Семья

Главный принцип воспитания ребёнка.

Фото: img.freepik.com

С детства внушают нам уважать старших, а затем говорят, что уважают тех, кто этого заслужил. Но где же место младенца в такой парадигме? Единственно верный подход – уважать личность каждого человека. Признавать права, никогда не унижать достоинство, относиться без пренебрежения – именно это поведение относительно этих аспектов характеризует и нас, и вас. Если мы не проявляем уважения к другим, заслуживаем ли мы его сами, как взрослые и воспитанные люди?

Даже малыш ни о чём не подозревает.

Великий педагог начала XX века Януш Корчак утверждал: «Уважайте его незнание!». На этом незнании будет расти то, что мы, старшие, должны там бережно посеять и взращивать. Неграмотно было бы сказать, будто маленький человек живет первое время без усилий и стараний. Напротив: чем меньше ребенок, тем больше и быстрее он усваивает всё из окружающего мира. Когда я спросила одного подростка, за что, по его мнению, можно уважать младенца, тот ответил: «За то, что он старается жить!».

Даже если вы считаете, что детей не за что уважать, поймите: без вашего примера вежливого обращения с ребенком дети не смогут учиться так относиться и к другим людям, в том числе и к вам.

Что значит относиться с уважением к ребёнку для взрослого?

  1. Воспитание происходит не только через действия, но и через слова. Если сейчас многие родители понимают, что физическое насилие над ребенком недопустимо, то речь часто остается слабой стороной. Не следует кричать на малыша, использовать грубые, оскорбительные слова, угрозы, постоянно критиковать и делать замечания. Что делать ребенку, как ему расти, если родители ведут себя неуважительно? Что касается критики, лучше отмечать прогресс ребенка и объяснять, как он может улучшить результат. «Сам догадайся, другие уже умеют» — это не воспитание.
  2. Важно уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – признак воспитанного человека, а нам нужно показывать ребенку пример. Если мы покажем пренебрежение к тому, о чем рассказывает малыш – то одно из двух: он научится ничем с нами не делиться или ничем не интересоваться. («Почему подросток ничем не интересуется» — знакомая тема родительских обсуждений?) Ситуация «Мне все равно, что ты играешь/читаешь, а ну быстро за уборку!» тоже сюда относится. Взрослого человека оторвать от развлечения сложно. А с ребенком можно договориться: «Через какое время ты освободишься? Нужно, чтобы ты прибрался.»
  3. Даже маленькому ребенку стоит объяснять, что мы делаем, и просить его участвовать. «Давай оденемся. Подними ручки, пожалуйста!» Ребенок, привыкший к этому с самого начала, потом не позволит никому нарушать свои, в том числе телесные, границы.
  4. Важно признавать свои ошибки и когда необходимо, извиниться. Это не умаляет родителя, а обучает ребёнка корректным взаимодействиям в обществе и, прежде всего, с родными.

Необходимо признавать и защищать права нашего ребёнка. Как и Януш Корчак, отметим главные из них.

  • Каждый имеет право на уважение своих чувств, мнений и состояний. Фразы типа «не реви», «что за чушь», «ничего ты и не болеешь» такого уважения не демонстрируют.
  • Если ребёнок поделился чем-то важным, это храните в секрете от знакомых и никогда не превращайте это в предмет насмешек. Покажите собственным поведением, как нужно с этим обращаться.
  • Ошибка и неудача — не причина для гнева родителя, а возможность учиться. Никто не учится без ошибок. Даже если вы в детстве завязывали шнурки с первого раза, а ваш ребенок нет, это ничего не говорит о его способностях. Нельзя унижать ребёнка из-за этого. «Сначала научи, потом спрашивай».
  • Право на собственность. Если вы подарили ребёнку игрушку, спросите, можно ли взять её, чтобы показать гостям, а тем более дать поиграть другому ребёнку. Люди с нарушенными границами в отношении имущества могут вырастать безответственными или не стремиться к улучшению жизни, привыкнув, что всё равно всё заберут.
  • Ребенок имеет право быть оригинальным. Не подражать друзьям родителей или стремиться стать как Катя-отличница. Пусть будет собой. С собственными интересами, сильными и слабыми сторонами. Именно такого ребенка нужно воспитывать, не пытаясь изменить его. Можно помогать преодолеть недостатки – но не то, что делает его неповторимым и определит его судьбу.

«Имеется ли жизнь в шутку? Нет, детство – продолжительные, значимые годы в жизни человека», – писал Януш Корчак. И если в эти важные годы ребенок научится у нас правильному отношению к жизни, то нас, взрослых, есть за что уважать.