Детские сады в СССР: жуткая красота по рассказам очевидцев.
В начале XX века дошкольное образование было привилегией состоятельных слоёв или услугой для женщин-работниц заводов и фабрик. Остальные дети воспитывались родителями и родственниками. Новая советская власть стремилась создать новое общество и вырастить нового человека, освобождая женщин от домашнего рабства. Первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в 1919 году постановил, что детям требуется надзор квалифицированных специалистов. Программа обучения должна учитывать возрастные особенности и здоровье, занимаясь не только умственным, но и физическим развитием детей.
Цветок должен расти в саду
AuthenticPeopleImages / Alamy
Листовки с девизом «Дети — цветы жизни» пропагандировали среди горожан и крестьян необходимость отдавать малышей в дошкольные учреждения. Потребность в детсадах была настолько велика, что государство не могло справиться самостоятельно. В 1929 году Центрсоюзы и Центральная секция рабочей кооперации СССР призвали граждан и предприятия к активному участию в строительстве детских садов. К тому времени в СССР насчитывалось почти пять тысяч детских садов, где воспитывалось почти двести пятьдесят тысяч детей.
В тридцатых годах государство устанавливает единые требования и подходы к воспитанию. В 1932 году возникает проект «Программы работы дошкольных учреждений», а спустя два года – Единый внутренний распорядок детского сада. Кадровую подготовку повышают всеми доступными методами: организуют… курсы для воспитателейОткрывают новые специальности в техникумах, издают специализированные журналы «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», «Справочник по дошкольному воспитанию» и другие. В 1938 году разработаны «Устав» и «Руководство для воспитателя детского сада». Программа уделяет внимание развитию речи, общей грамотности и творческого потенциала. Во время занятий детям читают… Сказки для детского садаРебята разглядывают изображения, создают рисунки и осваивают письмо.
В 1940 году по стране насчитывалось уже 24,5 тысячи детских садов, которые посещали более миллиона детей. Система дошкольного образования адаптировалась к тяжелым условиям. Помимо яслей, детских очагов и садов появились интернаты и дома для детей, где жили эвакуированные малыши. В обновленных методичках главным становится воспитание нравственных качеств и развитие самостоятельности: появляются уроки труда, старших учат заботиться о младших.
С 1962 года ясли и детсадЮные советские граждане постигали первые слова, буквы и цифры, представление об окружающем мире, будучи включёнными в систему непрерывного образования. В стенах второго дома проходило обучение. При этом основная программа корректировалась для учета национальных и региональных культурных традиций в каждом регионе.
В 80-х ситуация кардинально изменилась: педагоги разрабатывали собственные обучающие программы. В 1986 году курс был поставлен на педагогику сотрудничества, основанную на доверительных отношениях детей и взрослых. Целью стало раскрытие индивидуальных способностей ребенка, а не получение им нормативных знаний.
Организация дошкольного учреждения требовала больших усилий: все сотрудники должны были иметь соответствующее образование, — говорит заведующая детским садом Татьяна Орлова. В садах были обычные группы и санаторные. Оплата в месяц составляла 12 рублей 50 копеек. Поборов «на шторы» не было, всё было государственное. Детей могли принимать с двух месяцев. Государство шло навстречу молодым работающим родителям. Но такие случаи случались редко. Чаще всего детей приводили от полугода до года. Для каждой группы был расписан свой распорядок дня. Помимо игр в помещениях были прогулки на улице.
По доходам и расходы
Большую часть расходов на детские сады оплачивало государство. Размер платы определялся общим доходом семьи. доход на каждого члена семьиСтоимость не превышала 60 рублей, максимальная — свыше 120 рублей за человека. Размер оплаты зависел также от продолжительности пребывания детей: 10, 14 или 24 часа. В городах плата составляла на рубль–два больше, чем в сельской местности.
