Формирование самостоятельности у детей

Shutterstock/Fotodom.ru
Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребёнок вырос. самостоятельным, Часто начинаются действия по подготовке к учёбе перед самым началом школьного дня. В этот период в его жизни наступают существенные изменения, позволяющие понять, готов ли он к ним и насколько независим.

Юлия Пономарева
Детский психолог, психолог для родителей.
Личный сайт
С момента появления на свет ребенок начинает свой сложный путь развития как личность, одновременно отделяясь от матери.
Личность характеризуется обособленностью и самостоятельностью. Самостоятельность ребенка не заключается в том, что в восемнадцать лет родители отсылают его в отдельное жилье, и ему приходится учиться жить без них. Это скорее процесс, доверие к ребенку и поручение ему определенных дел, соответствующих возрасту и возможностям.
В каком возрасте начинать?

В ходе консультаций часто задают вопрос о том, когда следует начинать прививать самостоятельность детям. Стремление быть независимыми и подобными взрослым прирождённо для детей. «Зачем ты сюда лезешь?»,«Ты поступаешь неверно!», «Ты затягиваешь, я справлюсь быстрее!», «Не прикасайся к этому!».
Я помогаю родителям лучше понять ребенка вопросом «А вот каково вам вот здесь…?». Часто оказывается, что даже взрослым не всегда удаётся с первого раза сделать что-то новое. Тем более ребенку, который только учится. Всё приходит с опытом. Поэтому ребёнок, познающий мир, очень… нуждается в поддержке родителя.
Способность действовать самостоятельно — важная часть становления индивидуальности ребёнка. В возрасте между 1,5 и 2 годами многим малышам нравится повторять «Я сам!».
Лучшее время — научить ребенка независимости в выполнении дел, что открывает возможности для обучения новыми навыками.
Почему это так важно?

Развитие самостоятельности в первые годы жизни – это фундамент уверенности в себе. Ребенок впервые ощущает: «Я могу! У меня получается!» и далее развивает уверенность: «У меня получится!». Самостоятельный ребенок также облегчает материнство. Однако нужно запастись терпением, ведь это работа на долгосрочную перспективу. Научить ребенка базовым вещам здесь и сейчас – задача не из легких.
Как помочь себе?
-
Важная для родителей задача — подготовить ребёнка к окружающей действительности, ведь ему предстоит каждый день с ней сталкиваться и учиться в ней ориентироваться. Ребёнку нужно научиться понимать своё превосходство.
-
Важно помнить, что трудности сегодняшнего дня не означают отсутствия положительного результата в будущем.
Облегчение материнства очевидно с детьми, которые уже умеют самостоятельно одеваться, ходить в туалет, есть и наливать воду. Могу подтвердить это из личного опыта: когда ребенок одновременно со мной одевается сам, время на сборы сокращается вдвое.
Если говорить о чувствах, как ребенка, так и мамы, то последний чувствует себя супергероем, который из коридора кричит: «Мама, я готов!». Маме в этот момент не нужно тратить свой ресурс, который уже часто недостаточен, на то, чтобы одевать еще кричащего недовольного ребенка, не понимающего какую майку он хочет — желтую или красную.
Способность быть независимым значительно снижает число детских капризов, поскольку ребёнку проясняется много аспектов жизни. Потому важно предоставлять ребёнку посильные возможности выбора.
Каждый выбор порождает ответственность. Давая ребенку такую возможность, мы не обкрадываем его, разрешаем получить опыт, и он снова приходит к тому, что ему все получилось. Далее это нужно поддерживать, не гася мотивацию к чему-то большему, к самостоятельному.
Каковы последствия ограничения самостоятельности ребёнка?

Развитие самостоятельности можно разделить на три основных этапа.
-
Формирование бытовой самостоятельности обычно завершается к трем годам. В это время частым звучанием становится фраза «Я сам!».
-
В возрасте 6–7 лет формируется учебная самостоятельность, основанная на освоенной бытовой. Ребенок привыкает к школе, учится выполнять задания, меняется режим и растёт ответственность. На этом этапе важно развивать силу воли: нужно выучить материал сегодня, чтобы завтра хорошо ответить у доски. Сначала родители участвуют в процессе, а затем ребенок переходит к самостоятельности выполнения учебных дел.
-
К двенадцати годам (начало пубертата) ребёнок готов к личностной самостоятельности, то есть к принятию решений. В этом случае не возникнет проблем, если ребёнок уже знает, что такое уважение его мнения и возможность делать выбор самостоятельно. Если ребёнку сложно принять решение в какой-то ситуации и он обращается к вам, не стоит сразу выдавать готовые решения или варианты. Можно снова обратиться к нему и спросить: «А как ты думаешь?» и вместе прийти к какому-то варианту. Именно к своему решению проблемы ребёнок будет относиться более ответственно.
Что делать, если случился сбой на данных этапах?

