Двадцать пять лет прошедшего времени спустя — откуда в Россию пришло массовое увлечение спиритизмом?

Спиритические сеансы при дворе
В 1856 году императрица Мария Александровна отправила за границу фрейлину Марию Анненкову девятнадцати лет для укрепления здоровья. Срочно, очень срочно. Для пристойности с девушкой отправили камер-фрау Веру Берг. Анненкова, вроде бы, страдала нервным расстройством. Однако при дворе шептались, что по-настоящему нервы были расстроены – из-за Анненковой – у невестки Марии Александровны, великой княгини Александры Иосифовны. Да так сильно, что та потеряла ребёнка.
Великая княгиня переживала вовсе не из-за предполагаемой измены мужа с Анненковой – фрейлина даже не предпринимала подобных действий. Но девушка провела спиритический сеанс и настолько впечатлила бедную Александру Иосифовну, что та чуть ли не обезумела. Формально обвинить Анненкову было невозможно, но императрица удалила её от двора насколько это возможно без разговоров об излишней жестокости. Она не желала скандала и, похоже, не подозревала, что остерегаться его уже поздно.
В дворцовых условиях, связанные со сверхъестественным, Анненкова демонстрировала разговоры с духами. Французская королева Мария Антуанетта, казнённая во время революции. Воспроизводила ужасы последних дней и от имени самой себя объявила последней из династии Бурбонов. В Европе непрерывно поддерживала ту же версию, добившись даже того, что она добралась до Наполеона III (что вызвало у него немалое удивление).
Как ни странно, закончилась её история хорошо.
После семнадцати лет лечения на европейских курортах Анненкова вышла замуж за сына генуэзского герцога, который был очарован ею. Она стала синьорой де Феррари и со временем герцогиней. В браке с ним она прожила полвека в счастье и благополучии. Их дочь стала известной фотохудожницей.
Анненкова не была первой и не последней организатрицей спиритических сеансов. К моменту, когда она произвела сильное впечатление на великую княгиню, во дворце и за его пределами уже неоднократно вызывали дух Пушкина. Неизвестно, почему именно Пушкин пользовался такой популярностью, зато известно, как именно пришли в Россию сеансы: начало этому положено было в США.
Платные тренинги по разговору с духами
В 1848 году в США две девочки, Мэгги и Кейт Фокс, двенадцати и пятнадцати лет, пожаловались родителям на странные стуки в новом доме. Девочки заметили, что стуки звучат только в ответ на произнесённые вопросы. Задавая вопросы в воздух, они будто бы выяснили, что где-то в доме был убит разносчик – и его дух не нашёл покоя.
Родители игр девочек были сбиты с толку, но не возражали. В дом пришли соседские фермеры и стали расспрашивать дух. Сначала задавали простые вопросы, чтобы удовлетворить своё любопытство – например, возраст духа. Потом один из соседей придумал для духа алфавит из постукиваний, и начали ему задавать вопросы о трудных жизненных ситуациях.
Однажды дух рассказал о своем теле, лежащем в подвале дома, и назвал свое имя — Чарльз. Люди спустились в подвал и нашли там череп с волосами. Многие обрадовались этой истории и захотели общаться с духами. Культ сестер Фокс развивался, примечательно, среди сторонников отмены рабства и прав женщин.
Сёстры стали проводить платную групповую программу по общению с духами. Не все могли посещать эти занятия, поэтому искали альтернативные методики. Опыт сестёр было сложно повторить – только им, казалось, духи спокойно проявлялись днём и охотно общались, отвечая на вопросы стуками «да» и «нет».
Спиритисты получали либо совсем ничего, либо результаты лишь в затемнённом помещении. К счастью, в то время попасть в темное место было проще, чем в светлое.
В свете удалось повторить способ, которым Кейт Фокс стала пользоваться уже повзрослев — автоматическое письмо. Тип письма, где рукой медиума, вступившего в транс, овладевал дух усопшего человека, отвечая на вопросы, делая признания ещё живущим родственникам или… проклиная их. Сравнить почерки руки медиума и вызываемого не представлялось возможным: ведь в трансе медиум начинал писать криво и размашисто, а начертание букв всем ставили одинаково.
Вдова Мэгги вернулась к прежнему ремеслу, пока не решила публично рассказать о секрете стуков. У неё и сестёр особенное строение пальцев ног: легко щелкался сустав большого пальца, издавая звук, похожий на стук. Кто-то возмутился разоблачением, кто-то отказался верить и считал, что Мэгги под давлением священников (в замужестве она стала ревностной католичкой) оговорила себя.
Позже Мэгги утверждала, что её заставили признаться, но поезд уже ушёл. Слава Фокс пошла на спад; богатые и влиятельные поклонники, прежде поддерживавшие их, отвернулись. Все три сестры умерли в нищете, к тому же страдая алкоголизмом. Самое странное в этой истории – в 1904 году в доме, где они впервые разговаривали с духом убитого разносчика, обнаружили замурованного в стену скелет предположительно мужского пола. Назвали ли его Чарльзом, сказать трудно.
Как взаимодействовать с духами, избегая интереса медиков.
Не все умели щелкать пальцами ног, поэтому медиумы, как профессионалы, так и начинающие, такие как Фокс, берущие плату за сеансы, разработали другие способы общения с духами. Многие из этих способов были собраны в «Книге медиумов» французского спиритиста Алана Кардека. В 1961 году книга вышла в свет и произвела фурор. Продажи по тем временам были огромными – книгу расходилась сотнями экземпляров.
