Игры и игрушки для развития самостоятельности у ребенка.

Irina_Zholudeva/Getty Images/iStockphoto

Лариса Захаровапсихология
психолог
Матери раньше и представить себе не могли такого многообразия детских товаров, как есть сейчас. Развивающие игры, головоломки, яркие книжки, говорящие куклы или машинки модели доступны практически в каждом магазине. Тем не менее, богатый ассортимент игрушекРодители часто жалуются, что с малышом дома нечего заняться.
Малыш следует за мамой, постоянно требуя внимания. Играть одному ему скучно, а мама не может целиком посвящать себя детским забавам: ведь хозяйство, домашние дела ждут. Часто именно по этой причине родители в раннем возрасте отдают детей в детские сады: развлекать часами неутомимое чадо — задача не из легких, а в саду ребенок находит постоянных партнеров по играм, и у мамы наконец появляется свободное время.
Но детский садЭто не решение проблемы, поскольку коллектив не способствует развитию навыков самостоятельной игры. В детском учреждении малыш весь день находится в окружении сверстников и воспитателя, ему не бывает времени на одиночество и, следовательно, он не может научиться самому себя развлекать. Этот, казалось бы, несущественный фактор впоследствии может оказывать существенное влияние на формирование личностных качеств ребенка.
Какой взрослый малыш!
Успех в учёбе, карьере, семье и дружбе обусловлен множеством факторов. целеустремленность и упорствоВоспитание оказывает значительное влияние на формирование таких качеств. Если, к примеру, родители сопровождали ребенка до университета, высока вероятность его взросления замкнутым, неуверенным в себе и зависимым от опеки.
Важно предоставлять ребенку «свои» возможности для самостоятельных действий, а также поощрять принятие решений и чувство ответственности. Удивительно, но положительный эффект оказывает детская игра. Еще советский педагог Сухомлинский подчеркивалИгра – огромный светлый проём, через который в духовный мир ребёнка поступает живой поток представлений и понятий о мире.
Выбирайте игрушки, которые побуждают ребёнка к действиям: вращать, сжимать, доставать, собирать и т.д.
С пяти-шести месяцев, когда малыш проявляет интерес к игрушкам, как погремушки, нужно приучать его к самостоятельным играм и занятиям. В течение нескольких минут можно оставить малыша на коврике или в манеже с двумя яркими игрушками для развлечения. Количество игрушек должно быть небольшим, так как ребенок этого возраста способен концентрировать внимание только на одном-двух предметах: малыш может долго ощупывать их, пробуя игрушку «на зубок», бросать, трясти и тому подобное.
Слишком много игрушек приведет к тому, что малыш быстро переберет их без разглядывания и заскучает. Лучше давать игрушки понемногу: сначала две, а после игры убрать и дать новые. Если услышите беспокойство ребенка, вернитесь, немного поиграйте вместе, а затем снова покиньте комнату.

Getty Images/Westend61
Под присмотром
С возрастом время самостоятельной игры можно увеличивать: в год ребенок может увлеченно играть в одиночестве полчаса, в два года — час, а в три года — полтора-два часа в день. Игры должны проходить под ненавязчивым контролем взрослых. Периодически нужно заглядывать в комнату и смотреть, как чувствует себя малыш, чем занимается.
Если заметите, что малыш уставший, предложите ему перекусить и отдохнуть. Для него игра – это не просто забава, а активное занятие, которое затрачивает энергию и силы, поэтому важно следить за тем, чтобы он не перенапрягался.
Направлять детскую игру – подсказывать новые идеи, демонстрировать возможности игрушек. Так обогащается игровой «репертуар», и следим за тем, чтобы малыш не играл в драки, монстров, убийства и другие страшные игры. Если ребенок просит о помощи (например, собирая конструктор), обязательно помогите. В противном случае малыш может укрепиться в мысли, что сам он ни на что серьезное не способен, а вы в важных ситуациях не придете на помощь.
Если ребёнок хочет играть в одиночестве, не нужно его этому противопоставлять. Его выбор следует почтить.
Это может вызвать страх неудач и снизить интерес к игре. Когда ребенок жалуется, что у него «ничего не выходит», что «не знает как», помогите малышу. Взяв на себя то дело, которое ему трудно выполнить самостоятельно, оставьте остальное ему. И, конечно же, контролируя игры, не переусердствуйте!
Запомните правило Юлии Гиппенрейтер: не вмешивайтесь в занятие ребенка, если помощь не требуется. Такое невмешательство говорит ему: «С тобой все хорошо! Ты справишься!». Излишняя опека может вызвать протест у ребенка или сделать его зависимым от вашей помощи. Ребенок постоянно будет требовать участия в играх, что приведет к страху одиночества и неуверенности.
Шаг на свободу
Иногда матери, опасаясь, что ребёнок не сможет совершить ни одного действия без их участия, чрезмерно присматривают за ним, вмешиваясь во все игры и занятия. сложные отношения с папойЖизненные трудности вызывают у женщины потребность чувствовать свою важность. Она хочет быть необходимой ребёнку и порой не осознанно препятствует развитию его самостоятельности в играх и учебе.

Getty Images/Westend61
Новая пора
Чтобы приучить ребенка к самостоятельной игре, нужно его заинтересовать, ведь дети увлеченно играют только в то, что их привлекает. Родителям стоит придумать захватывающий сюжет или купить яркую игрушку. Необходимо показать малышу, как играть с новым предметом, рассказать правила игры, наглядно продемонстрировать разные ситуации, оживленно комментируя.
Когда ребёнок поймёт объяснение, передайте ему «эстафету», но первые шаги в игре пусть делает под присмотром и мягким руководством родителя. Только когда увидите, что малыш справится без подсказок и с удовольствием играет в одиночестве, тихонько покиньте детскую. Если ребёнок попросит вас остаться, можно сказать: «Я на минутку, позвоню папе» или «я сейчас вернусь, только вымою посуду». Обязательно вернитесь через указанный срок! А спустя некоторое время снова удалитесь из комнаты под благовидным предлогом. Так ребёнок постепенно привыкнет играть самостоятельно.
Выбирая игрушки и игры, принимайте во внимание возраст ребёнка.
-
Для младенцев от 2 до 6 месяцев В качестве первого подарка уместна погремушка, которую можно сделать из безопасной пластмассы, бересты или дерева.
Такие погремушки бывают яркими, цветными или прозрачными с катящимися шариками. -
Чуть позже, с 6 до 12 месяцевМалышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. По этой причине стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть изготовлены из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками — для развития тактильных ощущений.
-
С 1 года до 3 лет Для тренировки координации движений и мелкой моторики подойдут шнуровки, вкладыши и конструктор. Также полезны механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, шарики, колечки, брусочки разного цвета.
Не лишайте ребёнка возможности постигать мир: частые запреты могут вызвать у него апатию к учебе.
-
В период от 3 до 5 лет Начинается период сюжетно-ролевой игры, когда малышам нравятся кукольный театр, наборы для игр в профессии, игры «дочки-матери», поезда, настольные игры, паззлы и музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно сочинять жизненные ситуации и разыгрывать их, ведь игра — отражение нашей повседневной жизни. Все это «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет ему, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.
Ищите больше информации о наследственности? Подпишитесь на наш канал!