Семья

Игра в домики: подсказки о детях.

Для многих детей возведение своего жилища, например, из одеял и подушек, остаётся самым любимым занятием. Эта игра не только веселит ребёнка, но и позволяет узнать о нём много нового.

Фото: img.freepik.com

Игра «домик» — одна из любимейших детских игр. Ее первый этап — младенческие прятки «ку-ку», когда мамины лицо то исчезает, то появляется в поле зрения малыша. Настоящая игра начинается, когда малыш может некоторое время спрятаться от родителей. Пик интереса к игре приходится на возраст трех — пяти лет: в это время в детской игре появляется элемент подражания. Ребенок усваивает увиденное во взрослом мире и воспроизводит его по-своему, развивая навыки и инстинкты, которые пригодятся ему в жизни.

Его маленький мир

Первым домом малыша является матка. Там он ощущал наибольший комфорт. Этот период жизни останется для него эталоном прочности и спокойствия, к которому малыш будет стремиться всю жизнь. «Мой дом — моя крепость», — говорится часто. Так и у детей. Строя или забираясь в готовый домик, ребенок удовлетворяет потребность в безопасности. Закрыв дверцу и шторки, малыш ощущает вожделенную свободу. Домик — это его обособленная территория, маленький мир. В свое убежище малыш впустит только того, кому безгранично доверяет.

Если ребёнок отказывается строить домики как в настоящем мире, так и в виртуальном, это должно вас насторожить. Возможно, ребёнок избегает создания собственного мира.

Выберите свой

Каждый домик имеет свои преимущества и недостатки.

Интерактивный домик

Все чаще дети переносят «стройку» из реальности в виртуальный мир. Существует множество компьютерных игр и приложений для планшетов, позволяющих перестраивать предоставленную площадь (дом, гостиницу, ферму и т. п.) бесчисленное количество раз. Преимущества очевидны: экономия места, отсутствие финансовых затрат, возможность занять ребенка игрой на длительное время. Однако возможности уединиться в таком доме, задернув шторы от всего мира, отсутствуют.

Покупной домик (палатка, шатер и т. п.)

Разнообразие форм (шалаш или замок, машина или ракета) и фактур (готовые домики могут быть тканевыми, пластмассовыми, деревянными) воплотит в жизнь любую фантазию ребенка. Главный минус — такой домик стоит дорого.

При выборе домика в магазине обратите внимание на…

  • Учитывайте размер игрушек. Некоторые подойдут для игры дома, а другие — на улице. Обратите внимание, где будет стоять игрушка в комнате и сколько детей сможет в ней играть.

  • Для конструкции необходим прочный, но гибкий вариант. Если малыш будет активно взаимодействовать с ней, опоры не должны разрушиться. В случае поломки важно, чтобы ребёнок не травмировался о острые края.

  • Материалы для детского домика должны быть гипоаллергенными, краска — не стираться, а резина и пластмасса — не иметь резкого запаха.

  • Предельно тематичные домики могут сковывать воображение ребёнка: замок принцессы подходит для сказок, но превратить его в автозаправку будет непросто.

Домик на улице

Самый простой способ: прийти на детскую площадку и играть — желание отсутствует. Такой «уличный» домик не поможет ребенку освоить личное пространство. Как только ребенок устроится в нем со своими игрушками, за ним потянутся другие дети. Тогда придется объяснять правила игры, распределять роли, а при спорах возможно покинуть «убежище». Впрочем, для развития навыков социализации и отношений с другими детьми домик на детской площадке — прекрасный инструмент.

Домик, сделанный своими руками.

Такой домик хорош с практической точки зрения и идеален в психологическо-воспитательном плане. Не нужно покупать дорогие детали и украшения. Малышу понравится собирать по дому пледы и одеяла, искать прищепки и веревочки! Возможно, домик не так красив, как покупной: стены немного кривые, а вместо двери — старое покрывало. Но именно такой домик окажется очень полезным.
Почему? Все дети любят строить. Для самых маленьких (до 3 лет) такая игра – прекрасная возможность сблизиться с родителями. Совместный процесс создания «убежища» заряжает положительными эмоциями: таким образом вы укрепляете отношения с ребенком, показываете интерес к его жизни и личности. Помимо прочего, «строительство» развивает у малыша креативность и учит мыслить творчески. Если что-то не получается, обратите внимание на то, что удалось, а потом предложите вместе подумать, как лучше сделать оставшееся. Вы можете строить домик вдвоем или позвать папу.
бабушек и дедушекМожно сначала построить домик для игрушки, например, медведя, или для всех игрушек одновременно, а потом и для себя.

