Семья

Дневники русских женщин о любви, искусстве и жизни.


Софья Андреевна Толстая, урождённая Берс, жила с 1844 по 1919 год.

Фото: img.freepik.com

В 1862 году тридцать четырёхлетний Лев Николаевич Толстой женился на восемнадцатилетней Софье Берс. Ее семья была менее аристократической, чем его собственная — мать была дочерью купца, отец — врачом. Для обоих это был первый и единственный брак. На момент свадьбы Толстой уже был известным писателем, хотя настоящая всемирная слава пришла к нему позже. Из дневников Софьи Андреевны, писем и книг Толстого, которые она переписывала и редактировала, видно, что это был брак, который сейчас назвали бы абьюзивным. Например, муж настаивал на грудном вскармливании детей, и Софья Андреевна делала это несмотря на мастопатию — 11 из 13! Пятеро из них умерли в детстве — в том числе потому что граф считал приглашение врача в Ясную Поляну излишним и вредным.

Дети взрослых Толстых, испытывая влияние отца, относились к матери неоднозначноВ предисловии к изданию поздних томов дневников Софьи Андреевны ее сын Сергей писал: «Я далек от мысли утверждать, что убеждение матери в том, что отец должен был отдавать свой гонорар семье, было лишь следствием болезни <...>. У нее эта забота проявлялась в болезненных формах — в истерических сценах, угрозах самоубийством. <...> Отношения моей матери к музыке и С. И. Танееву особенно подчеркивают ее ненормальность». Лучше судить о душевном состоянии Софьи Андреевны, исходя из её дневников, а не по тенденциозным утверждениям окружающих.

8 октября 1862 года

Из-за брака мне пришлось отвергнуть все свои прошлые мечты, но сделать это я не могу. Его прошлое настолько плохое, что, похоже, я никогда с ним не примирюсь. Разве Когда появятся другие цели в жизни, дети, которых я так желаю себе, чтобы у меня было целое будущее, чтобы я в них видела эту чистоту без прошлого, без всего неприятного, без того, что сейчас горько видеть в муже. Вся жизнь полна разных чувств – хороших и плохих, которые больше не могут быть моими. Так же, как его молодость, которая ушла куда-то неизвестно на кого или на что, уже не будет принадлежать мне. И он ещё не понимает того, что я ему отдаю всё самое светлое в себе, то, что не потрачено, что никогда не принадлежало ему кроме детства. Но и детство было его. Самые лучшие воспоминания. Первое дитячее чувство ко мне было уничтожено, и за это я не виновата.

29 ноября 1897 года

Вчера получен был от мужа долгий, добрый и мудрый записник. Прилагаю великое усилие, чтобы постичь его содержание; но от него веяло таким старческим холодомТо, что мне стало грустно. Часто забываю, что ему скоро семьдесят лет, и несоразмерность наших возрастов и степени спокойствия. На тот грех моя наружная и внутренняя моложавость еще больше мне мешает. Для Л. Н. теперь дор… оже всего спокойствиеЯ ожидаю от него сильного желания приехать, увидеть меня и начать жизнь вместе. Два этих дня я сильно тосковала по нему и очень желала его видеть. Но опять я перенесла это — что-то закрепилось. кнулось в сердце и закрылось…

Мария Константиновна Башкирцева (1858/1860 — 1884)

Главным талантом Марии Башкирцевой, молодой женщины, мечтавшей о признании и славе художницы и писательницы, было само тщеславие: очевидно, именно оно побудило ее писать (к слову, по-французски) дневник — одновременно. откровенный и кокетливыйОна написала к нему предисловие: «Если я и не проживу достаточно, чтобы быть знаменитой, дневник этот все-таки заинтересует натуралистов: это всегда интересно — жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать написанного, и в то же время со страстным желанием, чтобы оно было прочитано». Башкирцева рано начала карьеру живописца: в 1877 году переехала в Париж для учебы в Академии Жюлиана, и менее чем через год ее работы показывали на Салоне, на конкурсе ученических работ. Картины Марии удостоились золотой медали. К несчастью, к тому моменту девушка уже страдала от туберкулеза. Она умерла, когда ей было около 25 лет (данные о годе рождения разнятся — 1858 или 1860), не реализовав мечты о славе, богатстве и любви.

