Семья

Эффективность игровой формы онлайн-обучения: взгляд экспертов

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Современные дети лучше усваивают информацию во время игр. Решение скучной задачи в тетради сложнее, чем помощь игровому персонажу в вычислении количества конфет и его кормлении. Поколение детей к первому классу школы уже отлично владеет смартфонами, планшетами и другими гаджетами, осваивает видеоигры, а если начать говорить с ними на их языке, то учеба будет им даваться легче.

У педагогов, тесно взаимодействующих с цифровыми платформами, сформировались разные точки зрения на роль интерактивных заданий в образовании.

Платформа Учи.ру провели опрос среди 1130 педагогов, работающих с онлайн-платформой и знающих успеваемость своих учеников. 84,5% отметили положительный эффект от игровой формы обучения, 13,5% не смогли дать точного ответа, а 2% заявили, что геймификация вредит усвоению материала. В чем же плюсы и минусы такого обучения для школьников, и действительно ли за ним будущее?

Анетта Орловапсихология

Специалист по психологии, семейной терапии, коучингу и бизнес-тренингам.

Личный сайт

Как психолог, хочу отметить, что первый и второй класс — время формирования самооценки и „Я-образа“. Геймификация учебного процесса дает возможность выбрать уровень обучения, подходящий его возможностям. На любом уровне получается положительный результат, который подкрепляет: «Я — молодец!». Так постепенно можно переходить к решению более сложных задач, считает Антетта Орлова.

Плюсы геймификации в обучении

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

У ребенка растет вовлеченностьСамый важный признак интереса к учебе — вовлеченность в процесс, которая демонстрирует продолжительность и стабильность ребенка в освоении материала. Обычно к третьей четверти дети так сильно устают, что внимание снижается, запоминание информации ухудшается, теряется интерес к учебе. Игровая форма может помочь сохранить их внимание, внести «свежие» идеи в школьную программу.

Нестандартные подходыВ интернет-обучении можно применять необычные методы обучения. К примеру, решение задачи могут объяснить иначе, проще для ребёнка.

Проявление творческих способностейИгровые методы преподавания могут пробудить в ребенке творческие способности и побудить к новым открытиям.

Быстро выявлять и устранять недостатки На онлайн-площадках обучения есть продукты, помогающие изучить предмет, найти трудные темы и проработать их дополнительно, интересно. Учитель, применяющий эти сервисы, видит сразу статистику по ученикам: успехи и пробелы в знаниях.

Способ оперативно изменить исход Пройти тест или задание повторно, меняя ответы и запоминая верные, нравится детям. Чувство достижения идеала появляется при повторении попытки. К сожалению, во время контрольных работ в школе такая возможность отсутствует. Исправить «двойку» приходится долгим трудом.

При поступлении в школу ребенок на длительное время лишается права принимать решения. Геймификация воспитывает у ребенка альтернативное мышление — как можно действовать иначе. Развивается и логическое мышление: что нужно сделать, чтобы получить желаемый результат, отмечает Анетта Орлова.

Минусы интерактивного обучения

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Соревновательный моментРебенок, выполняющий задания на онлайн-платформе, часто действует в режиме соревнований с одноклассниками или учениками других школ, особенно во время марафонов и олимпиад.
Взаимодействие с результатами прошлого также подталкивает его к самосовершенствованию.
Соревновательный дух, как правило, мотивирует ребенка стремиться к лучшим результатам. Однако влияние такого подхода неоднозначно – для одних это стимул качественно выполнять задания, для других же неудовлетворительное место в рейтинге может негативно сказаться на самооценке.

Дети привыкают развлекаться, а не заниматьсяГлавный страх учителей в отношении геймификации — ученики могут воспринимать обучение как игру, и при переходе к обычным методам изучения интерес к занятиям у них снизится. Такое мнение разделяет 30,8% педагогов.

Если после такого опыта обучение станет скучным, разница будет заметна, и мотивация может измениться. Человека, привыкшего учиться таким образом, впоследствии будет сложнее учить. Родителям придется постоянно инвестировать в разработку новых методик обучения и поиск подходящих педагогов. В динамичной реальности нам придется поспевать за детьми, чтобы поддерживать их интерес, — уточняет Анетта Орлова.

Имеет краткосрочный эффект.19,9% педагогов, применяющих онлайн-платформы для обучения, замечают, что дети быстро забывают изученный материал из-за отвлекающего игрового элемента. Ученики младших классов могут вовсе терять связь с учебным процессом. Для таких детей интерактивные занятия не подходят.

Влияние гаджетов на детей и следы их цифрового присутствия. Некоторые родители резко возражают против цифровизации и использования смартфонов в обучении. Вне зависимости от возрастных норм экранного времени, дети превышают его многократно. Кроме того, некоторые родители опасаются передачи данных ребенка стороннему сайту, забывая о наличии всех необходимых сведений на сайте «Госуслуги».

Гульфия Касимовапсихология

Специалист по педагогической психологии, консультант по бизнесу, эксперт образовательной платформы Учи.ру.

Ирина Поляковапсихология

Специалист по психологии и методик курса «Чтение» на платформе Учи.ру.

Как можно использовать игровые элементы в образовательном процессе?

  • Разработайте систему поощрений и достижений для детей: предлагайте им значки, медали или другие награды за успешное выполнение заданий, достижения результатов или прогресс в учебе.

  • В процессе обучения воспользуйтесь специальными играми и приложениями, совмещающими учебные материалы с игровыми механизмами.

  • Родителям важно строить систему упражнений, начиная с простых и постепенно увеличивая их сложность по ходу обучения детей.

  • Для решения задач применяйте таймер, чтобы возникло соперничество с собой или родителями.

  • Поощряйте ребенка к играм, развивающим любопытство и стремление к исследованиям.
    Конструкторы, головоломки, научные опыты, проекты исследовательского характера подойдут для этого отлично.

Как эффективно учиться с помощью игр?

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

По моему мнению, форма эффективна, но лишь как дополнение к традиционному образованию. Необходимо помнить, что ребенок приходит в школу не только за знаниями, но и учится общаться, справляться с трудностями, исправлять ошибки. Геймификация способна помочь в этом. Игровые элементы позволяют закрепить изученное в школе. Например, можно отработать правильное написание слов или запомнить таблицу умножения.

Детям важно осознать, что в жизни не всегда бывает легко, и в сложных ситуациях необходимо проявлять настойчивость. Обычная учеба воспитывает трудолюбие: ребенку нужно быть внимательным и прилагать усилия.

Может ли геймификация в учебе вызывать зависимость от электронных устройств?

Нет, в случае соблюдения гигиены использования электронных девайсовРодителям следует рассказать ребёнку, что использовать ноутбук можно ограниченное время, а игры разрешены лишь в конкретные часы. Как только время использования заканчивается, нужно заняться другими делами: спортом, хобби, посещением кружков.