Детская тревожность: проявления и способы преодоления

В анимационном фильме «Головоломка-2» Зрителям представили повзрослевшую главную героиню Райли. Ей исполнилось 13 лет, и у неё наступила половая зрелость. Впервые зрители увидели… новыми эмоциями: ТревожностьГнев, стыд и зависть. Первый мгновенно овладел всем и начал творить зло.
Мультфильм «Головоломка 2» затрагивает тему подростковой тревожности, но это всего лишь художественное изображение. На самом деле тревога зарождается гораздо раньше.
Чтобы узнать у психологов, в каком возрасте у малышей появляется тревога и от чего это зависит, приняли решение провести исследование.
Тревога может возникнуть даже спустя год.
В «Головоломке 2» беспокойство демонстрирует девочка в переходном возрасте, однако в реальности его проявления возможны у дошкольников. По законам психического развития тревожность может появиться уже после первого года жизни при неблагоприятных условиях раннего детства. Это обусловлено недостатком эмоционального взаимодействия со взрослым, которое является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Ведущей деятельностью для Эриксона на каждом этапе развития – та, которая определяет становление ребёнка в данный период жизни.
С рождения до года важно эмоционально общаться с ребенком: улыбаться, разговаривать, читать книги, петь песни, демонстрировать заботу, радость, удивление. Не стоит полагать, что малыш ничего не понимает и общение не нужно, кроме выполнения обязанностей по кормлению и уходу.
Ребенок воспринимает такое общение как защиту, что даёт ему чувство безопасности и создает предпосылки для доверия миру. Доверие миру — это базовая потребность по Эриксону, формируемая к году. При неисполнении этой потребности ребенок приобретает тревожность и неумение чувствовать себя в безопасности. тревожному типу привязанности Влияние такого поведения сказывается на ребенке: он сильно привязывается к одному взрослому и боится расставаться с ним. Например, если мама уходит от ребенка даже ненадолго, ему кажется, что его бросили и оставили.
Уровень тревожности зависит от условий воспитания. В семьях с проблемами, где недостаточно внимания, присутствует насилие или зависимость родителей, у детей уровень тревожности выше. Также тип нервной системы играет роль: некоторые типы более чувствительны к внешним факторам и склонны испытывать тревогу, другие же стабильнее.
Дошкольники считывают тревожность родителей
Ребенок, развиваясь, повторяет поведение окружающих. Социальная среда формирует его благополучие и уровень тревожности, но иногда наблюдается обратная ситуация. Ребенок воспринимает поступки родителей и близких людей. Если мать или отец сомневаются в себе, ребенок это ощущает. Родители играют ключевую роль в жизни ребенка. Уверенное поведение, твердость решений и взятие на себя ответственности создают у ребенка ощущение защищенности.
Мать передает тепло и любовь своему ребенку, когда берет его за руку.
Ребенок чувствует уверенность в том, что будет хорошо. Мать невербально говорит: «Я научу тебя всему, проведу по миру». Ребенок воспринимает эти чувства как естественные.
Постоянные тревоги и беспокойство мамы, её неумение управлять эмоциями и брать ответственность за ребенка влияют на него. Ребенок чувствует это беспокойство и воспринимает его как свое собственное. Из-за этого он может бояться расставаться с мамой, и это принимает патологические формы.
В норме дети привязаны к матери, но всё должно быть в меру. Если пятилетний ребёнок боится даже на минуту отлучиться от мамы, держась за её руку, это может свидетельствовать о том, что он воспринимает окружающий мир как враждебный по отношению к себе. Родители могли не говорить об этом ребенку напрямую, но давать такие сигналы невербально.
Фактор неуверенности в своих способностях играет важную роль. Ребенок, сомневающийся в себе, может быть неуклюжим и медлительным. Неуверенность в способности завязать шнурки или рассказать стихотворение на утреннике подталкивает психику к мыслям о неудачах, усиливая тревогу. Важно не только оказывать психологическую поддержку ребенку, помогая ему справляться с тревогой, но и тренировать его физические способности, развивая навыки.
Какие симптомы должны насторожить
Тревожность как эмоция и даже тип нервной системы — это естественно. Главное, чтобы тревога не препятствовала социализации ребёнка. Если ребёнок спокойно выступает на утренниках, отвечает у доски, заводит друзей и посещает врача без страха, уровень его тревожности в норме.
Родителям стоит обратить внимание на следующие проявления тревоги у ребенка: нарушения сна и аппетита. селективный мутизм Избегание общения с незнакомцами и отказ от новых впечатлений (пищи, занятий, путешествий).
Как мы можем «вырастить» в ребенке тревожность
Родительский вклад в развитие тревожности у детей неоспорим. В чём же заключаются типичные родительские ошибки, порождающие у детей чувство беспокойства?
-
Родители относятся к детям с неуважением. В их разговорах можно заметить пренебрежение и обесценивание: «Сам справится, ну, ведь не малыш».
-
Часто малышей обманывают, не сдерживая слово. В результате ребенок приходит к мысли, что нельзя верить людям, а обещания бесполезны. Если вы не планируете выполнить обещание, лучше его не давать.
-
Показывают признаки тревожности, паникуют, не справляясь с ситуацией. Так ребенок не видит в родителе сильного человека, способного его защитить. Бояться и проявлять слабость даже для взрослого — нормально. Но нужно правильно объяснить это ребенку. Можете сказать, что вам страшно или тяжело, но вы обязательно найдете решение.
-
Не информируют о происходящем. Когда ребёнок осознает, что вокруг что-то происходит, но ему ничего не объясняют. Любая тревога — следствие отсутствия информации. Даже взрослый беспокоится, когда не имеет полной картины. Объясните ребёнку доступными словами, что происходит, и ему станет легче.
Что нужно делать при обнаружении тревожности у ребенка?
Внимательность, доброжелательность, помощь и поддержка, умение различать добро и зло – всё это создает у ребенка восприимчивость к окружающему миру.
-
Общайтесь с ребёнком и покажите, что вам важно то, что оно говорит.
-
Не ставьте на плечи ребёнка бремя своих желаний и стремлений, иначе это породит беспокойство и нервное расстройство.
-
Ребенок, обучаясь жизни, столкнувшись с обманом со стороны самых близких, начинает не доверять окружающим. Это провоцирует рост тревожности.
-
Уменьшите воздействие тревоге-усугубляющих факторов, занимайтесь саморазвитием в случае ваших собственных тревог, воспитывайте ребёнка и избегайте травматичных ситуаций.
-
Дайте ребёнку возможность познакомиться с чем-то новым: спорт, музыка, лепка из глины способны снять напряженность и помочь справиться с тревогой.
Обращение к компетентному детскому психологу — наилучший выход.
