Как предотвратить негативное влияние шрамов на детскую самооценку

Влияние шрамов на ребёнка зависит не от их видимости или размера, а от самооценки ребёнка, реакции близких, реакции сверстников. На реакцию окружающих влиять нельзя, но можно воздействовать на:
-
Воспитать у ребёнка любовь к собственному телу и его индивидуальным признакам.
-
Помочь ребенку уметь отвечать на возможные вопросы и насмешки.
-
Развить у себя умение говорить, поддерживать беседу и реагировать адекватно.
При чем здесь Гарри Поттер?
Гарри Поттер — «мальчик, который выжил», главный герой книг и фильмов о юном волшебнике. На лбу у него шрам в виде молнии от страшного проклятия, но он никак не реагирует на слова Малфоя, Дурслей и других неприятных персонажей серии.
Говорит друзьям о шраме, смотрится в зеркало, размышляет о желании исчезновения шрама, но не предпринимает попыток его изменить, хотя является волшебником.
Почему?
1. Здоровая самооценка. Хотя временами самооценка Гарри Поттера кажется завышенной, персонаж обладает устойчивым мнением о себе, независимым от внешних оценок. Иначе он бы очень быстро сломался. Но идентичность и самооценка Поттера формируются не шрамами, а внутренними качествами, среди которых точно есть храбрость, сообразительность и умение дружить.
2. Значение шрама. Шрам Гарри – глубокий символ. Он напоминает о том, что мальчик выжил после смертельного заклятия и связан с Темным Лордом. Это придает ему особую значимость, превосходящую обычную физическую особенность.
3. Принятие своей истории. Гарри воспринимает шрам как элемент собственной неповторимой судьбы. Для него это не только рубец, но и проявление его индивидуальности. Когда ребёнку так комфортно – замечательно.
Что об этом думает сам ребенок?
Разглядывая физические различия, нужно помнить о том, что восприятие детей значительно отличается от взрослого. Особенно в раннем детстве, до периода полового созревания, дети могут совершенно не обращать внимания на внешние отличия. Для них шрам может быть обычным элементом их индивидуальной истории, незаметным detail’ом.
Взрослые, спрашивая «Это тебя беспокоит?» или слишком жалея ребенка из-за шрама («Ой, бедняжка, что это у тебя на лбу!»), могут заставить малыша обращать внимание на шрам как на нечто негативное. Только тогда ребенок начнет считать его проблемой, о которой раньше даже не думал.
Лучше не считать шрам с самого начала проблемой для ребёнка. Предоставь ему шанс высказать своё мнение и эмоции по этой теме. Задайте вопрос прямо и честно: «Что ты думаешь о этом шраме?»
Если ребёнок проявляет равнодушие или позитивное отношение к своему шраму, нейтрально поддержите это отношениеЭто часть тебя, и это делает тебя особенным.
Когда малыш самостоятельно заводит разговор о шраме, обсуждайте ее открыто, Не делайте эту тему главной темой бесед. Помогайте ребенку понять, что шрам – это лишь одна из многих его особенностей, как волосы, веснушки, любовь к лошадям, зелёным резиновым сапожкам, тетрадкам в линеечку, запаху чая с ванилью и полосатым чулкам.
Восприятие шрамов в зависимости от возраста
Взрослые дети воспринимают шрамы иначе, чем малыши. В детстве шрам может быть напоминанием о приключениях или предметом гордости. С возрастом, особенно в школьном и подростковом возрасте, шрамы могут вызывать беспокойство из-за развития самосознания, мнения сверстников и формирования личной идентичности. Поддержка ребенка должна соответствовать его возрасту и уровню самовосприятия. То, что помогает подростку, не всегда подходит ребенку.
Младший возраст (от 3 до 6 лет)
Дети проявляют к шрамам любопытство. Могут спрашивать о происхождении шрамов или показывать их как символ приключений или гордости. В этом возрасте не осознают «социальной стигмы», связанной с физическими отличиями, поэтому реакция более простая и непосредственная.
