Эволюция чувств ребёнка: от любви к ненависти и вновь к любви.

Многие специалисты в области детской психологии считают, что ребенок рождается с уже имеющимся характером и темпераментом. Много мам подтвердит это, поскольку можно описать натуру ребенка еще до его рождения: будет ли он спокойным или активным, упрямым или послушным.
Родители должны помогать ребенку раскрыть свои лучшие качества, заложенные природой, и преодолеть недостатки. Для выполнения этой задачи важно понимать мотивы поступков и желаний ребенка. Для этого нужно знать особенности развития психоэмоциональной сферы ребенка, так как, подобно физическим навыкам, она подчиняется общему сценарию развития с индивидуальными особенностями.
Новорожденный: черно-белый мир
Только элементарные чувства доступны младенцу: голод, страх, боль, наслаждение. Его мир эмоций пока жёстко контрастен: малышу либо очень хорошо (и тогда он спит), либо очень плохо (и тогда он кричит). Понять, почему малышу хорошо, для мамы не составляет труда, а вот выяснить причину плача — задача непростая. Единственно ясно вот что: внутреннее состояние малыша целиком и полностью зависит от физических ощущений, и так продолжается в течение всего первого месяца жизни.
Новорожденный не осознает, откуда берутся те или иные чувства (например, что «хорошо» связано с матерью), а лишь испытывает удовольствие от того, что пьет материнское молоко, лежит у нее на руках, слышит ее голос и стук сердца. Иногда на лице младенца может промелькнуть подобие улыбки Эта гримаска выражена особенно после приема пищи или во сне, однако представляет собой пока лишь непроизвольный спазм лицевых мышц, сравнимый с другими случайными движениями младенца.
С самого рождения ребенок проявляет одну из главных душевных потребностей человека — в общении. Для младенца оно почти полностью складывается из физического контакта со взрослым, прежде всего с матерью. Это одна из простейших, но и самых важных форм взаимодействия маленького человека с другими людьми. Мамина близость и тепло особенно необходимы ребенку в первые 12 часов после рождения — период, считающийся решающим не только в процессе адаптации организма к новой среде, но и в формировании психоэмоционального здоровья. А если ребенка не берут на руки и не ласкают, это ведет к недоразвитию или повреждению мозговых систем, регулирующих эмоции.
Младенцы хорошо чувствуют настроение родных, особенно матери. Когда мама злится, малыш успокаивается, а при волнении начинает беспокоиться и плакать в ответ. С года сопереживание усиливается: ребенок может пожалеть мать, если ей плохо, и даже попытаться ее утешить любимой игрушкой.
0–6 месяцев: простые удовольствия
В два месяца малыш начинает понимать, что положительные чувства вызывают его окружающие люди. Такое понимание приводит к сознательной реакции — радости. «Социальная улыбка», «комплекс оживления» — как бы ни называли это светлое чувство психологи, именно оно становится первым приобретением ребенка в области эмоций. Двамесячный ребенок радуется любому человеку, который подходит к его кроватке и ласково обращается к нему, но особенно выделяет мать. Малыш демонстрирует радость всем телом: не просто улыбается, а сучит ручками и ножками, издает разные певучие звуки, корчит смешные рожицы.
Примерно через четыре месяца малыш начинает смеяться, дополняя свою улыбку. Ребенок хихикает при физическом воздействии (эта особенность сохранится в течение ближайших 2–2,5 лет): ребенок радуется, когда его щекочут, и может плакать от радости, если его подбрасывают вверх. Засмеяться в ответ на психологическое воздействие, например забавную гримасу папы, кроха сумеет после года, а в ответ на смешную фразу — после двух лет.
Интересно, что младенец воспринимает взрослых не целиком, а частями. Например, мама в сознании ребенка — это не цельный образ, а отдельно лицо, руки, грудь, запах, голос, и всё это никак не связано друг с другом. Мир младенца весь состоит из таких фрагментов: теплая вода в ванночке, громкий голос отца, яркие пятна погремушек. Ближе к шести месяцам звуки, запахи и изображение в сознании ребенка начинают соединяться в единый, целостный и постоянный образ. Когда это произойдет, кроха сможет отличать своих от чужих. Теперь ребенок радостно улыбается родителям, а когда к нему подходит незнакомый человек — настораживается или пугается.
Страх – первая отрицательная эмоция, появляющаяся у малыша. Чуть позже, около четырех месяцев, ребёнок испытывает гнев, который проявляется ещё ярче, чем счастье. Родители замечают это… какой крик может поднятьсяКогда у ребёнка забирают любимый мобильный телефон или мешают ему добраться до компьютерной клавиатуры.
