Семья

Как научить ребенка эффективно планировать время: 5 практичных советов

Фото: img.freepik.com

Практически каждый взрослый осознает, что время – один из самых драгоценных ресурсов. Однако, как донести эту мысль до ребенка, для которого существует лишь текущий момент? О том, как привить детям понимание ценности времени, рассказала Диана Ходаковская, автор книги «Дом как маленькое государство», мама двух дочерей и сторонница семейных ценностей, уюта и домашнего тепла.

В современном мире умение эффективно планировать свое время является важным качеством. Знакомство с понятиями времени можно начинать у детей уже в дошкольном возрасте. Несмотря на то, что в этом возрасте дети часто воспринимают время как бесконечное, чем раньше взрослый поможет ему научиться грамотно использовать этот ценный ресурс, тем лучше. Тайм-менеджмент – это не врожденное умение, поэтому его развитие будет полезно как ребенку, так и взрослому.

Наиболее эффективное обучение ребенка происходит через личный пример. Дети перенимают образ жизни и систему ценностей родителей, поэтому взрослым важно не только объяснять, как правильно распоряжаться временем, но и демонстрировать это на собственном опыте. Разработано немало методик по обучению тайм-менеджменту, но мы остановимся на тех, которые будут доступны для понимания детям.

1. Составление плана на день или неделю

Чтобы у ребенка выработалась привычка планировать, важно предоставлять ему возможность участвовать в составлении распорядка дня или недели. Наиболее подходящее время для этого – воскресенье, накануне начала рабочей недели. Помимо обсуждения планов, стоит их зафиксировать письменно. Для этого можно приобрести ребенку ежедневник или планер. Сейчас на рынке представлен широкий выбор таких изделий, включая модели с детским дизайном.

Ежедневник, оформленный в виде дневника, станет отличным помощником для школьников. Такой формат знаком и удобен для них, так как позволяет сразу видеть весь недельный план. Для младших школьников предусмотрена возможность рисовать свои занятия или оформлять их с помощью наклеек: изображение мишки в кровати напомнит о времени сна, картинка с игрушками будет сигналом к уборке, а книжка – к чтению.

Обучить ребенка работе с планером также возможно. Для этого необходимо вместе с ним отработать несколько полезных привычек:

  • планировать всю неделю наперед, оставляя пустые графы для срочных дел;

  • каждый вечер перед сном проговаривать планы на завтра. Когда ребенок знает, что его ждет, он чувствует себя спокойнее и увереннее;

  • если ребенок уже умеет писать сам, не мешайте ему составлять список дел, не ругайте за ошибки, а лучше дайте возможность проявить творчество. Можно для этого использовать фломастеры, текстовыделители и наклейки, чтобы отмечать, например, приятные дела и необходимые обязанности;

  • приучите детей писать все пометки от руки. Сегодня появилось много разных гаджетов для планирования дел, однако пока ребенок пишет рукой, он больше вовлекается в процесс и обдумывает дальнейшие действия.

2. Определение приоритетов задач с помощью матрицы Эйзенхауэра или анализа задач

По сути, родители должны привить детям навык расстановки приоритетов. Он пригодится им не только в обычной жизни, но и в процессе обучения, а также в профессиональной деятельности. К примеру, школьнику предстоит сдать тесты. Следует объяснить, что лучше начинать с более легких заданий, а затем переходить к сложным. Матрица Эйзенхауэра наглядно демонстрирует, как эффективно разделить жизнь на продуктивные и непродуктивные зоны, позволяя сосредоточиться на важном и избегать бесполезной траты времени. При составлении такой таблицы активируется стратегическое мышление.

Основная идея подхода заключается в классификации всех задач по четырем категориям:

  1. Важные и срочные. В этот раздел следует вносить задачи, требующие немедленного выполнения, поскольку их несвоевременное исполнение может привести к нежелательным последствиям, например, подготовка к завтрашним занятиям, срочный визит к врачу и подобные дела.

  2. Важные, но несрочные. Часто сюда добавляют задачи, которые оказываются забытыми. Создается впечатление, что если они не требуют немедленного выполнения, то их можно не делать. К примеру, поделка для школы или детского сада, срок сдачи которой наступает на следующей неделе.

  3. Срочные, но неважные. Эта категория может быть одной из самых сложных для понимания ребенком. В ней собраны задания, которые могут отвлекать от основных занятий. Важно научить ребенка отказываться от назойливого влияния сверстников, которые вовлекают его в чужие, срочные дела.

  4. Неважные и несрочные. К этой категории обычно относят занятия, которые отнимают много времени, но при этом помогают «перезагрузить» мозг, дать ему возможность отвлечься: отдых, прогулка с друзьями, просмотр мультфильмов.

Прежде всего, предложите ребенку самостоятельно составить таблицу с его делами, а затем обсудите его выбор. Узнайте, почему определенные задачи оказались в конкретных ячейках и почему ребенок оценил некоторые из них как более важные, а другие – как менее значимые. Зачастую дети не хотят брать на себя определенные обязанности, поэтому помещают их в последнюю категорию. Спросите, как вы можете ему помочь, и объясните, что задачи, требующие высокой концентрации и внимания, лучше выполнять в первой половине дня. Выполнив трудное и неприятное дело, вы избавляетесь от ощущения тяжести, которое оно вызывало.