Во время игры в «домик» дети развивают умение строить отношения с родственниками и приятелями. Потому взрослым следует вести себя уважительно и доверительно друг с другом, с ребёнком и окружающими, ведь именно атмосферу дома малыш отразит в своей игре.

Инструкция для сборки

Строя собственный домик, малыш обретает уверенность в себе, начинает осознавать свои возможности и верить в свои силы. Создайте ему возможности для самовыражения, и пусть фантазирует и творит! Предложите ребенку стать архитектором и нарисовать будущий дом. Затем подыщите в квартире удобное место для постройки (часто она потом стоит очень долго). Помогите малышу в поисках необходимых материалов: он сам придумает, из чего будет строить домик, а вы подскажете, где взять. Можно внести в поиск элемент игры: пусть отгадывает ваши загадки, и тогда найдет заветный «клад».

Как построить домик? Все очень просто!

  1. Крыша — наиважнейшая часть. Изделия для нее можно соорудить из покрывала, одеяла, занавесок, полотенец и даже старого халата.

  2. Из стульев, торцов диванов или кресел, сушилок для белья можно быстро возвести стены.

  3. Лучше сделать дверь из картона или ткани, прикрепленной к крыше.

Помогите крохе обустроить жилище так, чтобы ребёнку было приятно в нём находиться и играть. Можно принести подушки, маленькое одеяльце, любимые игрушки, автономный ночник или фонарик, повесить на стены картинки.

Создание домика может стать особым обрядом. Использовать эту игру можно во время укладывания ребенка спать: кровать превратится в уголок для сказки, если накинуть простыню – малыш с большим интересом услышит сказку на ночь в такой волшебной обстановке.

Давайте поиграем!

Как только завершится обустройство домика, не спешите оставлять ребенка одного — поиграйте вместе. Загляните к нему (отлично, если у вашего домика будет окошко): малыш с удовольствием пустит вас к себе в гости. Первыми «гостями» могут стать любимые игрушки — пригласите их на новоселье и праздничное чаепитие. Через какое-то время вы заметите, что полюбившаяся ребенку игра развивается — в ней появляется сюжет. Покажите малышу, как можно играть!

Игры для взрослого и ребенка

Игра «Кто спрятался в домике?»

Мама просит малыша скрыть в домике три-четыре игрушки, после чего пытается вспомнить и назвать их. Затем мама и ребенок меняются местами: мама прячет, а малыш угадывает. Можно сделать игру сложнее: сначала спрятать несколько игрушек, а потом достать одну — пусть кроха попытается вспомнить, кто остался в домике. Не забывайте хвалить его за верно названные игрушки.

Игра «Посылка на пороге»

Ребенок прячется в доме, пока почтальон приносит посылку. В коробке (подходит коробка из-под обуви) лежит предмет — его нужно угадать без открытия коробки, только ощупывая содержимое руками. Каждый угаданный предмет становится собственностью «хозяина» дома.

Игры для компании детишек

С друзьями дело обстоит проще: фантазия у них богаче, чем у взрослых. Под вашим руководством можно разыграть сказку — «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и Заяц» и т. п. Малыши обожают разные звуки и запахи, а также необычные ощущения. Предлагаем пару игр на развитие сенсорного интеллекта. Один ребенок — ведущий, остальные — участники.

Игра «Дождь по крыше»

Ведущий сначала легонько двумя пальцами, а потом всей пятерней стучит по крыше домика, где прячутся остальные ребята. Звуки удара капель дождя приводят ребят в восторг, но вот дождь заканчивается (ведущий все медленнее стучит пальцами по крыше) и когда прекращается совсем — дети выбегают на прогулку из домика. «Но тут снова налетели тучи…» — дети снова прячутся в домике и наслаждаются звуками дождя.

