Как прививать детям любовь к мечтам?

Как научить ребёнка мечтать?
В отсутствие негативных впечатлений малыш видит мир ярче взрослого. Для ребёнка до семи лет родители — важное звено в познании мира и непререкаемый авторитет. В этот возраст ребёнок полагается на мнение и реакцию взрослого. Да, именно реакцию, эмоции. Взрослый может говорить правильные фразы, но быть холодным и равнодушным, эти слова не помогут, потому что важна эмоциональная вовлечённость.
В данный момент крайне важно установить взаимопонимание. Отводите ежедневно время на совместные занятия или игры. Обсуждайте прошедший день, подчеркивая положительные события и новые знания. Так постепенно вы сможете обнаружить истинные увлечения вашего ребёнка. До семи лет полезно развивать образное мышление, что пригодится для будущих мечтаний и постановки целей.
Разговаривайте с ребёнком, задавая ему вопросы и отвечая на его.
Малыш рисует щенка, но он фиолетового цвета. Спросите его: что произошло, почему щенок такой окрас? Ведь фиолетовых собак нет. Помогите ему придумать историю.
Фантазируйте вместе
Предложите ребенку игру: представим, что у него весь мир и любые возможности, даже не существующие в реальности. Что он желает? Или как бы изменил окружающий мир? Запишите его мечты. Проводите такие беседы время от времени, а потом сравните изменения.
Обращайте внимание на игры
Возможно, вы заметите закономерности в увлечениях детей. Кто-то любит рисовать, кто-то — лепить, а кому-то нравится строить из конструктора. Ваш ребёнок любит рисовать? Отлично, отведите его в галерею, пусть увидит картины художников. Запишите ребёнка в кружок по рисованию. Увлекается конструктором? Прекрасно, покажите ему, каких результатов можно добиться на кружке моделирования или робототехники. Но не давите на выбор, предложите как можно больше вариантов и дайте попробовать всё, что он пожелает.
Интересы детей не определяют будущую профессию, но напрямую связаны с их любознательностью, которую необходимо развивать с самого начала.
В этом возрасте родителям важно показать ребёнку многообразие мира, заинтересовать его и понять, какие увлечения сейчас формируются. Дайте возможность ребёнку попробовать множество занятий: спорт, хобби, путешествия, творчество. Для знакомства с профессиями подойдут игровые формы, например, центры развлечений типа «города профессий», где дети могут играть в полицейского или врача, стать почтальоном или модельером.
Поддержите его первые шаги, хвалая успехи и поощряя любопытство. Дайте ребёнку возможность выбора, предложенное множество вариантов для проб и ошибок. Отбор – естественный и полезный процесс.
Уже не просто мечты
Подросткам полезно не только мечтать, но и ставить первые долгосрочные, пусть пока и фантастические, цели. Наша задача — показать ребёнку связь между мечтой и её воплощением. Начните с малых желаний, которые легко осуществить. Попросите ребёнка представить: чего бы ему хотелось прямо сейчас? Пусть это будет что-то незначительное. Но важно установить привычку задавать себе вопросы: «А чего же я хочу»?
Предложите ребенку описать себя через десять лет. Как он выглядит? Где живёт? Чем занимается? За пять минут пусть на листе бумаги запишет всё, что хочет успеть до двадцати лет, не сдерживая себя. Затем попросите подключить к каждому пункту суперсилу, то есть сделать мечту глобальнее. Наконец, обсудите, что нужно сделать уже сейчас, чтобы реализовать эти пункты.
В 8-13 лет необходимо воспитать у ребёнка связь между трудом и результатом. Система оценивания в школе способствует этому, хотя не является совершенной. Важно ненавязчиво показывать школьнику, что его старания напрямую влияют на оценку. Необходимо продолжать поиск занятий по душе, расширять кругозор: секции, кружки.
Хорошо, если есть возможность познакомиться с миром профессий: экскурсии, выставки, организации, заводы, фермы, пекарни. В этом возрасте интересы могут меняться, что способствует формированию деятельной личности.
В подростковом возрасте (12-15 лет) происходит первая сепарация от родителей: они больше не являются безоговорочным авторитетом. Важное место теперь занимают друзья и другие взрослые. Родителям важно подключить специалиста: коуча или профориентолога. Его экспертному мнению подросток доверится быстрее. Родителям требуется поддержка и понимание: увлечений, страхов перед будущим ребёнка — и готовность помочь. Объясните ребёнку правила окружающего мира и системы, в которой живём все. Например, подходит 9 класс, предстоит сдавать ОГЭ, а затем ЕГЭ. Это данность, нужно объяснить ребёнку необходимость встроиться в эту систему на пользу себе.
Чтобы иметь свободный выбор в будущем, сейчас важно соблюдать правила системы и успешно сдавать экзамены. Подростки могут не знать, кем им стать в будущем — это нормально. Наше предназначение формируют не детские мечты или таланты, а глубинные мотивы нашей деятельности. Для определения настоящего призвания стоит обратиться к специалисту по профориентации и составить план входа в профессиональную жизнь.
Хочу быть…
Профориентация — это не просто модная фраза.
Она реально помогает разобраться в способностях ребенка. Не нужно ждать окончания школы, чтобы поговорить о будущем, но и заставлять первоклассника выбрать профессию – тоже неправильно. Важно помнить, что для каждого возраста существуют разные подходы к познанию мира.
С 14 до 18 лет можно пройти первую профориентацию с помощью тестов и метафорических карт для выбора дальнейшего обучения. Полезно посещать дни открытых дверей, хакатоны и стажировки, где можно познакомиться с рабочим процессом.
В этом возрасте важно формировать ответственность и самодисциплину. В школе ребёнка контролируют родители и учителя, но если пропустит что-то, ничего страшного не произойдёт, ведь его ответственность пока минимальна. Постепенно подростка нужно учить планировать день, контролировать расписание, понимать, что от действий зависит результат.
Юля сомневалась, поступать после 9 класса в колледж или продолжить обучение до 11 классов и затем отправиться в университет. Ей предстояло выбрать и специальность. Девочка увлекалась рисованием, и родители считали, что её путь — стать дизайнером, но такое занятие казалось им нестабильным. В ходе анализа выяснилось, что её интерес не в самом творчестве.
Оказалось, для Юли важно запечатлевать красоту. Также девушка оказалась «телесником», то есть человеком, которому важны результаты, получаемые через собственное тело или тела других людей.
Мы узнали, что профессия художника Юле не подходит. Понимание того, что стремление к быстрому материальному результату не поможет ей окончить школу из-за отсутствия интереса к теоретическим наукам, привело к рекомендации поступать в колледж на направление дизайна или фотографии. Девушка успешно его закончила, стала профессиональным фотографом и довольна работой.
С восемнадцати до двадцати пяти лет — первый этап взрослой жизни (хотя некоторые пособия для психологов относят его к юношеству). В этот период важно продолжить осваивать и совершенствовать навыки, сформированные ранее: учиться самоорганизации, повышать свою продуктивность.
Гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям — важные навыки в XXI веке. Обсуждая новые интересы и увлечения ребёнка, побуждайте его думать о том, как эти увлечения могут стать основой будущего. Пусть мечты о геймдизайне или любой другой профессии станут не просто желаниями, а конкретными целями с понятными шагами для их достижения. Удача сопутствует тому, кто готов к действию.