Как помочь ребенку с дислексией: советы родителям

При каких обстоятельствах и кому ставят диагноз «дислексия»?
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, которое выражается в трудностях с опознаванием букв, слиянием их в слоги и слогов в слова, приводящим к неправильному произношению звуковой формы слова. Также дислексия проявляется в непонимании прочитанного текста. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком и понять текст.
Иногда взрослые не понимают проблему ребенка с дислексией, называя его «тупицей» или «бестолочей», и пытаются обучить его стандартными методами делать то, что он по объективным причинам не может: читать и понимать прочитанное. Это серьезная проблема. Знание о том, что такое дислексия, как ее распознать, компенсировать и когда обратиться к специалистам, пригодится всем.
Но не спешите с выводами: понятие нормы Широко интерпретируется понятие как в педагогике, так и в психологии. Трудности, позднее представляющиеся непреодолимыми, обычно возникают на начальных этапах обучения чтению.
В возрасте от пяти до шести лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. Взрослые могут стараться ускорить процесс, но до шести лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для освоения чтения без ошибок должны созреть определённые структуры головного мозга. Это происходит обычно ближе к семи годам. Поэтому у детей, которых учили читать с полутора лет, к шести с половиной годам будут те же результаты, что и у детей, впервые открывших букварь в шесть лет. Если ребёнок четырёх лет, у которого речь развита в соответствии с возрастом, все в порядке с фонематическим слухом Если человек обладает умением слышать речь, но не может соединить звуки в слова, стоит проявить терпение. Через год-полтора ребенок подрастёт, и ему всё дастся.
При выявлении несформированности фонематического слуха или общего недоразвития речи у младенца необходимо срочно начать работу по устранению этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма, даже если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз. «задержка речевого развития».
Дислексия — не болезнь, с ней можно жить. Выросший ребенок найдет способ обойти проблему. Профессия, напрямую не связанная с чтением и письмом, доступна каждому. Информацию можно получать и обрабатывать через телепередачи, радио, аудиокниги, диктофон или компьютер. Тем не менее, ребенка с непреодолимыми трудностями при чтении следует показать специалисту. Занятия с профессионалами помогут либо избавиться от нарушения, либо хотя бы снизить его остроту. В любом случае, они будут полезны для ребенка.
Талант в качестве компенсации?
Многие известные личности страдали дислексией и иногда дисграфией, что породило теорию о связи этого состояния с гениальностью.
Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.
Вероятно, проблемы с чтением в раннем возрасте способствуют развитию внутреннего потенциала ребенка, побуждая его искать компенсацию в творчестве, науке или искусстве. Или же возможно, дислексия действительно сопряжена с талантом?
Почему возникает дислексия?
Нейропсихологи утверждают о нарушении связей между отделами головного мозга, отвечающими за восприятие зрительной информации, и теми, которые обрабатывают, распознают и наполняют ее осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.
Эксперты настаивают на том, что это не заболевание, а индивидуальные черты развития, формирования структуры головного мозга и работы головного мозгаПричины возникновения могут быть связаны с острой недостаточностью кислорода во время родов, травмами или микротравмами шейного отдела позвоночника, генетическими нарушениями, заболеваниями, которые ребенок переносит тяжело. Все это повышает риск развития дислексии, а также многих других речевых и неречевых трудностей, но не всегда приводит к ним.
Повреждения и мелкие повреждения шейного отдела позвоночника вызывают хроническое кислородное голодание нервных тканей, что приводит к их неправильному развитию. генетических нарушенийЗдесь информации меньше. Риск передачи дислексии по наследству существует, но механизм передачи недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия передается на протяжении нескольких поколений. В то же время довольно часто дети с таким нарушением не имеют родственников-дислексиков. К группе риска по развитию дислексии относятся также дети, которые тяжело перенесли грипп, коклюш или любую простуду.
Не торопите события
Ребенок, только-только постигающий чтение, имеет право на ошибку. Может путать буквы, не запоминать прочитанное до созревания головного мозга и нервной системы. К речи трехлетнего предъявляем те же требования, что и к речи пятилетнего.
Сколько нужно ждать? Специалисты советуют: если у ребенка нет других нарушений (фоннематический слух в порядке, звуки произносит четко, речь развита по возрасту), не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если в сентябре еще не знал букв и не умел читать и писать. К концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.
Если ребёнок испытывает трудности с речью и слухом, незамедлительно начните их устранять. Отлагая это, рискуете столкнуться с проблемами в письме.
Важно обратить внимание на умение дошкольника ориентироваться в окружающем пространстве. Риск развития дислексии высок, если пяти-шестилетний ребенок плохо различает правую и левую стороны, запоминает дорогу, имеет проблемы со зрительной памятью, концентрацией и управлением вниманием.
Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Такие дети часто путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с образом, который стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.
В подобной ситуации необходимо обязательно получить консультацию у логопеда. Каждый случай уникален, и лишь специалист может определить, имеется ли дело во дислексии или все в норме, а нужно немного подождать, пока сформируются необходимые структуры головного мозга.
К кому идти, заподозрив дислексию?
В первую очередь учитель порекомендует обратиться к логопеду, если ребенок никак не может освоить чтение. Логопед подробно расспросит мать о особенностях развития ребёнка, чтобы понять, какие еще трудности, помимо чтения, могут возникнуть. Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли запоминает стихи, как общается со сверстниками, может ли контролировать эмоции? Логопед также поинтересуется у каких докторов ребёнок наблюдался и как его лечили. Чтобы поставить правильный диагноз, нужно учесть множество факторов. Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у ребёнка уже есть навык чтения и письма.
