Семья

Из послушного ребенка в маленькую фурию: что происходит с 11-летними?

Фото: img.freepik.com

Множество родителей спорят о начале переходного возраста. Многие ожидают, что пубертат начнется у ребенка в 13-14 лет. Изменение поведения в 11 лет для них неожиданность. Новые данные показывают, что именно в этом возрасте многие дети ведут себя странно: нападают на сверстников, устраивают дома вечеринки, становятся родителямиВажно помнить: переходный возраст у девочек обычно наступает в возрасте 9-12 лет, а у мальчиков — в 12-13 лет. Потому магическое число 11 воспринимается нами как рубеж, разделяющий детство и подростковый период.

Переходный возраст — (не)опасный период?

Подростковый период окутан множеством мифов и стереотипов, что делает его почти волшебным временем, когда ребенок словно волшебством меняется в загадочное и «неопасное» существо.

Не беспокойтесь. Эта стадия развития не является отклонением или катаклизмом. Это вполне нормальный процесс взросления, сопровождающийся заметными изменениями в психике и физиологии.

В возрасте 11-12 лет гипоталамус начинает активнее вырабатывать гонадотропин-рилизинг гормон. Это стимулирует выработку эстрогенов у девочек и тестостерона у мальчиков. Изменения в работе организма приводят к физическому созреванию, включая рост и развитие вторичных половых признаков.

Начало и темп полового созревания у каждого подростка уникальны. В классе могут находиться сверстники, однако их поведение и реакции будут отличаться.

Психологические изменения сопровождают физиологические. Мозг подростка… Проходит этап повышенной способности к перестройке нейронных связей. Это период интенсивных изменений, когда создаются новые связи между нервными клетками, а существующие усиливаются или исчезают.

Знание этих процессов позволяет взрослым лучше понять причины поступков подростков. Эмоциональная возбудимость, стремление к рискам и переменчивость настроений объясняются возрастными особенностями и биологическими процессами.

Вмешательство может многое изменить. Сейчас особенно важно оказывать подростка поддержкой и понимать его. Создание благоприятной атмосферы общения, учет индивидуальных особенностей развития и предоставление условий для безопасного самовыражения сделают переходный возраст менее стрессовым как для подростков, так и для родителей.

«Но у меня в 11 лет было не так!»

Вспомните свой путь в этом возрасте, даже если захочется сказать «Я была спокойной, послушной, и вообще никакого кризиса не было!», сочувствуйте переживаниям детей. Медалей за «лучший подростковый период» не вручают.

Постоянное сравнение себя и своих детей с сверстниками обусловлено поиском объяснения их поведению в физиологии, которая, как нам кажется, неизменна последние 30-50 лет. Из-за этого представляется, что переходный возраст протекает одинаково у всех поколений. Однако это не так, ведь биология не затрагивает всё.

Подростковый возраст — время глубоких преобразований как в организме, так и в мировосприятии. Мир претерпел значительные изменения. поколение ZПоскольку поколение, рожденное и взрослеющее в эпоху цифровых технологий, переживает пубертат, этот период заметно отличается от такого же этапа жизни их родителей.

Ярчайшее отличие — всёпроникающее присутствие технологий. Дети 11-12 лет почти не знают мира без интернета, смартфонов и социальных сетей. Это меняет способы общения, учебы и самовыражения. В отличие от предыдущих поколений, для которых встречи с друзьями и игры на улице были главными формами общения, подростки проводят всё больше времени онлайн.

Вторая существенная разница касается ценностей, агрессии и самовыражения. Поколение Z выросло в мире мгновенно доступной информации, где мировые события отражаются в их жизни через экраны смартфонов. Это сделало его более осведомленным о социальных, экологических и политических проблемах. В 11-12 лет уже проявляют интерес к таким вопросам, как изменение климата, равенство полов и социальная справедливость, что отличает их от интересов подростков прошлых поколений в этом возрасте.

Учебный процесс прошел трансформацию. Дети сегодняшнего дня пользуются широким выбором ресурсов. онлайн-ресурсам Доступ к информации и обучающим инструментам повышает самостоятельность в поиске знаний при наличии мотивации. Однако это порождает новые сложности: информационный переизбыток и проблемы с концентрацией внимания.

Поскольку это касается эмоций, последнее крайне важно. Наличие в социальных сетях, расширение представлений о мире и личности, успешный успех, стремление к онлайн-идентичности могут усилить чувство одиночества у подростков. В то время как родители могли испытывать стресс от экзаменов или отношений с одноклассниками, Подростки в наше время испытывают дополнительное давление из-за социальных сетей и стремления к идеальной жизни, изображенной на экранах.

В чем разница между 11 и 16 годами?

Дети одиннадцати лет и подростки шестнадцать лет входят в подростковый возраст, но существенные отличия наблюдаются в их психическом развитии, поведении и социальных взаимодействиях. Различия вызваны как биологическими процессами развития, так и изменениями социальной среды и ожиданий взрослых.

Откуда у детей в 11-12 лет агрессия?

Агрессия В период от 11 до 12 лет возраст совершает переход, обусловленный множеством взаимодействующих факторов, усиленных биологическими процессами. Подростки сталкиваются с первыми значительными испытаниями в сфере эмоционального и физического развития.

Пубертатные изменения

Половое созревание начинается с скачка гормонов, что может вызвать эмоциональную неустойчивость и агрессивное поведение. Подростки могут иметь трудности с самоконтролем импульсов: «Сделал, а потом подумал», «Накричал — потом стыдно стало».

