Главный принцип воспитания ребенка.
С детства нам говорят, что нужно уважать старших, а потом объясняют, что уважают тех, кто этого заслужил. Но где в таком подходе место младенцу? Единственно верный подход — уважать личность каждого человека. Признавать права, не унижать достоинство, относиться без пренебрежения — именно наше поведение по отношению к этим аспектам характеризует и нас с вами. Если мы не проявляем уважения другим, заслуживаем ли мы его сами, будучи взрослыми и воспитанными?
Даже малыш о многом пребывает в неведении.
Великий педагог начала XX века Януш Корчак утверждал: «Уважайте его незнание!». На этом незнании будет расти то, что старшие должны бережно посеять и взращивать. Неграмотно было бы сказать, будто малыш живет первое время без усилий и стараний. Напротив: чем меньше ребенок, тем больше и быстрее усваивает всё из окружающего мира. Когда я спросила одного подростка, за что можно уважать младенца, тот ответил: «За то, что он старается жить!».
Даже если вы верите, что детей не за что уважать, признайте хотя бы то, что без вашего примера доброжелательного отношения к ребенку ваши дети не смогут так относиться к другим людям, включая вас, родителей.
Как демонстрирует взрослый свое уважение к ребенку?
- Воспитываем мы не только поступками, но и речью. Все больше родителей понимают недопустимость физического наказания и унижения ребенка, но речь остается слабой стороной. Не нужно кричать на малыша, применять грубые слова, угрозы, постоянно критиковать и делать замечания. Что будет ребенком, куда ему расти, если родители ведут себя неприлично? Важно отмечать его прогресс и объяснять, как улучшить результат, а не говорить «сам догадайся, другие уже умеют».
- Важно уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – признак воспитанного человека, который должен быть примером для ребенка. Если мы пренебрегаем тем, что рассказывает малыш, то либо он научится с нами ничего не делиться, либо потеряет интерес ко всему. «Почему подросток ничем не интересуется?» — знакомая тема родительских разговоров.
Подобной ситуации «Мне все равно, что ты играешь/читаешь, а ну быстро за уборку!» тоже следует избегать. Взрослого человека невозможно оторвать даже от развлечения. А с ребенком можно договориться: «Через какое время ты освободишься? Нужно, чтобы ты прибрался.» - С самого младенчества стоит объяснять ребенку, что мы делаем, и просить его участвовать. «Давай оденемся. Подними ручки, пожалуйста!» Такой подход к воспитанию с детства поможет ему уважать свои личные границы, в том числе телесные.
- Важно признавать свои неточности и извиниться, когда требуется. Такое поведение не унижает родителя, а обучает ребенка вести себя надлежащим образом в обществе и, прежде всего, с теми, кто ему близок.
Необходимо признавать и охранять права нашего ребёнка. Как и Януш Корчак, мы выделим главные из них.
- Каждый имеет право на уважение собственных чувств, мнений и состояний (например, фразы «Не реви», «Что за чушь», «Ничего ты и не болеешь» явно показывают отсутствие уважения).
- Если ребёнок поделился с вами чем-то важным, это не должно становиться известным вашим знакомым и уж точно не должно быть предметом для насмешек. Давайте покажем примером, как нужно относиться к подобной информации.
- Ошибки и неудачи – не причина для гнева родителя, а возможность для обучения. Никто не научился чему-либо без ошибок. Даже если у вас с первого раза получалось завязать шнурки, а у ребенка нет, это ничего не говорит об его интеллекте. Нельзя унижать малыша из-за этого. «Сначала научи, а потом спрашивай»!
- Право на собственность: если вы подарили ребенку игрушку, спросите, можно ли взять ее для показа гостям, а тем более дать поиграть другому ребенку. Люди, у которых нарушены такие границы, вырастают безответственными относительно имущества или не желающими улучшать свою жизнь, потому что привыкли, что «все равно всё отберут».
- Ребенок имеет право быть самим собой. Не подражать другим, не вписываться в чьи-то ожидания. Своими увлечениями, интересами, сильными и слабыми сторонами. Именно такого ребенка нужно воспитывать, не пытаясь его изменить. Можно помогать справляться с недостатками – но не с тем, что делает его уникальным и определяет его жизнь.
«Есть ли жизнь в шутку? Нет, детство – долгие, важные годы в жизни человека», – говорил Януш Корчак. Если в эти важные годы ребенок научится у нас правильному отношению к жизни, то у взрослых будет есть за что уважать.
О судьбе Януша Корчака и его подвиге, о том, как он последовал за воспитанниками в газовую камеру. читайте здесьРодителям полезные статьи о воспитании и здоровье детей, а также блоги и советы экспертов ждут в нашем канале. «Как воспитывать детей»Читайте увлекательные рассказы и рассказывайте о своём приключении!