Это вам не кино! 10 шокирующих фактов о реальной жизни женщин в Древней Греции и Риме
Быть женщиной в Древней Греции и Риме было куда сложнее, чем сейчас. Вещи, которые мы считаем само собой разумеющимися сейчас, тогда были недоступны. И речь идет не только о правах и свободах, но и о решении повседневных вопросов. Портал Brideside.me погрузился в прошлое, чтобы узнать несколько редких фактов, которые помогут понять, каково это – быть женщиной в древнем мире.
Женщинам приходилось много работать
Жизнь римских женщин во времена императора Августа была непростой. Если женщина принадлежала к низшим социальным слоям, она была менее ограничена в передвижениях, чем аристократка. Однако им приходилось больше работать, например, помогать на фермах.
Если женщина жила в городе, она могла стать акушеркой, кормилицей, парикмахером, швеей, актрисой, официанткой, поваром или могла развлекать римлян танцами или жонглированием. Женщины из высших слоев общества занимались только домом.
Пабло Салинас — Римские фестивали Колизея, 1900 год
Во время месячных приходилось туго
По мнению историков, у женщин в древние времена менструации могли происходить реже из-за особенностей питания. Но римлянки и гречанки надеялись на обильные выделения, так как опасались, что, если кровь останется внутри и не выйдет, их могут ждать плохие последствия.
Как правило, во время месячных женщины оставались дома и подкладывали в белье хлопчатник, овечью шерсть или тряпки, которые потом стирали и снова использовали. Также ученые считают, что римлянки и гречанки во время менструаций носили специальный предмет гардероба, называемый сублигакулом. Это своего рода набедренная повязка из кожи, похожая на современные трусы, которая с одной стороны сшивалась, а с другой – скреплялась завязками.
Чтобы развестись, нужно было на 3 ночи уехать из дома
Во времена Древней Греции существовало три типа браков, регулируемых архаическим римским правом: confarreatio — брак между патрициями или знатными римлянами, coemptio — брачный выкуп; брак, в котором за невесту платит муж, и usus – взаимное сожительство, когда женщина, прожившая в доме фактического мужа в течение одного года, признавалась его законной женой. Развестись в последнем случае было проще всего – если женщина три ночи подряд не ночевала дома, муж по закону лишался права контроля над ней.
Хочешь пообщаться с людьми, иди в баню
По сравнению с другими древними городами в Древнем Риме гигиена была на достаточно высоком уровне. Существовала хорошо развитая канализация, были открыты общественные туалеты и бани, которые защищали римлян от неприятного запаха. Впрочем, польза от коллективных купаний была сомнительной, так как общественные бани были идеальным местом для заражения болезнями.
Римские бани
Однако были и положительные стороны. Баня была своего рода местом встреч. Женщины посещали их, чтобы поговорить со своими друзьями, послушать стихи и даже встретиться с возлюбленными, хотя в Риме мужчины и женщины редко купались вместе. А позднее епископ Август и вовсе запретил женщинам прилюдно обнажаться, так что римские дамы даже во время погружений в воду должны были носить специальные тоги.
Кормить грудью было не принято
Состоятельные римлянки не кормили своих детей грудью. Новорожденных отдавали кормилицам. Знаменитый врач того времени – Соранус – считал, что мать слишком истощена после родов, чтобы делиться с младенцем молоком. Также он полагал, что если ребенка получала греческая кормилица, то вместе с питанием она могла передать малышу знания родного языка.
Замуж выходили рано
По преданию Елена Троянская (Прекрасная) впервые была похищена Тесеем в возрасте 10 лет. По возвращении домой она в 12 лет родила дочь
В среднем римские девушки выходили замуж в возрасте 12-20 лет, аристократки шли под венец еще раньше. Согласно архаическому римскому праву, самый старший из мужчин рода становился главой семьи и имел абсолютную власть над своими детьми. Он имел право договориться о браке дочери или сына задолго до достижения ими положенного возраста. Однако дочь могла отказаться от замужества, если ей удавалось доказать, что у потенциального мужа плохой характер.
Свободная мораль была не такой уж и свободной
Древний Рим славился свободными нравами. И хотя браки, основанные на взаимной любви, действительно существовали, на деле большими привилегиями всё-таки обладали мужчины. Они часто заводили любовниц и не скрывали этого, в то время как женские измены в обществе осуждались. Государство в личные отношения граждан старалось не вмешиваться, если только союз представлял угрозу чьему-то статус-кво. Однако были в истории Рима времена, когда за женскую измену следовало уголовное наказание.
Отец имел полную власть над дочерью даже после её замужества
В ранней Римской империи дочь оставалась под властью отца даже после замужества, и ее муж не имел на неё никаких законных прав. От дочери ожидалось, что она останется верной отцу, даже если для этого придется пойти против воли мужа. Кроме того, после замужества женщина сохраняла свою девичью фамилию.
Косметикой могло быть что угодно
Женщины Древнего Рима хорошо ухаживали за собой. Бледная и чистая кожа была трендом тех времен. Ланолин, вещество, получаемое из овечьей шерсти, был одним из популярных ингредиентов масок. При этом запах от бьюти-средства исходил неприятный, на него часто жаловались мужчины. Римские женщины также использовали другие странные ингредиенты, такие как соки растений, навоз животных, сера, уксус, молотые устричные раковины, лук с птичьим жиром и ослиное молоко.
Состоятельные женщины использовали крокодиловый помет и пепел улиток для отбеливания кожи. Римляне также делали искусственные зубы из слоновой кости.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000), DreamWorks SKG / Universal Pictures
У женщин не было личных имен
По большей части в истории Древнего Рима у женщин не было собственных имен. Их называли в соответствии с родом, к которому они принадлежали (например, Корнелия происходила из рода Корнелия). Если в семье было несколько дочерей, то давали прозвища, указывающие на порядок рождения — например Терция (Tertia — третья). Также новорожденных девочек называли по имени отца (Випсания, дочь Випсания).
Позже девочкам давали два имени, объединяя фамилию отца и название места, где она родилась. В поздней античности девочек часто называли в честь их матерей или других родственниц, которых, в свою очередь, часто называли в честь святых.
Источник