С возрастом ребенок постигает разницу между физическим и эмоциональным состоянием. У младенца эти аспекты неразделимы, и радость приходит только при физическом комфорте: плач ребенка прекращается с трудом, если ему больно. В возрасте двух-трех лет малыш может радоваться новой игрушке, даже будучи болен. По мере взросления человек обретает контроль над чувствами и ощущениями, подчиняя их разуму.
6–12 месяцев: с удивлением и интересом
К первому полугодию жизни у ребёнка появляются удивление и интерес, которые стимулируют его развитие. Ребенка можно заинтересовать новинкой, поскольку малыш еще не способен долго удерживать внимание на чем-либо. Ему постоянно нужна новая «пища для ума». Помимо физических желаний, у ребенка появляются и психологические: общение и познание. Из-за этого младенец становится непоседливым и любопытным, и иногда его желания не совпадают с мамиными возможностями. Маленькие капризы пока не становятся проблемой — в этом возрасте ребенка легко отвлечь и переключить его внимание.
Желания и интересы ребёнка всё больше крепчают, из них формируются предпочтения в разных сферах: еде, игрушках, развлечениях, книгах, песнях. Родители замечают, что малышу нравится, а что он отвергает.
Когда ребенку исполняется 8 месяцев, и он становится всё более подвижным, начинает ползать и вставать, наступает первый этап его психологического отделения от матери. Малыш безболезненно переносит кратковременные разлуки с матерью, поскольку понимает, что она продолжает существовать, даже если он ее не видит. Теперь дети… очень любят играть в «ку-ку»В поисках мамы ребенок может закрывать лицо руками или платком. Чувство «отдельности» иногда вызывает так называемую «тревогу восьмимесячных». Ребенок кричит при виде незнакомых людей (например, врачей в поликлинике, которых не боялся раньше), часто просыпается по ночам, становится беспокойным. В эти месяцы повышенной чувствительности и тревожности постарайтесь избежать глобальных перемен в жизни ребенка: сейчас не стоит выходить на работу или менять няню — ребенку как никогда необходимо чувство постоянства.
Родители стремятся остановить проявления негативных чувств ребёнка с самого раннего возраста, в отличие от позитивных эмоций. Часто детей хвалят за отсутствие плача (но не за смех) — то есть фактически за подавление отрицательных эмоций. Покладистые малыши страдают от стресса так же сильно, как и другие дети. В любом возрасте ребёнок имеет право испытывать страх, негодование, раздражение. Демонстрировать эти чувства необходимо для психоэмоционального здоровья. Задача родителей — научить ребёнка выражать свои эмоции без вызывания негативной реакции у окружающих.
1–1,5 года: я есть!
Главное для ребёнка этого возраста — собственные стремления. Все понятнее выражает он свои мысли и все настойчивее стремится их воплотить. Теперь вполне самостоятельно принимает решения и, если уж задумает что-то сделать, отвлечь его будет гораздо сложнее, чем несколько месяцев назад. Если малышу очень захочется узнать, что лежит у папы в кошельке, будьте уверены, несмотря на все запреты, он улучит момент, стащит его и обязательно рассмотрит все содержимое.
Для ребенка года главная ценность — собственные желания. Проявите терпение на год-другой: со временем малыш научится контролировать стремления и поймет, что кроме слов «хочу» и «не хочу», есть слова «нельзя» и «надо».
Чувства и поступки ребенка сейчас тесно переплетены. Ему что-то не нравится — сердится и яростно бьет маму, страшно — плачет, а когда весело — смеется и хлопает в ладоши от радости. Ребенок научился ясно показывать свое отношение к происходящему. Теперь можно постепенно учить его другому важному навыку — разделять эмоции и действия. Это означает, что ребенок может злиться, но мама не позволит ему бить себя или кусаться. Полностью овладеть этой наукой потребует не один год, но начинать стоит уже сейчас.
Важно эмоциональное достижение этого периода — формирование представления ребенка о себе. Ребенок понемногу начинает отождествлять себя со своим именем («Петя — это я»), телом (хлеб не сам упал, его бросил Петя), отражением в зеркале («Кто там?» — «Петя»). При виде своего образа в зеркале ребенок испытывает огромное удовольствие, может подолгу себя разглядывать, а теперь еще и ясно понимает, кто перед ним. Хотите убедиться в этом? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, понимает все правильно. Узнавая собственное изображение, малыш получает зрительное подтверждение своего существования, — то, что создает прочный каркас его «я».
1,5–2 года: кризис противоречия
Кроха воспринимает мир, мыслит и действует, но пока не осознаёт своих чувств и поступков. Ему трудно объяснить причину слёз или отказа от купания. Ребенок развивается и становится всё более независимым; желание вырастает, но взрослые по какой-то причине его не исполняют. Естественная реакция — протест. Чтобы утвердиться как отдельный человек, ребенок доказывает вам, что может иметь собственное мнение. Так как привести аргументы он не может, просто говорит: «Нет». Этот «кризис противоречия» — важный признак роста ребенка.