Первое правило Кардека гласило: сеанс нужно проводить вечером или ночью при слабом освещении. Духи, возможно, медиумы не любили свет. Последователи иногда соглашались на дневные сеансы, но старались, чтобы в комнате не было электрической лампочки с мгновенным включением или возможности быстро открыть занавесу. Объясняли это тем, что духи, оскорблённые неуважением к комфорту, могут проявить озорство и навредить присутствующим.
Кардек указывал, что на сеансах не должно быть более пяти человек, в том числе самого медиума. Большинство спиритистов следовали этому правилу, но некоторые пренебрегали им ради заработка: за сеанс для десяти платят десятью, а за сеанс для пятерых — лишь пятью, разница заметна.
Если медиум устанавливал крепкую связь с миром духов, в него мог вселяться дух. Медиум начинал говорить чужим голосом – у одних голос был только басовитым гроулем для любых сообщений с миром духов, у других духи разговаривали самыми обычными человеческими голосами, различными в зависимости от талантов медиума. Дух мог также управлять рукой медиума, чтобы писать свои послания карандашами (как правило, для автоматического письма чернильные ручки не использовались).
Медиум предупреждал перед сеансом: нельзя вызывать духов без причины. Нужно быть уверенным в смерти человека, к которому обращаешься, иначе может войти любой другой дух – возможно, агрессивный. Если же вызван «любой дух» или «дух этого места», то необходимо узнать его имя и только потом задавать вопросы.
Все участники обязаны сидеть, иногда держась за руки. Разрыв цепи или вставание во время сеанса может нарушить связь с потусторонним миром или рассердить призрака. Детей на сеанс не допускали. При самостоятельном общении с духом без медиума рекомендуется находиться в присутствии других.
Дух мог воздействовать на материальные предметы, заставляя их двигаться и издавать звуки, а иногда – очень редко – перемещать их на значительное расстояние. Практика столоверчения основывалась именно на этих силах.
Столоверчение представляло собой два разных действия, при которых стол не вращался. В первом случае вызванный дух заставлял стол подпрыгивать или крениться, опускаться на место, издавая звуки, которые можно было расшифровать, предложив духу определённую систему (например, один стук – «да», два – «нет»). Кстати, об уходе предупреждали часто тем же стуком.
В другом типе гадания использовалось блюдце с чёрной стрелочкой на краях. Его клали дном вверх на лист картона или специальную доску с системой букв алфавита и ответами «да» или «нет». Во время сеанса стол дрожал, а вместе с ним – блюдце, указывая то на одну часть доски, то на другую.
Вместо блюдца медиумы стали использовать нитку в руке, с крупной иглой на конце. Когда медиум впадал в транс или устанавливал связь с астралом, игла начинала указывать либо на часть дочки, либо на карточку с буквами (ее называли уиджам), тем самым давая ответы духа.
В начале двадцатого века духи предпочитали выходить из физиологических отверстий медиумов (только уважаемых) в виде эктоплазмы, вызывая ужас и омерзение участников сеанса… Как и желание вернуться вновь. Все случаи исхода эктоплазмы рано или поздно объяснялись использованием тончайших светлых тканей, которые прятали заранее во рту или возле ушей в волосах.
Иногда дух проявлялся едва заметно: касанием к музыкальным инструментам, например к подвешенному колокольчику, или игрой со столом и предметами на нём. В других случаях поведение было более активным, особенно если медиум считался слишком восприимчивым каналом для духа. Так, на сеансах поляка Яна Гузика, который посещал Москву и Санкт-Петербург, духи могли бить участников сеанса и разрушать мебель.
Спиритизм в России
В России модные способы общения с духами отличались от привычных. Например, столоверчение было популярно у всех слоёв населения, и даже крестьяне практиковали его как всерьёз, так и ради шутки. Конечно же, речь идёт о том значении слова, когда вызываемый дух заставляет стол подпрыгивать и стучать об пол ножками.
Дмитрий Менделеев, выдающийся российский химик, уделял много внимания спиритизму. Создание им Комиссии для изучения медиумических явлений вызвало большой общественный интерес и освещалось прессой. На одной из встреч комиссии присутствовал Достоевский, который пришёл к выводу, что все сеансы – это работа демонов.
В России выпускался еженедельный журнал о паранормальном «Ребус». По названию понятно, что при основании в 1881 году он специализировался на головоломках, но быстро перешёл к более прибыльной аудитории, чем любители шарад и логических задачек. В истории память о «Ребусе» увековечил Антон Чехов в рассказе «Беседа пьяного с трезвым чёртом». В этой беседе чёрт жаловался на отсутствие работы – сбивать с пути добра некого, так как никто больше не идёт по нему, и сообщал, что от безделья пошёл работать в «Ребус», как и многие другие черти.
В сорок восьмом году в Советском Союзе осудили людей, проводивших спиритический сеанс с целью вызвать духов Троцкого. Надежды Аллилуевой Узнавшие от духа Ленина, что Сталин не гений, подсудимые в жизни никогда не занимались политикой, несмотря на специфический набор духов, с которыми общались. Бывший фронтовик Илья Горбань четырёх лет прочитал почти случайно «Книгу духов» того же Алана Кардека (предшествующую «Книге медиумов») и решил провести сеанс. После этого всё пошло своим чередом.
В спиритическом кружке участвовали четверо: Илья, его сестра и две библиотекарши. Илья любил одну из работниц. Вторая из них донесла на всех. Горбань получил 25 лет лагерей, женщинам назначили по 10 лет.
Исследователи детской культуры полагают, что вызов Пиковой Дамы и Матного Гномика – наследие спиритических сеансов начала двадцатого века. На более серьёзных сеансах чаще всего вызывают Пушкина. Говорят, в ответ он ругается не хуже Гномика-Матерщинника. Устал!