1 мая 1884 года

Быть рядом с мужем – это счастье для меня, ведь я стремилась бы поддерживать его расположение, как делала вначале наших отношений. , почему это мужчина и женщина пока они еще не женаты Влюблённые могут бесконечно восхищаться друг другом и стремиться понравиться, но после брака теряют к этому интерес.

Почему считают, что с словом «брак» всё проходит и остаётся? ается холодная, скучная дружба. Без нужды обесценивать идею брака, воображая супругу в платочке, в пальто, с кольд-кремом С назойливым запросом у мужа на средства для косметики.

<>Непонятно мне, как возможно относиться к супругу, как к домашнему животному, а до брака стремиться понравиться тому же человеку. Почему бы не оставаться по отношению к мужу столь же обаятельной и не обращаться с ним так же, как с незнакомцем, которого вам нравится, при условии, что незнакомцу нельзя позволить ничего лишнего? Разве дело в том, что можно любить друг друга открыто, потому что это не осуждается, и потому что брак благословляет Бог? Или разве люди находят удовольствие только в том, что запрещено?

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 — 1945)

Зинаида Гиппиус, поэтесса, писательница, драматург и литературный критик, вместе со своим мужем Дмитрием Мережковским являлась центром притяжения кружка русских символистов и считалась одним из идеологов этого направления. Современники больше знали её благодаря скандальной для начала XX века манере: появления в мужской одежде, демонстративного курения и написания о себе в мужском роде.

Молодым людям двадцать первого века знаком мем, который относят к Гиппиусу: «Когда нужно объяснить — вообще не объясняй».

Дневники писательницы, веденные с начала Первой мировой войны (Синюю книгу, Черную книжку и Серый блокнот), можно считать попыткой объяснить самому себе самые тяжёлые и драматичные эпизоды российской и европейской истории первой половины XX века. Гиппиус и Мережковский были в ужасе от русской революции и большевиков и не слишком благополучно жили в эмиграции. Муж Зинаиды Николаевны серьёзно испортил себе репутацию покровительством, оказываемым ему Муссолини, и выступлением по германскому радио после нападения Гитлера на СССР. Мережковский не дожил до победы над нацизмом, а Гиппиус посвятила последние годы своей жизни воспоминаниям о муже.

1 августа 1914 года

Что писать? Можно ли? Ничего нет, кроме одного война!

Не японки, не турки, а наша с вами общая история. Написать о ней мне страшно. Это всёобщее наследие. Стоит ли записывать эту историю простым языком?

Да и я, как всякий современник не могу ни в чем разобраться, ничего не понимаю, ошеломление.

Осталось одно, если писать простота.

Кажется, что все разыгралось в несколько дней. Но, коВозможно, но нет. Не желали верить, поэтому и не поверили. Если б глаза не закрывали…

27 октября 1917 года

Расскажи, как происходило захват министерств? ут тоже много любопытного, но после), их вывели, около 30 человек, без шапок, без верхней одежды, в темноту, солдатская чернь их едва не растерзала. Отстояли. Повели по грязи, пешком.<…>

Вернусь ненадолго к Зимнему Дворцу. Огнём обстреливают. был из тяжелых орудий, но не с «Авроры»Она утверждала, что стреляла холостыми выстрелами, как сигналом, поскольку, по ее словам, если бы не холостые, то Дворец превратился бы в руины. Юнкеры и женщины оборонялись от нападающих солдатских банд, как могли (и перебили их), пока министры не решили остановить это кровопролитие. И все же мятежники проникли уже внутрь по предательству.

Когда разразились «революционные» (фу, фу!) волны… ска, Кексгольмский полк и еще какие-то, они прямо принялись за грабеж и разрушение, ломали, били кладовые, вытаскивали серебро; чего не могли унести то уничтожали: даТорговали дорогим фарфором, резали ковровые изделия, повредили портрет Серова и пришли к виновому погребу.

Нет, слишком стыдно писать…

Но надо все знать: женский батальон, израненный затаНапали на Павловские казармы и всех женщин подвергли сексуальному насилию.

