Семья

Голая правда: от истоков до современных правил киносъемок

Фото: img.freepik.com

Эммануэль как символ советской сексуальности

В книге «Нагота: Культурная анатомия» (Nudity: A Cultural Anatomy) Руфь Баркан Голота находится в сети противоречий и парадоксов. Несмотря на всезнайство и цинизм большей части современной потребительской культуры, фрагмент тела или даже упоминание голоты могут, в правильном контексте, вызвать улыбку, нервный смешок или возмущение. Гогота — это как крупный бизнес, так и обыденный факт телесности, как основа порноиндустрии, так и препятствие на уроках физкультуры. Отношение к голоте, правила и условности нашего общества вокруг неё пронизаны противоречиями, сложностями и отрицаниями.

Вспомните, когда вы первый раз увидели человека без одежды.

У меня это была Сильвия Кристель в эротическом фильме «Эммануэль» Видеокассету с этим содержимым я обнаружила в отсутствие родителей где-то в шкафу. Наготу на экране принято прятать от детей, при этом никто не скрывает откровенное насилие. Неизвестно, что больше влияет на нежные детские умы, но их принято ограждать от сосков и гениталий.

Смущение возникло у меня при виде раздевания Кристель. В СССР «секса не было», и я, ученица пятого класса советской школы, не понимала зачем Сильвия снимает одежду. Я понятия не имела, что за просмотр фильма и уж тем более за обладание кассетой с ним можно было оказаться в тюрьме (это к вопросу противоречий наготы). Но видеомагнитофон появился в нашей семье в начале 1980-х годов, а после него в страну вошла Перестройка и всё изменилось. Раздел «Эротика» в киосках видеозаписи были такими же потертыми, как «Боевики». Предки мои смотрели «Калигулу», а фильмы Тинто Брасса показывали по телевизору. Более того, после полуночи на Рен-ТВ демонстрировали софт-порно.

Туман поглотил вещи, собранные смущением.

Я привыкла к голым людям на экране и не испытываю от этого никаких эмоций. Взрослые говорили про скромность, но кому, как мне, которая в пятом классе смотрела Эммануэль, уже всё равно, что кто-то что-то увидит. Раз в кино можно быть голой, чего же стесняться? В юности вообще никто не думает о дискурсе эстетическом и моральном, связанном с обнаженкой. Вы вообще были в музеях? Когда я начала читать книги по истории кино, отношение Голливуда к обнаженке показалось мне неожиданно странным и чрезмерным. Давайте проведём небольшой исторический экскурс.

Она показала попу!

Историк кинематографа и телевидения Джонатан Кунц в документальном фильме… «Кожа: История наготы в кино» Через двадцать минут после изобретения кино кто-то предположил съемку обнаженных людей. Эдвард Мэйбридж в своих экспериментах с движущимися картинками показывал людей и животных, причем люди всегда были раздеты. Это конец XIX века, 1887 год! Когда появился кинематограф, Жорж Мельес перед съемкой путешественников на Луну снял короткометражку «После бала», в которой женщина возвращается домой и с помощью служанки снимает одежду. Максимум, что видит зритель, — спина и попа актрисы. Кстати, вскоре она стала женой Мельеса.

Это можно назвать первым официальным показом обнажённой женщины на большом экране.

Фильм «Крылья» Удостоился премии «Оскар» как лучший, став первым в ее истории таковым. В фильме присутствовали два спорных момента: один мужчина поцеловал другого (в щеку!) и звезда… Клары Боу Видно было обнажённую грудь. В середине 1920-х годов защитники морали возмутились Голливудом, полагая, что кино «плохому научит». С появлением звука голоса противников кино стали ещё громче. Постепенно это привело к созданию кодекса Хейса, запрещавшего показывать людей на экране раздетыми. Уилл ХейсГлава новосозданной Ассоциации кинокомпаний (MPAA), куда входили все голливудские продюсеры, не был примером морали. Но он зарабатывал на киношниках приличные деньги и стремился сделать Голливуд доступным всем американцам, а значит — и для тех, кто возмущался обнаженкой на экране.

Больше аудитория — больше денег.

Фильмы, созданные до утверждения кодекса, ещё показывали явные сцены, тогда как для новых картин цензура действовала более строго. Первой картиной, пострадавшей от кодекса, стала… «Тарзан и его подруга» Фильм 1934 года с участием Джонни Вайсмюллера и Морин О’Салливан, где Вайсмюллер швырял О’Салливан в воду, вызвал проблемы. Камера показывала двух обнаженных актеров. Однако вместо звезды снималась дублерша. Несмотря на это, кадры пришлось вырезать.

Голый мужчина мчится по лужайке. (Видео!)