Игра «Угощение на новоселье»

Каждый малыш, как хозяин своего дома, получает гостинцы. Остальные ребята принесли угощения. На маленьких тарелках с салфетками лежат пахнущие продукты: фрукты, овощи или колбаса. Задача «хозяина» — угадать запах. В конце можно устроить чаепитие.

Игра в «домик» как психотренинг

Игра в «домик» — важный шаг для отделения от родителей и осознания собственной самостоятельности. Ребенок создает безопасное пространство, отличающееся от семейного, свое «психологическое убежище», где формируются навыки ответственного поведения. Благодаря подобным играм ребенок социализируется, учится действовать на основе личного опыта.

  • Игра в «домик» даёт родителям возможность увидеть психологические проблемы ребёнка. Дети часто воспроизводят ситуации, которые их беспокоят и тревожат, иногда играют даже в похороны и изнасилование, если им доводилось это проживать или видеть. Игрой ребёнок связывается с взрослым миром. Обратите внимание, чему малыш уделяет больше внимания дома, чего совсем не замечает, какие вещи присутствуют, а каких нет вовсе. Проведите параллель с его настоящей жизнью: скорее всего, ребёнок символично уделяет или игнорирует то же в повседневности.

  • Играя в «домик», ребёнок учится ставить личные границы и осознавать свою уникальность. При возведении жилища важно подчеркнуть: это его индивидуальная территория, где возможно заняться любимыми делами, спрятаться или просто провести время. с любимыми игрушкамиЕсли человек пожелает, то может пригласить вас туда. В этот период излишняя опека родителей может навредить. Регулярное нарушение личностных психологических границ приводит к тому, что по достижении взрослого возраста человек не сможет ощутить, где ему хорошо, а где нет, в каких случаях выполняет свои обязанности, а в каких — работает за всех, потому что «неудобно было отказать». У таких людей в будущем могут возникнуть трудности с формированием приоритетов собственной жизни.

  • Игры в «домик» демонстрируют сформированность понятий и навыков у ребенка в бытовых и социально-ролевых аспектах. В процессе игры их можно мягко корректировать. Например, если ребенок невнимателен, рассеян, неохотно выполняет навыки самообслуживания, то во время игры «утро в моем домике» пошагово демонстрируется необходимость и последствия каждого действия.

  • Игра в «домик» позволяет родителям рассмотреть психологические проблемы ребенка. Дети часто воссоздают ситуации, которые их тревожат и беспокоят: иногда играют даже в похороны и изнасилование (если сталкивались с этим или видели). Также игра помогает ребенку познакомиться с взрослым миром. Обратите внимание на то, чему малыш уделяет больше внимания в игре, чего совсем не замечает, какие предметы присутствуют в доме-игре, а каких нет. Сравните это с его настоящей жизнью: скорее всего, ребенок символически обращает внимание или игнорирует подобное и в обычной жизни.

  • Играя в «домик», ребёнок познаёт свои границы и осознаёт свою особенность. При возведении сооружения нужно объяснить, что это его личное пространство, предназначенное для занятий, уединения или отдыха. с любимыми игрушкамиЕсли пожелает, может пригласить вас туда. В этот период чрезмерная опека родителей может навредить. Постоянное нарушение границ личности приводит к тому, что человек, став взрослым, не ощутит, где ему хорошо, а где нет, в каких случаях выполняет свои обязанности, а в каких — работает за всех, потому что «неудобно было отказать». У таких людей могут возникнуть сложности с формированием приоритетов собственной жизни.

  • Игры в «домик» демонстрируют уровень сформированности понятий и навыков у ребёнка в бытовых и социально-ролевых областях. В ходе игры можно мягко корректировать эти навыки. Например, если ребёнок невнимателен, рассеян и неохотно выполняет необходимые действия самообслуживания, то во время отыгрывания эпизода игры «утро в моем домике» с ним пошагово выполняются и объясняются необходимость и последствия того или иного действия.