Елизавета Александровна Дьяконова (1874 — 1902)

Жизнь Лизы Дьяконовой, талантливой девушки из семьи купеческого сословия, служит примером борьбы женщин с неравенством в обществе. Она закончила гимназию с серебряной медалью, но родители возражали против продолжения образования. После достижения совершеннолетия Лиза поступила на юридический факультет Бестужевских женских курсов. Однако курсы не выдавали дипломов, и Дьяконовой пришлось ехать в Париж, в Сорбонну, как делали в то время самые упорные русские феминицистки.
На жизнь за границей у нее не было денег, поскольку родители ее планы не одобрили. Лиза голодала, жила в холодной и неуютной квартире, страдала от неразделенной любви. В итоге девушка потеряла нервы и решила вернуться в Россию, но по дороге погибла в горах Тироля при загадочных обстоятельствах, вызывающих подозрения о самоубийстве. Единственным ее наследием стал «Дневник русской женщины» — её дневник, а также несколько статей, стихов и рассказов.

31 января 1895 года

…Как женщина я не существую для мужчин; но и они как мужчины Нет для меня таких людей. Вижу в них только учителей — людей, знающих больше меня. Знакомство с ними может быть приятным и полезным, если смогу извлечь что-нибудь для себя. Но если они не могут быть учителями… ни не стоят гораздо выше меня Тогда для меня их нет; я могу с ними знакомиться, но для меня их нет. ставляют ни малейшего интереса. <...>

9 сентября 1901 года

Я склоняюсь к мысли, что никакое пропагандистское… Любовь не может изменить природу человека. Если человек… н добрым, обладает от природы чутким сердцем, он бБудет распространять свет добра повсюду. Непроизвольно, вне зависимости от взглядов на мир. Если же нет этого природного дара Всё напрасно. Можно исповедовать толстовство, духовное искание, штундизм, а также любые радикальные идеи в религии. и...Быть по сути обычным, не выдающимся человеком.

Потому что как есть великие, средние и малые умы, так и сердца.

Человечеству одинаково нужны и те, и другие.

19 января 1902 года

В жизни моё пребывание составило целый четверть столетия и ещё два года… Это время весьма продолжительное для жизни. я такого бесполезного существа. Какая жизнь полна моих ошибок! Мне кажется, всю жизнь я шла по ложному пути, не понимая смысла происходящего. пора, наконец, разрешить.

Я и решаю… раз навсегда…

Кто пожалеет меня?

Те немногие интеллигенты, которых Я знала. Но постоянно погруженные в «принципиальные вопросы». или собственной личной жизнью, Никто никогда всерьёз не интересовался моей душой, моим внутренним миром… Не поймут и осудят, беспощадным судом теоретиков, которые всё стараются подвести под определённые рамки.

Елена Сергеевна Булгакова (в девичестве Нюренберг, первая фамилия по первому мужу — Неелова, вторая — по второму мужу — Шиловская), жила с 1893 по 1970 год.

Третья жена писателя Михаила Булгакова вела дневник по его просьбе.
Елена Сергеевна начала записывать события творческой жизни мужа, чтобы сохранить их в случае обыска или ареста. Она обладала способностью емко описывать важные моменты и передавать эмоции. Дневник посвящён её мужу, так же как Елена Сергеевна стала главной героиней его известного романа «Мастер и Маргарита». Булгаков умер в 1940 году — дата смерти останавливает основную часть дневника. В остальной своей жизни Елена Сергеевна фиксировала воспоминания о муже и вела переписку по вопросам его литературного наследия.

1 сентября 1933 года

Сегодня отмечается первый год, как мы встретились с М.А. после разлуки.

Миша требует, чтобы я вела этот дневник. Сам после конфискации своих дневников в 1926 году поклялся никогда не вести их больше. Ему страшно и непонятно, что можно отображать писательский дневник.

8 марта 1940 года

«О, мое золото!» (В Минуту мучительных страданий — от силы. Затем по отдельности, с усилием распахивая рот. го-луб-ка… ми-ла-я.

Записала, когда уснул, что запомнила: «Иди ко мне, я поцелую и перекрещу на всякий случай… Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной… Когда слышал стук твоих каблучков… Ты была самой лучшей женщиной в мире… Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, буду любить всю жизнь». Королевушка Моя царица, моя звезда, всегда сиявшая для меня в земной жизни! Ты любила мои творения, написанные именно для тебя… Я люблю тебя, обожаю тебя! Моя любовь, моя жена, моя жизнь!

“Любить могла ли ты меня? Скажи же мне, моя подруга, самая верная!”

