Эффективность игровой формы онлайн-обучения по мнению экспертов

Современные дети лучше усваивают информацию в игровой форме. Решать скучную задачу в тетради сложнее, чем помочь игровому персонажу вычислить нужное количество конфет и затем накормить его. Детям уже к первому классу хорошо знакомы смартфоны, планшеты и другие гаджеты, активно осваивают видеоигры, и кажется, что, если начать говорить с ними на их языке, то в учебе у них будут большие успехи.
Учителей, тесно работающих с цифровыми платформами, интересует: смогут ли интерактивные упражнения полностью заменить очное взаимодействие, или служат они лишь дополнением к традиционному обучению?
Платформа Учи.ру провела опрос среди 1130 педагогов, сотрудничавших с онлайн-платформой и имевших информацию об успеваемости учеников. 84,5% педагогов отметили положительный эффект от игровой формы обучения, 13,5% не смогли дать точный ответ, а 2% заявили о вреде геймификации для усвоения материала. Что же представляют собой плюсы и минусы такого обучения для школьников, и действительно ли за ним будущее?
Как психолог, хочу отметить, что в первом и втором классах школы формируется самооценка и «Я-образ» ребенка. В процессе геймификации учебного процесса у него есть возможность выбрать уровень обучения, соответствующий его возможностям. На любом уровне он может получить положительный результат. Это подкрепление позволяет ему чувствовать себя уверенно: «Я — молодец!». Постепенно ребенок может перейти к решению более сложных задач.
Плюсы геймификации в обучении
У ребенка растет вовлеченностьВажно то, насколько ребенок вовлечен в процесс обучения: как долго и стабильно сохраняется его внимание к усвоению материала. К третьей четверти многие дети так устают, что снижается внимание, ухудшается запоминание информации, теряется интерес к учебе. Игровая форма может помочь сохранить их внимание и внести свежие идеи в школьную программу.
Нестандартные подходыВ онлайн-обучении можно применять иные методы обучения. Например, решение задачи иллюстрируется с другой стороны, более доступной для ребёнка.
Проявление творческих способностейОбучение через игры часто пробуждает творческие способности у ребёнка и мотивирует его к новым свершениям.
Быстрое выявление и устранение недостатков. Онлайн-образовательные платформы предлагают продукты, помогающие изучать предметы, находить сложные темы и прорабатывать их с помощью увлекательных занятий. Учителя, применяющие эти сервисы, получают статистику о прогрессе учеников, их достижениях и пробелах в знаниях.
Умение оперативно изменять исход Приятно ребенку, когда тест или интерактивное задание можно пройти повторно, меняя ответы и запоминая правильные. Ребенок ощущает, что к идеалу можно приблизиться, если попытаться снова. К сожалению, на уроках во время проверочных работ такая возможность отсутствует, и исправлять «двойку» приходится длительным трудом.
Придя в школу, ребенок на продолжительное время лишается права принимать решения. Геймификация развивает у ребенка альтернативное мышление – как можно поступить по-другому. Кроме того, развивается логическое мышление: что нужно делать, чтобы получить желаемый результат.
Минусы интерактивного обучения
Соревновательный моментРебенок, работающий на онлайн-платформе, может выполнять задания либо быстро, либо сравнивая свои результаты с одноклассниками и учениками из других школ (во время марафонов и олимпиад), либо анализируя свои новые достижения по сравнению с прошлыми. Это стимулирует соревновательный дух и стремление к лучшим результатам. Такая мотивация может быть как положительной, так и отрицательной, всё зависит от ребенка. Для кого-то осознание возможности заняться первым местом подталкивает к качественному выполнению заданий. Другие дети, занимающие позиции ближе к концу рейтинга, могут столкнуться с падением самооценки.
Дети привыкают развлекаться, а не заниматьсяГлавная тревога учителей по поводу внедрения игровых механизмов в образование – школьники будут воспринимать обучение как игру, что снизит интерес к традиционным методам преподавания. Такого мнения придерживаются 30,8% педагогов.
Действительно, скучный процесс обучения после такого опыта вызовет разницу в мотивации. Человека, привыкшего учиться таким образом, будет сложнее обучать. Родителям придется постоянно инвестировать в развитие методик и поиск подходящих педагогов. Динамичная реальность требует от нас постоянного развития, чтобы удерживать интерес детей.
Имеет краткосрочный эффект. 19,9% учителей, применяющих онлайн-платформы для обучения, отмечают, что дети быстро забывают изученный материал из-за отвлечения на игровые элементы. Младшеклассники могут совсем забыть о том, что находятся в учебном процессе. Для таких детей интерактивные занятия не подходят.
Влияние гаджетов на детей и формирование их цифрового следа. Некоторые родители категорически против цифровизации и смартфонов в учебе. Нормы экранного времени по возрасту не соблюдаются, а предельно допустимое время использования устройств превышается многократно. В то же время, некоторые заботятся о передаче данных ребенка сторонним сайтам, игнорируя факт наличия необходимой информации на сайте «Госуслуги».
Какие игры полезны для обучения?
-
Внедрите систему наград и достижений для детей: бейджи, значки или другие награды за выполнение заданий, достижение результатов или прогресс в учебе. Это даст детям чувство удовлетворения и мотивации.
-
Воспользуйтесь специальными образовательными играми и приложениями, совмещающими учебный контент с игровыми элементами и механиками.
-
Родителям следует строить ряд учебных заданий, начиная с простых и постепенно усложняя их по мере обучения детей.
-
Чтобы выполнить задания, используйте таймер. Это поможет почувствовать соревновательный дух, сражаясь с самим собой или с родителями.
-
Приглашайте ребенка к играм, развивающим любопытство и стремление познавать мир. Подходящими вариантами станут конструкторы, головоломки, научные опыты, проекты исследовательского характера.
Какова эффективность игрового метода обучения?
В моём убеждении форма эффективна, но только как дополнение к традиционному обучению.
Важно помнить, что ребёнок приходит в школу не только за знаниями. Учеба – это и практика общения, преодоления трудностей, исправления ошибок. Геймификация способно этому поспособствовать. Игровые элементы помогают закрепить пройденный материал. Пример: тренировка правильного написания слов, запоминание таблицы умножения.
Младенцу необходимо осознать, что жизненный путь порою сопряжён с препятствиями, когда потребуется проявлять силу воли. Традиционное обучение воспитывает у детей трудолюбие, ожидая от них терпеливости и стараний.
Может ли геймификация в обучении вызвать зависимость от гаджетов?
Нет, в случае соблюдения гигиены использования электронных девайсовВзрослые должны рассказать малышу: ноутбук предназначен не для непрерывной работы, а для игр в установленное время. Когда истекает отведенное для игры время, нужно заниматься другими делами: спортом, любимым делом или посещать клубы.