Главная цель сейчас — воспитание здорового и позитивного отношения к собственному телу. Можно достичь этого, акцентируя внимание на разнообразии и неповторимости различных физических признаков. Необходимо научить ребенка принимать себя и свои индивидуальные черты, подтверждая это положительными высказываниями и поддержкой. Принятие других и их особенностей — задача более сложная, но выполнимая, если ребенок не стесняется своего тела и получает ответы на вопросы о телах других людей.
Предложите детям игры и занятия, развивающие физические способности и уверенность. Например, спортивные игры, танцы, рисование или лепку – возможности для творчества и радости через движение. Общайтесь с детьми, отвечая на их вопросы и обсуждая других людей и самих себя в позитивном контексте.
Примеры поддерживающих фраз:
Саша, этот шрам — словно медаль о храбрости.
Посмотри, сколько разнообразных людей вокруг! У каждого свой неповторимый элемент, делающий его особенным, а твой шрам – один из них.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
С возрастом дети всё больше осознают свой внешний облик и начинают задумываться о том, как их воспринимают сверстники. Шрамы могут стать причиной неуверенности, особенно если произошла конфликтная ситуация: одноклассник обидел или взрослый задал неуместный вопрос. Ребенок начинает анализировать влияние шрамов на его внешний вид и через него — на общение с другими. Хотя ребёнок так не формулирует свои мысли, может возникнуть мысль: «У Кати нет шрама, а у меня есть… Может быть, из-за этого у Кати больше друзей?»
В этот период важно поддержать ребёнка в развитии уверенности в себе и принятии своего тела.
Разговоры о разнообразии и неповторимости каждого человека могут помочь ребёнку понять, что особенности его телосложения не определяют его ценность. В этом возрасте можно с интересом читать книги, где герои сталкиваются с обсуждением своей индивидуальности и внешнего вида.
Поддержка способностей ребенка вне её физического облика очень важна. Обратите внимание на то, что ребёнок умеет делать хорошо, что ему нравится. Это поможет ему увидеть себя в более широком свете.
Особое внимание обратите на развитие собственного уважения. самопринятия Объясните ребенку о шрамах и научите его реагировать на замечания сверстников по этому поводу.
Примеры поддерживающих фраз:
Шрам твой — лишь малая доля того, кем являешься. Способен на многое! На тебя гордятся папа и я. Погляди, как много у тебя интересных и замечательных талантов. Давай их перечислим?
Все люди различны, и это прекрасно. Рыжий цвет красивый, а глупые дразнят из-за таких вещей. Помнишь книгу про Пеппи? Кому-то высокий рост, кому-то широкая фигура, кто-то с веснушками или в очках. Все замечательно! Шрамы — тоже часть тебя, а ты моя любимая и прекрасная девочка.
Подростковый возраст (от 12 до 17 лет)
В подростковом возрасте происходят значительные изменения не только в теле, но и в мозге. Особенно заметно это в областях, отвечающих за эмоциональное регулирование, самосознание и принятие социальных решений. Префронтальная кора, отвечающая за планирование, самоконтроль и рассудительность, продолжает развиваться. Всё это приводит к тому, что подростки часто действуют под влиянием эмоций, больше подвержены рискованному поведению и влиянию сверстников.
Самосознание обостряется у подростков, и им становится важнее то, как их воспринимают окружающие. Это желание соответствовать социальным нормам, влиться в значимую группу и следовать быстро меняющимся стандартам красоты подкрепляется влиянием медиа. При этом интернет-пространство предоставляет всё больше разнообразных примеров внешности, что облегчает разговор о некой «жесткой норме красоты». Десять лет назад ситуация была иной.
Если к подростковому возрасту у человека уже есть трудности с самооценкой, то шрамы могут стать причиной проблем и неуверенности. Подростки беспокоятся о том, как шрамы могут повлиять на общение и отношения — страх быть отвергнутым или осмеянным силен. Некоторые подростки переживают из-за воспоминаний, связанных со шрамами, особенно если они стали следствием травматических событий, например, аварий.
Если до двенадцати лет ребенок не познавал темы уважения к себе, своей ценности, многообразия, принятия своего тела и значимости внутреннего мира, значит, этот поезд уже тронулся. Однако можно сесть в другой.
Если шрам сопровождает ребенка с самого детства, к подростковому возрасту о нём уже неоднократно говорили. Тем не менее, подросток относится к этой теме более критично, и возможно потребуются дополнительные усилия.