Варвара Федоровна Степанова (1894 — 1958)

За бескомпромиссность и непримиримость художницу Варвару Степанову прозвали «Амазонкой русского авангарда». Ее мужа Александра Родченко, одного из основателей этого течения в искусстве, Степанова называла Анти — и Анти стал одним из главных героев ее дневников, писем, эссе (и любовных стихов, которые она писала ему в ранней молодости). В ХХ веке женщине позволили выйти из тени мужа или возлюбленного: творчество Варвары Степановой искусствоведы и историки искусства считают совершенно самостоятельным. Помимо живописи, Степанова занималась прикладным искусством (в частности, дизайном одежды и принтов на ткани), книжной и плакатной графикой. Также, активно вращаясь в кругах авангардистской богемы, она была «модным инфлюэнсером».

6 января 1921 года

В последнее время из-за нападок на футуризм часто участвуют в дебатах и безответственно живём.

Атаки недостаточно сильные и бессистемные. Противостоять футуристическому течению фактически невозможно. Спор разворачивается в сфере словесных дискуссий. Сам футуризм порядком надоел. Он настолько изнашился, что защищать его бессмысленно.

Проявляется все большая потребность в сближении современных творцов-левых. Формирование и оформление понятий и положений левого искусства. Прежде всего В новом искусстве сила заключается в пробуждении от покоя, от бездействия. Возможно, именно поэтому его атакуют.

4 ноября 1921 года

Родченке В пользу его всё говорит. Впрочем, известно ему славу весьма ловкого человека, получающего выгоду как от дружбы, так и от ссоры.

Человек, которому все нипочем, то он там, то он тут Всегда стремится к чему-то новому и использует то, что начал, только до тех пор, пока не найдет что-то еще более интересное.

Ольга Федоровна Берггольц (1910 — 1975)

Поэтессу, писательницу и драматурга Ольгу Берггольц называли «Блокадной Мадонной» за то, что в годы блокады Ленинграда ежедневно выступала по ленинградскому радио. В жизни Берггольц было много трагических событий до и после Великой Отечественной войны: две ее дочери умерли в раннем детстве, первого мужа расстреляли в 1938 году. Тогда же арестовали и саму поэтессу по делу так называемой «Литературной группы»: ее оговорил под пытками друг семьи Леонид Дьяконов. Ольга Федоровна провела в тюрьме почти полгода и потеряла еще одного ребенка: он родился мертвым.

Берггольц реабилитировали, но заключение, пытки, побои, а также кошмар Блокады (во время которой второй муж поэтессы Николай Молчанов умер от голода) оставили на ней тяжёлый отпечаток и подорвали здоровье. Берггольц ушла из жизни в 65 лет. Ольга Федоровна фиксировала всё происходившее в дневнике, который начала вести в 13 лет под девизом «абсолютная искренность и честность». Искренность и честность предполагали бескомпромиссные рассуждения о политике, откровенность в описании личной жизни, переживаний и болезней, одной из которых был алкоголизм. Из-за «искренности и честности» советские власти запретили публиковать дневники Берггольц после её смерти, и они увидели свет только в XXI веке.

20 июня 1927 года

Зачем притворяться? Зачем скрывать естественное, живое желание физической любви под маской «чистой, святой любовью»? Почему это не «чистое», не «святое»? Мы любим друг друга, и наши тела этого хотят.

1 марта 1940 года

Секрет записываемого сердца нарушен. Даже сюда, в мысли, в душу проникли, осквернили, взломали, подбирали отмычки и фомки. Сам комиссар. Гоглидзе В поиске отзывов о Кирове, полных скорби и любви к Родине и ему самому, искал основания для обвинения меня (придуманного, безосновательного!), в терроре. О, подлость! А крючки, вопросы и подчеркивания в дневниках, которые внесли следователи? На самых высоких, смелых и горьких страницах… х! Так и видно, как выкапывали «материал» для идиотских и позорных обвинений!

9 марта 1942 года

С тех пор, как в этой тетрадке 22 июня 1941 года было записано одно слово, прошло почти девять месяцев войны. В промежутке между этими страницами умещались бы много листов, блокноты, тетрадки — записи, сделанные за дни войны.

Продолжать записи в этой тетради долгое время я не решалась. Как всё до войны, она с записями мучительно ранит. Пусть ранит, пусть. Заслужила я лишь ран и муки. Любят меня люди, заботятся — их глубокое заблуждение. Мне ничего этого не нужно. <...>

ВИгра поглотила Колю, моего Колю, — душу, счастье и жизнь.

Я страдаю отчаянно.