В семидесятых годах десятичасовой детский сад стоил горожанину 4 рубля, за четырнадцатичасовое пребывание — 5 рублей, а круглосуточное — 6 рублей в месяц. Максимальные расценки на эти услуги составляли 10, 12,5 и 15 рублей соответственно. Ясли стоили от 3 рублей в городе и от 1,9 рубля в селе. Самым дорогим было круглосуточное выездное пребывание малышей в санаториях — от 8 до 20 рублей для горожан и от 6 до 18 рублей для сельчан. С ростом зарплат в 1985 году плата за обычный детский сад возросла до 12,5–14 рублей в месяц.
Матерям-одиночкам и многодетным мамам полагалась скидка 50%. Детей с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или интеллектуальными нарушениями содержали в детских садах за счёт государства.
Любое рукоприкладство в те времена — статья
Legion Media
Предприятия, поддерживающие детские сады, финансировали текущий ремонт. Попечитель оказывал помощь в ремонте крыши, благоустройстве территории, а также закупке игрушек. Крупные заводы строили для малышей лагеря на Черноморском побережье, колхозы и совхозы снабжали детвору свежими продуктами.
— За всё время работы в детском саду не встречала жалоб на оплату, — рассказывает Людмила Николаева, воспитатель с 1972 года. — Если ребёнок болел и отсутствовал более трёх дней в месяц, оплата пересчитывалась. Но многие этим не пользовались: речь шла о паре рублей. Наш сад помогал завод. К новому учебному году приезжала бригада — ремонтировала, красила, белила. А к какому-то празднику, помню, подарили. новое пианиноНаши дети каждый год проводили лето в детском лагере у моря.
В те времена любая драка считалась преступлением. Камер не было, но человека могли заточить за несколько минут. Свидетелей всегда находилось. Каждый случай становился известен всему городу и разбирался в гороно. Боялись. Родители боялись воспитателей и учителей, поскольку они пользовались авторитетом. Поэтому порки — это дома. Максимум — угол в саду, но даже это рискованно.
Что запомнилось мамам и детям
Keystone Press / Alamy
Я была очень рада посещать детский сад «Садик». Мной сыном там занимались с года и до семи лет. Воспитатели доброжелательные, всячески поддерживали, организовывали разные занятия. Меню разнообразное, вкусное, порции большие.
Юлия, 1984–1990 гг.
Детский сад для моего ребёнка был вторым домом. Часто я с мужем работала допоздна, поэтому иногда некому было забрать ребёнка до семи вечера. Воспитатели шли навстречу и оставались подольше на полчаса, чтобы ждать. Большое спасибо всему коллективу за прекрасное детство.
Светлана, 1979–1986 гг.
Я отдала дочь в сад, когда ей исполнилось 8 месяцев. Несмотря на юный возраст, я доверяла воспитателям. С ясельной группы ребёнок хорошо питался, еда была качественная. Было невозможно забрать ребёнка в грязной одежде или с распущенными волосами. Детям не всегда было радостно. Еде, распорядку и воспитателям относились по-разному. Тем не менее, у большинства остались светлые воспоминания о детском саду.
Мария, 1974–1982 гг.
У меня хорошие воспоминания о детском садике. С некоторыми воспитателями до сих пор с удовольствием общаемся, хотя мне уже за шестьдесят, а им за восемьдесят. Помню, проболела новогодний праздник, так Зоя Федоровна мне домой… подарок принеслаОна сказала, что Дед Мороз просил передать. Еда была нормальной. Не помню, чтобы что-то было совершенно несъедобным. Или просто не заставляли, поэтому и не помню.
Татьяна, 1959–1963 гг.
Не любил детский сад. Вставать по утрам, ехать по холоду. Еда, что дают, выплевывал. Воспитатели пытались стыдить, мол, родители деньги платят. Был безразличен к этому. Не нравились прогулки, дети — все ненавидел. Школу тоже не любил.
Дмитрий, 1987–1991 гг.
Хорошо помню свой детский сад. Занятий было много: рисовали, лепили, танцевали, кормили рыбок, играли. Ещё ходили в младшую группу помогать детям одеваться и учились завязывать шнурки под присмотром воспитателей. Еда в садике была вкусной. В макароны клали много сыра. Были хорошие котлеты и тефтели. Запах их до сих пор помню. Рыбий жир никто не любил, его хлебом заедали.
Екатерина, 1982–1986 гг.