3. Принцип последовательного выполнения задач или разбиение их на более мелкие этапы

Взрослые осознают, что справиться с масштабной задачей, как, например, «съесть слона», можно лишь постепенно, от небольших ее частей. Метод последовательных шагов – действенный психологический прием, помогающий достичь поставленной цели. На начальном этапе родителям рекомендуется поддерживать ребенка в определении небольших задач и контролировать их выполнение, а впоследствии – просто наблюдать за ходом мыслей повзрослевшего ребенка. Важно последовательно решать небольшие задачи.

  1. Формулирование цели. Это может включать в себя создание школьного проекта, участие в различных соревнованиях и праздничных мероприятиях, а также приобретение дорогостоящих игрушек или электронных устройств.

  2. Определение подзадач. Составление плана для достижения главной цели – наиболее сложный этап, поэтому родителям рекомендуется помочь ребенку разбить задачу на более мелкие, понятные шаги. Эти шаги должны быть сформулированы максимально ясно и конкретно.

  3. Установка дедлайнов. Если необходимо достичь цели к конкретной дате, важно четко обозначить это и установить сроки выполнения для каждой отдельной задачи. При этом следует учитывать особенности темперамента ребенка и корректно рассчитывать временные рамки.

  4. Поддержка во время выполнения задач. Необходимо замечать и ценить каждый небольшой прогресс, которого достигает ребенок, и поддерживать его. Это послужит хорошим стимулом для завершения текущих дел и поможет в достижении значительных целей в будущем. Подчеркивайте важность каждого шага, поскольку он приближает к желаемому результату. Помогите детям использовать фразу «пока у меня не получается», объяснив, что со временем они обязательно справятся.

Метод последовательных действий полезен не только при организации времени. Познакомить детей с реалиями взрослой жизни стоит постепенно. Лучше всего показывать ребенку, как вы справляетесь с повседневными задачами, демонстрируя свой опыт на собственном примере. Зачастую взрослые ограждают детей от решения многих проблем, стремясь сохранить их беззаботное детство, однако со временем необходимо вовлекать их в обсуждение семейных вопросов. Так вы сможете передавать свои моральные принципы, в противном случае это сделают школа и другие люди.

4. Календарь или доска с заданиями для наглядности

Дети младшего возраста тянутся к ярким и красочным вещам, а более старшие школьники оценят современные решения, поэтому выбор настенного календаря или доски – магнитной, маркерной, меловой или пробковой – стоит делать с учетом возраста ребенка, чтобы обеспечить постоянную визуализацию задач на день.

Ученикам современных школ приходится запоминать и удерживать в памяти гораздо больший объем информации, чем их предшественникам. Это приводит к тому, что многие дела оказываются забытыми. Чтобы важные задачи всегда были под рукой, можно применять чек-листы: после выполнения задачи ее отмечают галочкой или наклейкой.

Детям проще считать дни вспять, поэтому адвент-календари могут помочь им научиться ориентироваться во времени. Сейчас существует множество таких календарей, созданных специально к Новому году или Рождеству, но этот прием полезен и для отслеживания других значимых дат. Их можно использовать для отмечания дней рождения членов семьи, спортивных соревнований, концертов, контрольных работ и других важных событий.

Настенная доска – удобный инструмент для планирования. Записывайте на нее секции и кружки детей, не забудьте указать время, затрачиваемое на дорогу. Так ребенок сможет видеть, сколько у него останется времени на отдых, прогулки и игры. Разрабатывайте расписание занятий, учитывая возраст и особенности характера ребенка, чтобы не перегружать его в стремлении к достижениям и высоким оценкам.

5. Мотивация для ребенка

Чтобы помочь ребенку научиться управлять своим временем, важно отмечать его успехи, а не неудачи. В качестве стимула можно использовать поощрения, такие как призы, наклейки или другие награды, которые будут мотивировать его к дисциплинированности и пунктуальности. Собранные наклейки, к примеру, можно обменять на вкусный торт.

Важно помнить и о собственном примере. Детям часто хочется подражать родителям, поэтому не стесняйтесь показывать им свои ежедневники, демонстрируя, что и взрослые следят за временем.

При поддержке и мотивации важно учитывать эмоциональное состояние ребенка. Дети, подобно взрослым, могут переживать различные настроения. Иногда они отказываются от любой деятельности и испытывают эмоциональное истощение. В такие моменты необходимо уменьшить нагрузку, поскольку, несмотря на то, что мотивацию можно поддерживать постоянно, детям требуется несколько часов в день, чтобы просто отдохнуть от дел. Взрослые нередко забывают об этом, поскольку современный ритм жизни стремительный, и возникает желание успеть сделать все, да еще и под влиянием множества соблазнов.

Обсуждать вопросы планирования времени с детьми можно в любом возрасте, но для самых маленьких лучше использовать более понятные термины, например, «порядок». Важно, чтобы взрослый помог ребенку организовать свое время таким образом, чтобы хватало на все значимые занятия: игры, отдых, обучение, помощь родителям и общение с друзьями. При этом не стоит переусердствовать. Чтобы процесс обучения был приятным, применяйте различные методы, соответствующие возрасту ребенка. Не ограничивайтесь стандартными решениями, ведь дети любят перенимать взрослую мудрость, поэтому превратите науку о планировании времени в увлекательную игру и возможность провести время вместе.