Дружба двух звезд: Пьер Карден и Майя Плисецкая

Испанские страсти
В 1971 году на театральном фестивале во французском Авиньоне Екатерина Фурцева, руководившая министерством культуры СССР, познакомила их. Пьер уже ранее видел Майю на сцене.
Первое платье
Несколько месяцев спустя Майя снова побывала во Франции для выступления на сцене Гранд-оперы в Париже. В отеле, где остановилась певица, встретилась с Карденом. Во время разговора Майя спросила кутюрье совета: после спектакля ее пригласили на прием, но она не знает, что надеть по такому случаю…
По словам Майи, у Кардена загорелись глаза. Мэтру хотелось, чтобы балерина была самой элегантной на вечере. В то же время он прекрасно понимал, что в Советском Союзе даже прима Большого театра не может себе позволить купить у француза достойное вечернее платье. Поэтому Пьер просто позвонил в своё ателье, и через час портной Отелло приехал в отель с платьем для Плисецкой. Которое, обратите внимание на отношение кутюрье к Майе, он «осмелился сам для неё выбрать».
Сотни нарядов от Кардена
Так началась дружба, которая длилась почти 45 лет. Каждый раз, когда Плисецкая приезжала в Париж, Карден одевал её в свои самые последние модели; более того, многие из этих образов создавались специально для Майи. Нужно было знать, насколько для балерины была важна работа над собственным имиджем, чтобы понять: Пьер делал ее счастливой.
По подсчетам кутюрье, балерина имела около сотни нарядов от Кардена. Это было практически всё, что она могла привезти из-за границы домой, так как по возвращении на родину у неё отбирали все подарки, кроме одежды.
Анна Каренина
Пьер Карден стал посещать Советский Союз и почти всегда встречался с Майей. Она представила дизайнера своему мужу, композитору Родиону Щедрину. Семья часто приглашала Пьера в гости. Больше всего французу запомнился большой рояль в их квартире, который занимал половину столовой.
В это же время начались совместные проекты Кардена и Плисецкой. Кутюрье рассказывал, что пытаясь определиться с костюмами для балета «Анна Каренина», сначала слушал музыку, а потом наблюдал, как Майя танцем и жестами изображала «свою Каренину». Это стало настоящим прорывом. Карден создал десять платьев, сохранивших исторические силуэты XIX века, но при этом лёгкие и не подверженные порче во время танца на сцене.
Дирекция Большого театра на предложение Плисецкой и Кардена ответила: «Это никуда не годится! Никто этого не поймет! В Большом это не принято!». После продолжительных споров костюмы всё же приняли. Возможно, потому что они театру ничего не стоили – Пьер просто подарил их Майе.
Безвозмездно и анонимно
После «Анны Карениной» Карден и Плисецкая сотрудничали над постановками «Дамы с собачкой», «Фантазией», по мотивам «Вешних вод» Тургенева и «Чайкой». Карден выполнял все работы безвозмездно. Кроме того, Пьер трудился анонимно: министерство культуры СССР запрещало указывать на афишах фамилию иностранца.
Когда балерина начала трудиться в Германии и получать хорошие доходы, решила оплатить дизайнеру её костюмы. Единственное, что категорически отказал модельер – плата за первое платье.
Муза Кардена
Майя Плисецкая и Родион Щедрин часто бывали гостями Пьера Кардена, приезжая в Париж, останавливались в резиденции кутюрье. Плисецкой нравились комнаты с мебелью, где когда-то жила актриса Сара Бернар.
Дружба просуществовала и после смерти. Пьер Карден и после ухода Майи Плисецкой называл балерину своей музой.