Киновед Андре Базен В 1957 году автор писал: «Только о кино можно сказать, что эротизм присутствует в нём намеренно. Он является основным ингредиентом, возможно, даже важнейшим». Эти слова как будто вошли в голову всем продюсерам как американского, так и европейского кино. Обойти кодекс можно было, если кино снимали независимые компании (а потому к ним не применялись требования кодекса) и показывали в кинотеатрах для взрослых. Короткометражки с обнажёнными людьми, в основном женщинами, вне всякого контекста — так называемые «nudie-cuties» — снимал даже Фрэнсис Форд Коппола (задолго до «Крестного отца»). Время шло, в 1967 году кодекс Хейса как будто забросили, и год спустя Ассоциация начала просто выдавать фильмам рейтинги.

Самым опасным оказался X, запрещающий вход всем не достигшим семнадцатилетнего возраста.

Многие годы полагали, что молодые артистки соглашаются на съемки в обнажённости лишь ради того, чтобы добиться успеха в кино. Так, например, для своего первого фильма как режиссёра «Он сказал, поехали» (Drive, He Said, 1971) Джек Николсон Руководил отбором актрис для короткой сцены без сексуального подтекста, но с обнажённостью. Самые известные звёзды Голливуда приходили к нему, раздевались, и актёр почти с профессиональной заинтересованностью изучал их. После просмотра более ста девушек Николсон выбрал… Джун ФэйрчайлдСценарий был написан тем же автором, с которым сотрудничал ранее. Ассоциация кинокомпаний присвоила фильму рейтинг X, а причиной стала не столько женская, сколько мужская откровенность.

В кинокартине присутствовали эпизоды из мужской раздевалки, и исполнитель роли Майкл Марготт пробегал по газону без одежды, демонстрируя половой орган.

В то же время шведские режиссеры в фильме «Я любопытна — фильм в желтом» (1967) представили эротико-политическую драму, которая поразила европейских зрителей своей откровенностью. На следующий год в американском прокате появился первый фильм с рейтингом X «Приветствия» Брайана Де Пальмы, где Роберт Де Ниро изучает женское тело. А как сами женщины?

Женщина, храни молчание, твое слово — 8 марта.

В то время никто не спрашивал женщин о желании сниматься обнажёнными. Были исключения, например Джейн Мэнсфилд, которая не стеснялась показывать свои формы. В контрактах с актрисами обычно не оговаривалось количество обнажённой натуры. Режиссёр мог решить в процессе съёмки, что в данной сцене лучше показать грудь артистки, и пути назад не было. Сильвия Майлз, сыгравшая в драме Джона Шлезингера «Полуночный ковбой», позже признавалась, что её никто не предупреждал о сцене секса с героем Джона Войта. Первой студийной картиной с мужской обнаженкой стала «Последнее лето» (1969). Брюс Дэвисон, исполнивший одну из главных ролей, говорил: «Молодым я был готов на всё!». Однако мужчины в большинстве своём интересовались актрисами, и режиссеры после ухода кодекса Хейса как будто нарочно стали раздевать женщин в кадре.

Никто не думал о чувствах актрисы, ведь это Голливуд.

Во время церемонии вручения премии «Оскар» в 1974 году на сцену вышел совершенно обнаженный мужчина. Роберт Опель, как его звали, заявил, что сделал «социальный комментарий» для слишком консервативного общества. Но голливудское кино 1970-х и 1980-х просто тоннами выливало на зрителя количество женской плоти. Будь то драмы, хорроры или фильмы с историями про женские тюрьмы, актрисам приходилось переступать через собственные представления о морали и снимать с себя одежду. В 1975 году выйдет знаменитое эссе британского киноведа и феминистки. Лауры Малви Она назвала такое изображение женщины в искусстве «мужским взглядом», представляя женщину как объект для удовлетворения мужского зрителя. Изменится ли после этого кино? Нет, конечно.

«Мы видели ваши сиськи!»

В 2013 году церемонию вручения премии «Оскар» вел Сет МакФарлейн. В начале мероприятия он исполнил песню «Мы видели ваши сиськи», затрагивающую Мэрил Стрип, Наоми Уоттс, Анджелину Джоли, Энн Хэтэуэй, Холли Берри, Марису Томей, Шарлиз Терон и Кристен Стюарт. Ранее была снята реакция некоторых звезд на шутки ведущего (например, знаменитый «фэйспалм» Терон), что свидетельствует о том, что они были готовы к юмору МакФарлейна.

Для чего снялись голой? Первым ответом будет то, что это требовалось сюжету.

Секс часто помогает продемонстрировать определённые черты характера персонажа и дать зрителю почувствовать эмоции: страх, тревожность, фрустрацию или радость. Европейское артхаусное кино не боится использовать наготу вне зависимости от пола, и раньше американцы активно смотрели фильмы вроде «Я любопытна — в желтом цвете», чтобы увидеть обнаженку. Сейчас, когда секса в интернете больше, чем кино, необходимость показывать обнажённость исчезла. Она остаётся лишь для развития сюжета. По крайней мере, так хочется верить.

