимание социальных норм и границ.

  • Попытка обозначить свои границы.

  • реакция на внутреннюю неуверенность или тревожность;

  • Отсутствие родительского внимания и стремление к признанию.

Регулярные жалобы могут указывать на детскую психологическую травму, например, если ребёнок сталкивается с небезопасными ситуациями дома или в школе. В поиске опоры он может пытаться контролировать ситуацию, доносить о проблемах или переводить внимание на других. За этим поведением скрывается потребность в защите и психологической устойчивости.

Как реагировать родителям на жалобы ребёнка?

Начнём с того, что не умаляйте значение чувств. Даже если кажется, что причина для беспокойства несущественна, нужно принять чувства ребёнка. Вместо «Не выдумывай» скажите: «Что тебя расстроило?». Так ребёнок научится лучше понимать себя, а родителям — увидеть настоящую эмоцию за словами.

Важно не установить модель «жалобы — внимание», но и не оттолкнуть ребенка, внушая недоверие к взрослым. Родитель в этом случае выступает как «переводчик» между эмоциональным ответом ребенка и его конструктивной формулировкой.

Не стоит использовать оскорбительные эпитеты, шутить или публично осуждать ребёнка, а также сравнивать его с другими. Такие реакции могут усугубить тревожность и разрушить доверие. Ребенок может перестать делиться своими чувствами, что крайне опасно для его психологического состояния.

Что делать?

Важно не препятствовать желаниям ребёнка делиться чувствами и направлять стремление его в конструктивное русло.
Задача — научить говорить о трудностях уважительно, без обвинений и попыток контроля над другими. Ищите вместе способы мирного разрешения конфликтов, продумайте разные сценарии, развивайте навык самоанализа и самоконтроля. Помогите ребёнку понимать эмоции — свои и чужие, распознавать переживания, развивать сочувствие.

Родители должны объяснить детям, что говорить о своих тревогах не только возможно, но и необходимо. Это признак зрелости и ответственности, а не слабости. Только в обстановке принятия, где чувства не высмеиваются и не игнорируются, формируется настоящая внутренняя опора.
Она становится основой для устойчивого психологического благополучия, уверенности в себе и способности строить здоровые отношения с окружающими во взрослом возрасте.