К двум годам ребенок начинает понимать названия своих чувств: дрожь под ложечкой — это страх, а желание спрятаться — смущение. Чтобы помочь малышу разобраться в собственных эмоциях, объясняйте, что он чувствует и почему так происходит.
Упрямство и отказы могут довести родителей до белого каления, но малышу тоже непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, он боится потерять любовь матери, и в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные проявления любви. Чтобы смягчить этот сложный этап, чаще дайте ребенку возможность выбора. Если ситуация не связана с принципиальными вопросами (например, безопасностью), позвольте малышу поступать так, как он считает нужным. Считаясь с мнением ребенка, вы покажете ему, что для вас важен. Настаивайте лишь на том, что для вас принципиально; всегда четко формулируйте и регулярно повторяйте требования. Чем стабильнее будут ваши правила, тем проще ребенку их принять.
С 1,5 лет ребенок проявляет живой интерес к другим детям. Если раньше ему хватало вашего общества на прогулке, то теперь он настойчиво тянет вас на детскую площадку. Дети в этом возрасте все еще играют рядом, а не вместе, но зачатки дружбы уже появляются. Способность ребенка налаживать контакт со сверстниками будет во многом зависеть от этих первых опытов общения с детьми.
2–2,5 года: декларация независимости
Родители двухлетнего ребенка управляют его поведением не только действиями, но и словами, общаясь с ним даже на расстоянии. Личное пространство малыша растет, но пока он не осознает себя «отдельным», независимым от взрослых. Чувство постоянной связи с родителями преобладает. Ребенок может самостоятельно отправиться куда-то во время прогулки, совершенно не беспокоясь о том, идет ли за ним мама. Ведь малыш уверен в постоянном присутствии родителей и не боится их потерять.
В то же время иногда чувство своей «отдельности» может напугать ребёнка страхом оставления. Ребенок начинает бояться, что родители его покинут, и поэтому плачет под дверью ванной, куда исчезла мама, и цепляется за её юбку, если она собирается уйти. Но через несколько месяцев это положение меняется, и страх потери перестает пугать ребёнка, как только он понимает: даже если мама уходит, она всегда возвращается.
Между двух и трёх лет ребёнок постоянно повторяет слово «я», утверждая своё право на самостоятельность, но уже с позитивной точки зрения по сравнению с кризисом противоречия. Двухлетние дети эгоцентричны и не понимают, что у других тоже есть свои желания.
Они хотят получать всё первым, раньше остальных; ждать своей очереди им тяжело. В этом возрасте дети отказываются давать свои вещи в долг — это естественно. Для ребёнка игрушки — часть его самого. Аргументы вроде «Ваня через 5 минут вернет» бесполезны, ведь у него ещё нет чувства времени, и отдавая игрушку, он теряет её навсегда. Не ругайте ребёнка и не заставляйте проявлять щедрость. Предложите поменяться игрушками, а если «собственник» отказывается, не настаивайте — уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться представление о себе. Позже вы научите ребёнка альтруизму и щедрости.
Как двухлетки видят мир?
-
Считают себя центром Вселенной, верят, что мир крутится вокруг них.
-
Не имеют чувства опасности.
-
Не всегда контролируют себя, могут сильно реагировать на события — из-за этого склонны к вспышкам гнева, агрессии.
-
Не способны осознать, что поступки вызывают страдания окружающим.
-
Не ощущают течение времени, не различают минуты и часа, не воспринимают понятие «подожди немного».
2,5–3 года: от «я» к «мы»
К трем годам у ребёнка формируется устойчивое, целостное представление о самом себе. Мир делится на «я» и «другие», и ребёнок может обозначить своё отношение и к себе, и к другим. Если раньше чашки сами выпадали из рук, а ребёнок не понимал, как это происходит, то теперь он знает, что уронил чашку сам. Ребенку начинает нравиться, что он может делать что-то самостоятельно и играть в одиночку; малыш гордится своими способностями. Ребёнку необходимо считаться очень сильным и важным в ожидании возможности проявить себя по-настоящему и утвердиться в обществе — например, начав. посещать детский сад.
Выйдя из множества споров с непослушным малышом, родители к трем годам достигают мира. К этому возрасту ребенок чувствует себя спокойнее, понимая, что его мнение принимают во внимание. Родители же узнают, что можно договориться с ребенком без криков.
Ребенок открывает себя к двум годам, а к трем — и других. Уверенный в своей самостоятельности, ребенок замечает других людей с их желаниями и интересами. Кроха понимает, что для получения новой игрушки нужно попросить разрешения у мамы, а не просто взять ее с полки в магазине. У него появляется уважение к старшим, и он готов слушать других, если его слушают.