Звезды

Фильм «Карнавал»: скрытый смысл Татьяны Лиозновой и Ирина Муравьева

Фото: img.freepik.com

Словно о себе

Случайно Татьяна достала журнал «Искусство кино», где была напечатана история девушки из провинции, решившей покорить столицу. Сценарий тронул сердце Лиозновой, которая представила его своим ученикам и предложила каждому экранизировать небольшой отрывок — как учебное задание. Результаты ее не удовлетворили. Дело в том, что история Нины Соломатиной оказалась очень близкой для Татьяны, и душа её не приняла ни капли фальши в студенческих экранизациях.

Лиознова сначала пыталась объяснить студентам свои замечания по поводу их работы и почему всё «не так». Затем решила сама снять эту историю. Ведь ей все это было знакомо, близко… Вместе с автором сценария Анной Родионовой она переделала материал, добавив некоторые автобиографические нотки. Например, момент, когда школьница Нина останавливается на улице возле колонки и пьет воду, «списан» с юности Лиозновой: она рассказывала, как когда-то вместе с девчонками пила в мороз ледяную воду из такой колонки возле дома, чтобы показать мальчишкам боевой характер.

Помешал «еврейский вопрос»

В юности Лиознова испытала многое, описанное в сценарии. Родившись и выросшей в Москве, её путь к успеху был сложным. После окончания ВГИКа Татьяна начала работать на киностудии имени Горького, но через некоторое время была уволена из-за «еврейского вопроса». Девушку с родителями по именам Моисей Александрович и Ида Израилевна быстро выгнали. Началась трудный период жизни, полный работы и безысходности.

Шила халаты и подметала улицы

Будущая кинорежиссер пробовала разные работы, чтобы жить: шила халаты, убиралась в разных местах… И при этом находила время подрабатывать внештатным корреспондентом в газете. Самое трудное для Татьяны не было изнурительным трудом, а равнодушие и безразличие окружающих.

Из-за матери романа с поэтом Константином Симоновым не произошло.

Из этого ряда выбивался человек — поэт Константин Симонов, редактор «Литературной газеты», для которой писала Лиознова. Не скрывал он того, что симпатизирует талантливой девушке, и ей было приятно его внимание: она уважала и ценила поэта, прислушивалась к его мнению. Все закончилось после того, как Симонов привез ее после работы домой на такси. Выходящую из машины дочь увидела Ида Израилевна и строго отчитала ее: не годится воспитанной девушке кататься в такси за чужой счет! Мама старалась воспитывать дочку в строгости — отец погиб на фронте, и она чувствовала огромную ответственность за то, каким человеком вырастет Таня.

Татьяна всегда считала мать самым близким человеком. В любой точке мира она использует каждую свободную минуту, чтобы позвонить домой, тревожась из-за частых болезней матери. Эти чувства Лиознова передаёт в кадре, когда главная героиня с нежностью и любовью склоняется над спящей мамой при возвращении домой.

Станислав Ростоцкий — лишь друзья для кого-то?

Вторым мужчиной, оказавшим большое влияние на Лиознову, стал режиссер Станислав Ростоцкий. Ей было уже 30 лет, когда она работала ассистентом режиссера на его картине «Земля и люди». Быстро нашли общий язык, стали близкими людьми. На все вопросы позднее Лиознова скупо отвечала — «Мы были друзьями». А когда Ростоцкого не стало, она горько плакала.

Возможно, Татьяна изначально была склонна к дружбе с мужчинами, а не к любовным отношениям. На это повлияли строгие правила воспитания и нежелание оставлять мать одну — та быстро старела, часто болела, и Татьяна даже отказывалась от интересных проектов, чтобы быть рядом с мамой.

Лётчик-испытатель Колошенко — удочерила его дочь

Летчик-испытатель Василий Колошенко стал для Татьяны очень близким и дорогим другом. Знакомство произошло во время работы над фильмом «Им покоряется небо». Перед каждым полетом Василия Татьяна с тревогой ждала его возвращения.
Видимо, что-то чувствовала: однажды он не вернулся. После гибели друга Лиознова удочерила Людмилу, старшую дочь Василия. Людмила очень любила приемную маму и была рядом с ней до последних дней.

Арчил Гомиашвили расстроился после того, как получил отказ на роль Штирлица.

Арчил Гомиашвили, сыгравший Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев», был среди поклонников Лиозновой. Он поддерживал Татьяну в любой ситуации, старался быть рядом в нужный момент, помочь. Рассказывали об их красивом романе, но сама Лиознова никогда не комментировала подобные слухи. Известно, что Арчил мечтал сыграть Штирлица, но режиссер предпочла ему Вячеслава Тихонова. Когда Юлиан Семенов пытался переубедить Татьяну, предложив взять на главную роль Гомиашвили, та не сдержала смеха. Это сильно обидело Арчила, и он постарался исчезнуть из жизни Лиозновой.

Владимир Кириллин, чиновник, не выдержал давления.

В жизни Татьяны был красивый роман с чиновником, работавшим в Совете министров СССР. Все знакомые Татьяны были уверены, что Владимир Кириллин сделает ей предложение: все к тому шло. Но однажды он попытался надавить, настоятельно советуя отказаться от съемок фильма «Мы, нижеподписавшиеся». Кириллин беспокоился о судьбе Татьяны: в картине поднималась острая тема. Лиознова не привыкла подчиняться давлению. Она гордо развернулась и ушла.

Татьяна Лиознова, известная как «железная леди», так и не вышла замуж, несмотря на то что в ее жизни было место любви, поклонникам и ухаживаниям. Возможно, рядом находились не те мужчины — либо она была слишком сильной и независимой для них, либо они оказывались слишком слабыми.

Фильмы стали для Татьяны заменой личного счастья; она иногда называла их своими «детьми».