Как понять, что происходит: капризы или возрастной кризис

Капризы и нежелание выполнять просьбы — распространенная проблема для многих родителей. Но при каждом подобном случае взрослым необходимо разбираться: является ли это обоснованным непослушание, связанное с основными возрастными кризисами трех и семи лет, или попытка ребенка продавить родителей?
Кризис трех лет: просто пережить
Негативизм, который проявляется у ребенка, является причиной кризиса, наступающего примерно в три года. В этот период он может демонстрировать непослушание по отношению к родителям. Ребенок переживает важный этап в развитии психики, направленный на формирование личности, и поэтому часто выражает протест: отказывается выполнять просьбы, заявляет о своих нежеланиях, например, не хочет надевать резиновые сапоги или есть предложенную пищу, и категорически отказывается от прогулок».
Необходимо осознавать, что это естественный процесс, и нужно просто пережить этот этап. Как правило, кризис трех лет продолжается около года, в соответствии с общепринятыми рамками — от 2,5 до 3,5 лет. В течение этого периода ребенок будет вести себя именно так, и это считается нормой. Какое бы предложение вы ему ни делали, он ответит отказом. Важно не вступать с ним в конфликт, не применять наказания, а стараться договариваться. К примеру, на фразу «я не пойду гулять» можно ответить противоположным: «Мы не пойдем гулять», и ребенок снова будет возражать: «Мы пойдем гулять».
Психолог Людмила Петрановская, когда говорит о кризисе трех лет, часто поясняет родителям, что ребенок не манипулирует родителями — он для этого слишком мал, он просто обнаруживает в себе личность.
Кризис, наступающий каждые семь лет: необходимость переосмысления себя
Кризис семи лет – еще один значимый (и непростой для родителей) этап развития. В этот период родители нередко сталкиваются с непослушанием ребенка, однако его поведение претерпевает изменения. В период от 6,5 до 7,5 лет у ребенка формируется новая, самостоятельная личность. Этот кризис необходим для того, чтобы ребенок смог перейти от детского восприятия к взрослому.
В этот период родители нередко видят, как ребенок становится более упрямым, неохотно делится своими впечатлениями и замыкается в себе. «Когда я пытаюсь узнать, что произошло в детском саду или школе, он не отвечает или отмахивается, говоря: „Не ваше дело“», — рассказывают родители.
Этот этап развития имеет большое значение, поскольку именно в этот момент начинает проявляться индивидуальность ребенка. Он начинает вести себя как самостоятельный человек и часто задается вопросами: «Стоит ли говорить это человеку или он посмотрит на меня с удивлением? Следует ли поделиться с кем-то своими чувствами?». Таким образом, ребенок уже пытается самостоятельно принимать обдуманные решения.
Сравнение поведения дошкольников, переживающих кризис семи лет и тех, кто еще не столкнулся с ним, может быть весьма показательным. Дети, не затронутые кризисом, обычно более прямолинейны, послушны и охотно делятся своими переживаниями. В то время как те, кто вступил в возрастной кризис, демонстрируют упрямство. И это также является допустимым вариантом развития.
Когда стоит насторожиться
После завершения наиболее острых кризисных этапов ребенок демонстрирует адекватное поведение (или, в идеале, должен демонстрировать его).
Если ребенок демонстрирует плохое поведение, проявляет упрямство и капризность, выходящее за рамки возрастных кризисов, необходимо разобраться в причинах. Зачастую дети начинают использовать родителей в своих интересах и ведут себя, не соответствуют установленной иерархии.
Когда нарушается установленный порядок, ребенок занимает доминирующее положение в семье, и взрослые, такие как бабушки, дедушки, родители, окружают его. Иногда взрослые разногласится по поводу способов воспитания и противоречат друг другу, что позволяет ребенку осознать возможность манипулирования ими, используя их эмоциональное состояние.
В подобных семьях не соблюдается основополагающий принцип: ребенок — еще незрелая личность, чтобы ребенок понимал, как устроена жизнь, ему необходим взрослый, который демонстрирует определенный порядок вещей. Не существует детей, которые самостоятельно начнут работать над собой: своевременно вставать по утрам и заниматься уроками. Они не начнут. Взрослые приучают их к дисциплине.
Когда ребенок не осознает своего места в семье, происходят изменения во всем: в его поведении, в характере взаимоотношений с родителями и со сверстниками.
Когда ребенка возводят в ранг особого, он замечает: вокруг взрослые, но их поведение напоминает детское. Он начинает влиять на них, давая указания, которые они выполняют. Эти манипуляции пока еще не отточены, поскольку ребенок еще не достиг зрелости для настоящих манипуляций, однако взрослые готовы поддерживать эту игру и поддаются его капризам.
Ребенок не станет прислушиваться к другому ребенку, он будет реагировать на слова взрослого. Любые манипуляции с ребенком зависят от его родителя.
Совет: Наблюдайте, как вы себя ведете по отношению к ребенку. Как утверждал Эйнштейн, для решения проблемы необходимо выйти за рамки того уровня, на котором она появилась. Если родитель не расширяет свой кругозор и не получает новой информации, ситуация не будет разрешена. Более эффективным решением будет консультация со специалистом, который поможет понять суть взаимоотношений с ребенком и предложит коррективы в родительском поведении.