Говорите с подростками открыто и честно о самооценке и внешности, подчеркивая, что внешний вид не определяет ценность человека. Делайте это как прямо, так и косвенно: личным примером или обсуждением ролевых моделей из разных источников. Используйте любой случай, чтобы ненавязчиво формировать принятие разнообразия. Чаще говорите подростку о своей любви к нему: простыми словами, даже когда кажется, что этот колючий ежик вас не слушает и фыркает в ответ.
Что делать, если подросток выражает неприязнь к своему шраму?
-
Создайте для ребенка защищенную обстановку, где ему можно будет свободно говорить о своих эмоциях.
-
Избегайте фраз типа «ерунда», «ты же моя дурочка», «какую чушь ты придумываешь». Лучше помолчите, обнимите и дайте человеку высказаться.
-
Когда подросток утихнет, покажите, что вы его слышите: да, может быть грустно, да, плач от обиды и гнева — это естественно. Позвольте ему заплакать, будьте рядом.
-
Избегайте банальных фраз: «Это всего лишь шрам», «Ты прекрасна такая, какая ты есть». В момент кризиса подростки их всерьез не воспринимают. Поговорите о чувствах ребенка, а затем сосредоточьтесь на его качествах и достижениях, которые выходят за рамки внешности. Сейчас ребенку важно услышать о себе что-то хорошее, во что он поверит.
-
Вместе разберитесь с ситуацией. Помочь может косметолог, мастер макияжа, спорт или психолог — выбор зависит от состояния подростка.
-
Вовлекайте подростка в деятельность, повышающую физическую форму, благополучие и обогащающую его жизнь, к примеру, спорт, увлечения, творчество.
Вместо разговора о проблеме, иногда целесообразно обратиться к косметологу. Лазерное удаление шрамов и уроки макияжа стоят меньше, чем лечение сильного нервного расстройства, которое может возникнуть из-за проблемы.
Как помочь ребенку реагировать на агрессию и замечания о его внешности?
К этой задаче подойдите с простотой: на грубые вопросы не нужно отвечать вежливо, оправдываясь и уточняя. Нежелательные советы и расспросы о внешности в любом возрасте можно остановить короткими фразами, смысл которых сводится к «это не ваше дело».
Играйте с ребёнком в ролевые игры дома, чтобы помочь ему отвечать уверенно, но не агрессивно. Такое поведение называют «ассертивным».
— Это мое дело, как я выгляжу.
— Мне нравится быть уникальным.
— Это мой стиль, и мне он нравится.
Я ценю ваше мнение, но принимаю себя таким, каким являюсь.
Я сама решаю, как выглядеть. Не нужно нам обожать друг друга.
Важно то, что у человека внутри, а не как выглядит.
— У меня все отлично.
Если же это была не обычная отметка, а злая насмешка, то стратегия переходит на подавление враждебности и урегулирование разногласий.
Я считаю, что лучше не высказывать подобные мысли.
Я не буду терпеть оскорблений. Общаемся с уважением или вовсе молчим.
Твоё высказывание говорит больше о тебе, чем о мне.
— Почему ты считаешь нужным это говорить?
Я не хочу с тобой ругаться, но твои выражения провоцируют конфликт.
Я ценю себя и требую такого же отношения от окружающих.
Научите ребёнка высказывать своё отношение к неприятным замечаниям или агрессии: не вступать в драку, не отвечать агрессору оскорблениями, а кратко ответить и позже обсудить инцидент с родителями.
Порой наилучший ответ на резкую фразу насчет шрама — молчание. По отдельности высказывания не заслуживают внимания. Но если речь о постоянной травле, игнорирование неприемлемо — нужно обратиться к взрослым и не полагаться на самоисчерпание ситуации.
Повышайте самооценку ребенка хваля, поддержкой и признанием его качеств. Вознаграждайте старания и развитие, выделяйте таланты, показывайте доброту и сочувствие, поощряйте независимость и инициативу, помогайте в сложных ситуациях.
Поясните ребёнку, что часто гневные поступки или грубые высказывания – следствие неуверенности или проблем у самого агрессора. Фраза «Твои слова рассказывают больше о тебе, чем обо мне» подходит всем возрастам.