В 2013 году экранизация «50 оттенков серого» заработала в мировом прокате 569,7 млн долларов. Значит ли это, что выражение «секс продает» по-прежнему актуально? Тогда почему в супергеройских фильмах нет сцен с полностью обнажёнными звёздами? Нет, полная откровенность и сексуализация актрис не всегда гарантируют успех у зрителей, как бы продюсеры этого не считали.

Различие между объективированием и повествованием — тонкое дело, и иногда непонятно, когда автор романтизирует работу в сфере сексуальных услуг, а когда показывает её правдиво.

Отличным примером служит недавно получивший премию «Оскар» фильм Шоан Бейкера. «Анора». Героиня Майки Мэдисон Главная героиня трудится в элитном клубе, где посетители оплачивают персональные выступления. Начало картины открывает её обнажённость и интимную сцену с одним из героев. Марка ЭйдельштейнаЧтобы заработать много денег, Анора выходит замуж за клиента. Режиссер мог бы романтизировать её работу и закончить историю свадьбой, но он идёт дальше. Он показывает разрушение американской мечты и изменения характера героини. Обратите внимание: чем глубже сюжет, тем больше одежды на Аноре. Она оказывается в непривычной ситуации и невольно проявляет ранимость, которую пытается скрыть толстой шубой. В знаменитой «Красотке» такого нет.

Координируем секс без шума и пыли

Каждый современный контракт артиста содержит пункт о обнажении, в котором описывается, на что согласна актриса или актер.
Так защищаются их права, потому что до сих пор бывают случаи, когда режиссер пытается уговорить актеров показать больше тела или сделать то, чего они не хотят.
Отношение к сексу на экране изменилось вследствие изменения отношения к нему в жизни. Нам важно обоюдное согласие и комфорт, поэтому актеры не должны испытывать проблемы. Актерская Гильдия США напоминает своим членам, что даже при наличии пункта о обнажении они имеют полное право отказаться сниматься обнаженными, если чувствуют дискомфорт.

После 2017 года, когда ряд актрис заявили о ненадлежащем поведении продюсера Харви Вайнштейна, такое отношение стало возможным. Это запустило движение. MeTooВ современности, при таком тщательном планировании каждой боевой сцены, не следовало ли отнестись и к сценам интимного характера столь же серьезно?

Алисия Родис, основательница ассоциации координаторов интимных сцен, бывшая актриса и каскадерша, в документальном фильме «Кожа. История наготы на экране» отмечает: «Важно помнить, что актеры выполняют секс-работу, когда мы просим их раздетыми изображать близость или сексуальные отношения друг с другом. Даже при наличии защитной ткани это всё равно секс-работа. Вряд ли они подписывались на такое».

Какова ролевая функция координатора интимных сцен? в официальном документе SAG:

  • Работает защитником прав, соединяя исполнителей с спектаклем.
  • Убеждается, что актеры и персонал съемочной площадки следуют правилам безопасности.
  • Является инструментом для воплощения замысла режиссёра.
  • В случае необходимости повышения реалистичности сцены выполняет функции хореографа.
  • Стремится построить обстановку, в которой актеры знают, чего от них ждут в сценах с обнажением, и добровольно принимают участие, осознавая свои действия.

Как защищаюся интимные места актеров?

Актеров защищают интимные места с помощью телесных покровов-модности патчей. Иногда мужчинам надевают накладки на половые органы, например, Марку Уолбергу в фильме Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле Буги».
Актрисам могут увеличить грудь силиконовыми имплантатами. Иногда делается полный грим тела, как у Ребекки Ромейн в роли Мистик в «Людях X»: героиня в своем оригинальном виде синего цвета кожи, но ее фигура частично скрыта силиконовыми накладками.

Что делать, когда съемка обнаженной формой нежелательна, но требуется?

Для удобства актёров эротические эпизоды снимают при минимальном количестве съемочной группы. Такая «закрытая площадка» может быть прописана в контракте заранее или согласована в процессе работы. Актёрам также легче работать, если такие сцены снимаются с юмором. Джейми Дорнан постоянно пытался рассмешить Дакоту Джонсон во время съемок «50 оттенков серого», чтобы сохранять легкость в их работе.

Верховен снял бы «Шоугёлз» сейчас? Возможно ли сейчас «Американский пирог»? Конечно, был бы интерес. Но при работе с такой чувствительной темой, как обнажённость, лучше всего получать добровольное согласие всех актёров и актрис.

Подведем итоги. Нагота на экране — элемент съемочного процесса, требующий полного согласия актеров. Надеемся, что однажды все станут более осознанными и эмпатичными, но пока ограничивать внезапные режиссерские решения будет закон, и этого, кажется, достаточно, пока не услышим новые истории о злоупотреблении властью в киноиндустрии.