Развитие мозга

В этом возрасте мозг подростка активно развивается, особенно те его части, которые отвечают за регуляцию эмоций и импульсивное поведение. Незрелость этих областей может привести к повышенной агрессии: «Мне не нравится – я об этом всем сообщу», «Ты меня раздражаешь – я тебе врежу».

Поиск идентичности

В юности люди начинают искать свое место в обществе и определять свою личность. Это может приводить к конфликтам с родителями, учителями и сверстниками, так как подростки чувствуют разочарование и злость из-за несоответствия своих ожиданий ожиданиям окружающих. «Я не знаю, кто я!», «Говорите, что я глупая? Отлично, буду глупой!», «А я вот назло не буду говорить вежливо».

Социальное давление и буллинг

Влияние ровесников, опасение остаться без поддержки издевательства Агрессивное поведение может проявляться как форма самообороны. Низкая уверенность в себе и самоуважение могут также провоцировать агрессию как способ демонстрации силы или управления ситуацией.

Ребенок пока плохо понимает, как самостоятельно разрешать проблемы, без помощи родителей. В 10-12 лет ребенок еще психологически близок к родителям, но друзья начинают подталкивать его к самостоятельности. Также ему трудно представить, что можно решать не силой, а разговором, избегая конфликтов или прося помощи.

Для конструктивных коммуникаций важно рациональное решение проблем, прогнозирование последствий, эмоциональный интеллект, навыки общения и понимание своего права на защиту. Эти качества начинают формироваться, но ребенок всё ещё импульсивен, беспомощен, плохо понимает себя и свои перепады настроения, остро реагирует на обиды, проявляет гнев или замыкается в себе.

Агрессивные дети чаще всего привлекают внимание к проблеме жестокости среди младших подростков. Родителей окружающие либо сочувствуют, либо осуждают, а учителя стараются решить проблему обращением к психологу. Меньше внимания уделяется тихим, необщительным и замкнутым детям, которые предпочитают проводить время в одиночестве в классе или комнате. Родители таких детей могут их очень любить, но учителя их почти не замечают.

Это может оказаться фатальным для кого-либо, о чём свидетельствуют некоторые примеры. стрельбы в школахДети месть устраивают за оскорбления как умышленным обидчикам, так и невиновным по отношению к ним людям.

Как культура сказывается на поведении подростка?

Насильственный контент в интернете, на телевидении и в играх может сделать агрессию привычным способом разрешения конфликтов для подростков, если не научили другим методам. Без примеров конструктивного решения проблем, показанных в школе и дома, подростки могут видеть в агрессии единственный способ реагировать на стресс или разочарование.

Что делать с ребенком младшего подростка?

Любите и не вините

Подготовьтесь к тому, что малыши вырастут и станут подростками. Этот этап развития непременно приведёт к появлению у ребёнка самостоятельности и взрослости.

Будьте любящими и понимающими родителями. Вспышки агрессии, протеста или обиды — не повод осуждать, обзывать или винить ребенка в том, что вам неприятны его слова. Он сам не контролирует свои эмоции и действия. Сохраняйте спокойствие, проявляйте рассудительность, покажите любовь и верьте, что вместе преодолеете трудности.

Формируйте ограничения, одновременно способствуя независимости.

Пришло время установить правила с наказаниями за их нарушение. Взрослым кажется, что дети в младшем подростковом возрасте нуждаются в свободе и независимости. Действительно, постоянно борются за право носить любимую одежду, слушать определённую музыку, есть желаемую еду, а не полезную.

Отказ взрослых в установлении границ и преследовании своих целей приводит к беспокойству у подростков.

Ощущение беспомощности и ненужности нарастает: «раньше любили, обнимали, заставляли учить уроки, а теперь мне стали не нужны». В поведении младшего подростка проявляется множество противоречий.

Как остановить и уменьшить агрессию в данном возрасте?

Даже если ситуация сложна, избегайте акцентировать внимание на неприемлемом поведении ребенка перед другими и не позволяйте себе проявлять агрессию. Ничего не раздражает подростков больше, чем публичные замечания.

Подросток может испытывать неуверенность в себе, стыд за свою внешность или страдать от травли даже без вмешательства взрослых. Если ребенок ведет себя агрессивно или вам жалуются на него, сделайте глубокий вдох-выдох, спокойно пообещайте поговорить с ним вежливо и примите меры, но не позволяйте оскорблять его. Всегда поддерживайте ребенка.

  • Главное — понять, что провоцирует такое поведение. Избегайте нападок на ребёнка обвинениями и угрозами, не поддавайтесь отчаянию перед детским властным поведением. Устройте спокойную беседу за чаем, обнимите ребенка (если ему это комфортно), обещанём поддержку или дайте полезный совет о возможных альтернативах в его поведении. Поделитесь своим опытом из схожих ситуаций в юности.

  • Дайте подростку возможность свободно проявлять свои чувства в благоприятной и конструктивной среде. Проводите увлекательные мероприятия, запишите ребёнка в клуб или секцию по его увлечению, с удовольствием наблюдайте за яркими и трогательными фильмами, подходящими по возрасту.

  • Обращайте внимание на поступки, а не на характер ребёнка. Пусть подросток успокоится. Затем поговорите с ним о его поведении. Поверьте, ему уже стыдно за то, как он себя повел. Корректно и с любовью опишите, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова произносил, какие действия совершал. Не делайте обидных сравнений и говорите о своих чувствах. Критические замечания, особенно слишком эмоциональные, могут вызвать раздражение и отвлечь от разрешения проблемы.