При подозрении на дислексию логопед посоветует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не выявит серьёзных неврологических нарушений, с ребёнком будут работать логопед и нейропсихолог. Последний — специалист редкий. Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и государственных специализированных центрах, занимающихся серьёзными нарушениями развития речи.
Логопед для оценки соответствия навыков чтения и письма возрасту применит тестовые задания и выявит причины затруднений. Возможно, ребёнку сложно концентрировать внимание, у него неважная память или это следствие задержки речевого развития.
Нейропсихолог подробно спросит о трудностях ребенка. Интересует специалиста, как и в каком порядке малыш освоил простые навыки — по возрасту, раньше или позже. Нейропсихолог также проверит, обладает ли ребенок всеми необходимыми по возрасту навыками. Например, попросит запомнить небольшую последовательность слов, что-то нарисовать, выполнить определенный набор движений в заданном порядке. После тестов логопед и нейропсихолог наметят пути решения проблемы.
Виды дислексии:
-
При фонематической дислексии ребенок часто путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, свистящие и шипящие звуки, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и так далее). Также ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает буквы при чтении, переставляет звуки и слоги.
-
Ребенок читает корректно, но смысл текста остаётся непонятным. Каждое слово воспринимается изолированно без связи с другими словами, поэтому формирование связного предложения оказывается затруднительным.
-
Ребенок испытывает трудности с согласованием родов, чисел и падежей существительных, прилагательных и глаголов в формах прошедшего времени.
-
Оптическая. Замешивает похожие по форме буквы или буквы с идентичными, но поставленными вразных местах элементами: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и так далее.
-
Детям сложно запомнить буквы, поскольку не понимают связи между буквой и звуком.
Как компенсировать дислексию
Ребенку с дислексией рекомендуется одновременная работа двух специалистов: нейропсихолога и логопеда. Программа коррекционных занятий рассчитана на шесть месяцев и включает два занятия в неделю. Дополнительно даются домашние упражнения.
Нейропсихолог предложит упражнения для развития произвольных движений и двигательных навыков. На занятиях будет совершенствоваться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно становиться сложнее. Это поможет ребенку сформировать необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.
Любые игры с мячом очень полезны для детей с дислексией. Тренируют зрительно-моторную реакцию, координацию движений и постепенно ребенок учится действовать по правилам, запоминает их последовательность и контролирует движения. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог выполнять сложные инструкции самостоятельно.
Логопеду нужно соединить звук и букву, обучить ребенка соединять буквы в слова и разделять слово на отдельные буквы и звуки. На занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, различать их. Будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы. Много времени уделят слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, поэтому логопед выступает помощником учителя.
Проблемой считается разрешение ситуации, когда ребёнок достигает возрастных норм по чтению и письму, а также усваивает пройденный материал.
Советы родителям ребенка с дислексией
-
Детям с дислексией полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Планируете поход в магазин? Попросите ребенка рассказать о пути, а затем нарисовать его схему. Вышли из подъезда — куда дальше идти? Вправо? Влево? Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не заблудиться?
-
Попросите ребенка найти спрятанную вещь в квартире по нарисованной схеме. Можно поступить иначе: ребенок, следуя схеме, доходит до указанного места и там обнаруживает записку с указанием дальнейшего пути: повернуть налево и сделать 3 шага, потом — направо и сделать 2 шага и так далее.
-
Поймать ребёнку представление о порядке событий, чтобы ему было понятно, что происходило сначала, а что потом, поможет составление планов на текущий или последующий день. Вечером попросите его вспомнить последовательность своих действий в течение дня, что удалось выполнить, а что нет, как справился с задачами, наметьте и обсудите план действий на следующий день.
-
Если ученик сталкивается с трудностями, обратитесь к педагогу, расскажите о проблеме и попросите при необходимости дополнительно объяснять задания устно. Предложите использовать схемы, наглядные пособия и уменьшить объём работы, связанной с чтением текста.
Домашние упражнения при дислексии
Ребенку, имеющему сложности с чтением, полезно выполнять эти упражнения.
Попросите чётко произнести слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и так далее. Разделите их на столбцы. Попросите прочитать каждый столбец сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или чётко произносить слоги парами — «ар-ра», «ул — лу», «кро — орк» и так далее.
Скажите ребенку закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенку нужно угадать написанную букву.
Заинтересуйте ребенка «творческим» изготовлением букв: попросите дорисовать букву по пунктирным линиям, изменить ее, меняя местами элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ — Ц, из П — Г?»
Положите перед ребёнком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их порядок. Ребенок закроет глаза, а вы заберёте одну букву или переставите буквы местами, или добавите ещё одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.
Предложите ребенку карточки со словами «ЛА», «МА», «КУ», «ДА». Попросите его выбрать лишний слог и обосновать ответ.
Распределите перед малышом карточки со слогами, например: «ТА», «НА», «РА», «СА». Произнесите слово, оставив последний слог невысказанным. Ребенок должен отыскать и прочесть завершающий часть слова. Например, «воро-ТА», «ро-СА», «кварти-РА».
Из перемешанных звуков нужно собрать слово: КА-МУ (МУ-КА).
Литература в помощь родителям:
-
И. Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и пути их устранения у учеников начальных классов».
-
Семенович А.В. «Эти невероятные левши»
-
Жукова Н.С. «Букварь», «Магнитная азбука», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно», «Уроки правильной речи и мышления».
-
Безрукова О.А. «Грамматика русской речи», 1 и 2 части, «Слова родного языка».
Более подробная информация о развитии детей доступна в нашем канале.