Признаки того, что ребенка обижают в детском саду: 5 явных и 4 скрытых

Детский сад – это первое сообщество, где ребенок оказывается без родителей и, к сожалению, может испытать столкновения с другими детьми или педагогами. Однако, в возрасте от трех до пяти лет малышу сложно выразить, что именно его тревожит. Психолог рассказывает, как распознать признаки того, что в детском саду происходят негативные события.
«Детский сад играет значительную роль в социализации ребенка, однако адаптация к нему нередко протекает не без сложностей. Затруднения у малыша могут не сразу быть замечены его родителями.
Очевидные признаки
-
Физические следы. Синяки, царапины, укусы — неспособность ребенка четко объяснить произошедшее – самый заметный признак потенциальных проблем во взаимодействии с другими детьми. Безусловно, малыш может случайно упасть или получить царапину, однако, если он не может ясно рассказать о случившемся, это указывает на возможные трудности.
-
Когда ребенок, который обычно с удовольствием посещал детский сад, внезапно начинает капризничать и говорить о недомогании, это может указывать на проблему. Если подобное поведение повторяется, стоит обратить на это внимание.
-
Отношение к конкретному воспитателю имеет значение. Следует обратить внимание на поведение ребёнка при встрече с ним. Если он начинает плакать, впадает в истерику или всеми силами старается избежать контакта, это может свидетельствовать о негативном опыте общения. Такая реакция особенно заметна, если ранее подобных проявлений не было.
-
Выражение отрицательных чувств. Ребёнок может стать более беспокойным и склонным к слезам. Ему некомфортно находиться вдали от родителей, и он испытывает опасения при звуках, вызывающих шум.
-
Использование нецензурной лексики и агрессивное поведение у ребенка могут быть реакцией на то, с чем он сам встречается в окружающей среде.
Скрытые признаки
-
Дети, переживающие стресс, могут испытывать трудности со сном, часто просыпаться со слезами или рассказывать о кошмарах. В таких случаях аппетит ребенка может измениться: он может терять интерес к еде или, напротив, начать есть больше обычного.
-
Когда ребенок, склонный к общению, начинает предпочитать уединение и сокращает время игр, это может быть связано с переживаемым им стрессом, который он не способен описать вербально.
-
Затруднения в развитии могут проявляться в том, что дети, пережившие стрессовые ситуации, начинают демонстрировать поведение, характерное для более раннего возраста. Например, они могут снова начать пользоваться пустышкой или отказаться от самостоятельного одевания.
-
Когда жалобы на боли в животе, головную боль или тошноту возникают без видимых медицинских оснований, это может указывать на психосоматическую природу проблемы.
Что делать, если есть подозрения?
«Поддержание доверительных отношений с ребенком имеет большое значение, так как это оказывает благотворное влияние на его психологическое состояние. Не рекомендуется проводить детальные расспросы. Более эффективно общаться в спокойной атмосфере, например, во время игры или перед сном. Я советую не задавать прямые вопросы, а просить ребенка поделиться тем, что ему понравилось сегодня в детском саду, или рассказать о событиях, которые вызвали у него огорчение. Если ребенок затрудняется с ответами, можно предложить ему нарисовать детский сад, свою группу или воспитателя. Часто дети лучше выражают свои чувства через рисунки, чем словами. В случае сохранения признаков тревожности необходимо обязательно обсудить ситуацию с педагогами. А при необходимости следует обратиться за консультацией к специалисту, — подчеркивает психолог Ника Болзан.