Shutterstock/Fotodom.ru
Возможно, ребёнку трудно представить, кто такой самостоятельный человек или представление о нём недостаточно сформировано. В этом случае я советую просто поговорить и спросить: «Как ты понимаешь, что такое самостоятельность? Самостоятельный человек — это какой?». Ответ может быть разным, и в зависимости от него задавайте уточняющие вопросы, старайтесь развивать эту тему. Так вы сами поймёте, где есть пробелы, и создадите условия, чтобы ребёнок смог найти мотивацию проявить самостоятельность. Родителям нужно понять, какой мотив интересен ребёнку, но ни при каких обстоятельствах нельзя пытаться его изменить, а лишь использовать для развития интереса к самостоятельному труду.
Родители порой не готовы к самостоятельности ребенка, стараются оградить от жизненных трудностей. Что же ребенок испытывает в такой ситуации? Вероятно, ребенок будет сильно сопротивляться, бороться за независимость, но не всегда успешно. В какой-то момент у него просто закончатся силы, и он примет всё так, как есть, становясь инфантильным.
Какими мотивами руководствуются родители, ограничивая самостоятельность ребёнка?
Обычно страхи родителей связаны с тем, что ребенок поступить не так, как они себе представляют.
Родители опасаются непослушания и того, что в итоге станут ненужными.
Но разве ребёнок, которого всю жизнь уважали как свободную личность и давали возможность получать свой опыт, отдалится или откажется от родителя? Вряд ли. К такому скорее приведет позиция родителя, где присутствует тотальный контроль и попытки удержать рядом.
Стоит ли критиковать?

Часто хочется сразу рассказать ребенку, что правильно и как надо делать. Но стоит ли исправлять каждое его оплошность? Скорее нет. Если ребенок устремлен к чему-то конкретному, и вы попытаетесь наставить его на верный путь, услышите: «Я сам!».
Что делать в таких ситуациях?
-
В процессе самостоятельных действий у детей развивается независимость и понимание мира. Необходимо избегать подавления первых проявлений самостоятельности советом. После попытки ребенка сделать что-либо можно обсудить его действия. Полезно задавать ему вопросы: «А как ты думаешь, нужно было это делать? Стоило ли того? Как на твой взгляд правильно?». Дайте ребёнку возможность подумать и высказаться.
-
Подсчитайте, сколько раз за день вы хвалили ребёнка и сколько раз делали ему замечания. Если похвал больше, чем замечаний, значит вы идёте в правильном направлении.
Что делать, если ребёнок не самостоятельный?

Рассмотрим вопрос с позиции психологического благополучия ребёнка: насколько ему спокойно, расслаблено и безопасно в окружении своего близкого взрослого.
Самостоятельность — не жизненно необходимая потребность человека. Другое дело — привязанность. Для нормального развития ребенку нужна постоянная безусловная любовь и принятие. Если привязанность ослабевает, психика тратит все силы на поиск и восполнение этого дефицита, а энергии на развитие остаётся мало. В благоприятных условиях ребёнок сам становится самостоятельным, ничего специально для этого делать не надо — нужно лишь наблюдать и иногда немного направлять. А если отношения не теплые, взросление затормаживается, и вследствие этого тормозится и самостоятельность.
Иногда из-за нетерпения родители стремятся ускорить взросление детей: «Ты уже взрослый! Сам всё сможешь!». Однако взросление — это процесс, а не мгновенный переход. Постепенное гармоничное построение отношений с ребёнком, наполненные безусловной любовью, рано или поздно принесут свои плоды.
Бывает так, что человек посвящает ребенку всё свободное время, но ребенок не проявляет признательности. Возможно, малыш пытается отдалиться. Это несправедливо, ведь хочется ощущать благодарность, и каждый воспринимает её по-разному. Стоит задуматься: проводя много времени рядом или делая всё для ребенка, попадаете ли вы в его потребности, а не свои?
Что делать?
Укрепляйте контакт с ребенком, каждые полчаса-час переключая его внимание на себя. Пробуйте различные способы выразить любовь и важность ребенка для вас. В зависимости от возраста каждый ребенок может нуждаться в разных ритуалах, найдите свой. Даже если ничего больше не делаете, подобные ритуалы принесут результат со временем.
Примите положение о недостатке самостоятельности у ребёнка, хотя бы для себя осознайте его наличие. Даже если возрасту 16-18 лет и эта ситуация не принята вами, каждый промах снова и снова будет вас шокировать. Если вы вновь пытаетесь наставить его, ожидая взросления, то это не так эффективно. Стоит принять: причина такой ситуации в возрасте кроется во внутренних проблемах семьи. Если вам кажется, что ребёнок делает что-то из вредной прихоти, — это ошибочное суждение. Ему сложно контролировать поведение из-за внутренних проблем. Освободите ребёнка от ответственности за поведение – вам станет легче. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать по-другому?», «В чём моя ошибка?».
Если беседы ранее были безрезультатными, вряд ли сейчас принесут пользу. Ребенок не способен управлять своей независимостью по указаниям взрослых. Неправильно полагать, что если ребенок не выполняет инструкции, то его нужно наказывать за это.
Если не давать ребенку развиваться самостоятельно, не воспитывать его самостоятельностью, то он может постоянно скрываться за матерью.

Работает по-другому. Сначала важно удовлетворить зависимость ребенка, быть надежным опорой, а затем психика дозревает для шагов к независимости и самодостаточности. Ребенку нужно рассказывать о себе, что возможно при глубоком контакте с родителями, делиться своим миром сначала с ними, а затем, под их защитой, и с обществом, проявляя самостоятельность. Каждая мама может дать ребенку уверенность в том, что все хорошо с базовыми потребностями в любви, заботе и принятии. На этом фундаменте появляются предпосылки для развития самостоятельности.
Развитие самостоятельности у ребёнка начинается с первых шагов, которые взрослые могут не заметить. Обращайте внимание на детей, показывайте им пример, верьте в их стремление к знаниям, и любознательный ум справится со своим делом.