Звезды

Как Алексей Пажитнов придумал игру Тетрис и отдал права на неё

Как Алексей Пажитнов придумал игру «Тетрис» и отдал права на неё
редакционный коллаж

Компьютерную игру «Тетрис» создал советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. Это была просто игрушка, предназначенная для отдыха и перезагрузки мозга. Кто бы мог тогда подумать, что она заработает полтора миллиарда долларов?

Авиационный институт и МГУ

Алексей родился 16 апреля 1955 года в Москве, его отец, Леонид Пажитнов, был литературоведом и философом, дед по отцовской линии — актёром. У Пажитнова-младшего с детства проявились способности к математике, поэтому учился он в математической школе № 91, как раз в это время здесь работал один из создателей системы матклассов Владимир Сапожников. После школы Пажитнов поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса перевёлся на мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова.

Как был создан «Тетрис»

После вуза Алексей пришёл в Вычислительный центр Академии наук СССР, где вначале работал экспертом-патентоведом, а позже начал заниматься проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Программист не раз вспоминал, что тогда в одной комнате с пятью рабочими местами работали по 15 программистов. Поэтому Алексей частенько оставался до полуночи, дожидаясь, когда коллеги разойдутся по домам, чтобы получить место возле компьютера. А иной раз и оставался ночевать.

Чтобы отдохнуть и перезагрузить мозг, а также обкатать возникшие идеи, программист начал экспериментировать с созданием компьютерных головоломок. На создание «Тетриса» Алексея вдохновила одна настольная игра — пентамино. Он решил попробовать создать компьютерный аналог этой игры. Первоначальный вариант «Тетриса» Пажитнов создал для компьютера «Электроника 60» в 1984 году. Он взял за основу семь фигурок, которые стали позже стандартным набором Тетриса и за две недели запрограммировал костяк игры. Выглядел первый «Тетрис» примитивно, но зато в него можно было играть! Для того времени это был настоящий прорыв.

Алексей Пажитнов

Getty Images

Как «Тетрис» стал цветным

В этой истории фигурирует ещё одна фигура. Программист Вадим Герасимов. И хотя он, фактически, не был создателем игры, он сделал очень многое для неё, переведя «Тетрис» в цветную версию. Ему было всего 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы парень мог потренироваться в программировании. Там талантливого молодого человека и заметили, пригласив поработать над «Тетрисом».

Позже Алексей Пажитнов рассказал в интервью о Вадиме Герасимове: «Я дал ему дискету с кодом. И думал что он пропадёт месяца на 4. А потом придёт жаловаться, что игра не работает. Но он через 4 дня привёл меня за руку к ПК и показал работающую версию игры». Вадим Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал игру для компьютера IBM. Кстати, Алексей Пажитнов называет Герасимова «абсолютным гением».

Почему Пажитнов отдал «Тетрис» Стейну

Популярность «Тетриса» постепенно нарастала, игра начала распространяться по Москве, а затем дальше по стране и всему миру. Спустя несколько месяцев в столицу приехал Роберт Стейн — венгерский импортёр программного обеспечения. Неизвестно почему, но Алексей Пажитнов отдал Стейну «Тетрис». А вот Стейн дарить полученную безвозмездно интеллектуальную собственность никому не стал. Он продал права на игру компании Mirrorsoft и её дочерней компании Spectrum HoloByte.

Позже Алексей Пажитнов говорил, что на самом деле никакого письменного согласия, а также договора или разрешения от его имени продавать права на игру Стейн не получал. Дальше история игры становится жутко запутанной, но не менее увлекательной, чем она сама.

Mirrorsoft и Spectrum HoloByte ( с чистой совестью, они же купили права у Стейна) выпускают свой вариант «Тетриса», с качественной графикой и звуком. А потом… продают права на игру другим компаниям на условиях сублицензирования. Тетрис продолжает продвигаться, уже независимо от своих создателей. Игра становится сенсацией. Западные журналисты начинают писать о первой игре из-за «железного занавеса» и находят её истинного создателя… Тем временем Стейн едет в Москву, чтобы купить прав у реальных создателей «Тетриса», но получает отказ… В общем, чем дальше, тем труднее было понять, кто же теперь, де-юре, имеет права на игру. Посмотрите на канале Ne PSD документальный фильм «Тетрис».

«Тетрис» стоит 1,5 миллиарда долларов

В конце концов, после долгих пертурбаций, к началу 1989 года полудюжина разных компаний заявила о своих правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров и гаджетов. Конфликт интересов за права на издательство игры накалил ситуацию до такой степени, что в последний момент в него даже вмешался действуюший на тот момент глава СССР Михаил Горбачев!

А что же получил тогда сам создатель игры? За первые 10 лет существования «Тетриса» Алексей Пажитнов не получил денег за игру. Лишь в 1996 году, когда истёк срок первоначальной лицензии, создатель игры начал получать первые, и достаточно скромные отчисления от продаж.

30 миллионов долларов — примерная сумма, которую Алексей мог бы заработать, не отдай он свои права на 10 лет Стейну. Суммарная же сумма которую принес Тетрис, и которую приводят издания, склоняется к 1,5 миллиардам долларов США. В данный момент брендом «Тетрис» владеют 50 на 50 Алексей Пажитнов и Хэнк Роджерс, голландский дизайнер видеоигр и предприниматель.

Алексей Пажитнов и его игра Тетрис

Getty Images

Почему «Тетрис» так популярен

Алексей как-то сказал в интервью, что его волнует вопрос: что было бы с «Тетрисом» если бы он появился прямо сейчас, а не 30 лет назад? Влюбил бы он в себя всё то же количество людей? Или дело было в том, что в те времена попросту не было игр, способных потягаться с «Тетрисом»? Впрочем, «Тетрис» доказал, что время здесь ни при чём. Игра популярна по-прежнему. И сейчас это уже не просто игра, это соревновательный вид спорта, финалы которого собирают миллионы просмотров на ютубе.

Личная жизнь Алексея Пажитнова

Создатель «Тетриса» женат давно и прочно, у него с супругой, переводчицей с английского языка Ниной Пажитновой родились два сына, Пётр и Дмитрий. С 1991 года Пажитновы живут в США. Как говорил программист, он уехал в Америку по настоянию партнёра по бизнесу. Через 5 лет после переезда, в 1996 году, он пришёл в компанию «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandoras Box. В 2017 году младший сын Пажитнова, Дмитрий, погиб в горнолыжном происшествии на горе Рейнир.

«Человек мира»

Сейчас Алексей Пажитнов живёт в Сиэтле. При этом, создатель игры «Тетрис», проживший в Америке более 30 лет говорит, что не считает себя на сто процентов американцем или русским. Он где-то посредине: «Я хорошо себя чувствую на этой планете и думаю, что я — человек мира».

Алексей Пажитнов

Getty Images

Об этой истории снят фильм «Тетрис»

Два года назад стало известно о съёмках фильма «Тетрис», который посвящён биографии создателя игры и его современников. В центре сюжета — та самая история с приобретением прав на игру, которая закончилась победой Хэнка Роджерса. Алексея Пажитнова играет актёр Никита Ефремов. Ожидается, что фильм выйдет в конце 2022 года.


Источник