Топ-10 российских фильмов за последнее десятилетие
«Нелюбовь» (2017)

Режиссер Андрей Звягинцев
Обойти «Нелюбовь» вниманием в рейтинге лучших фильмов десятилетия невозможно: приз жюри Каннского кинофестиваля, «Сезар» и номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA говорят сами за себя. Смотреть эту картину тяжело и страшно, причем чем дальше — тем страшнее: Звягинцев гениально нагнетает нуар. Тяжело и страшно — но, пожалуй, нужно: в жизни есть вещи убийственные и мертвящие, но исподволь незаметные и неощутимые, узнать о которых можно только взглянув на ситуацию со стороны, взглядом беспристрастного режиссера — безжалостным, но целительным, как хирургический скальпель. Муж и жена (Марьяна Спивак и Алексей Розин) хотят развестись, потому что уже не любят друг друга, и эта их нелюбовь тяжело бьет по их единственному ребенку. Вряд ли пример чужой трагедии поможет кому-то сохранить свой собственный брак, но, возможно, позволит сохранить человечность.
«Аритмия» (2017)
Режиссер Борис Хлебников
«Аритмия» — очень жизненное кино. В сюжете почти нет клюквы, уже привычной по фильмам о медиках. Недоверие вызывает, пожалуй, одно: врач скорой помощи может много и постоянно пить (и зачастую врачи именно этой специальности много пьют); врач скорой помощи может быть талантливым диагностом с твердой хирургической рукой и крепкими нервами. Но в одном человеке это совместить невозможно. Поэтому главный герой фильма Олег (Александр Яценко) — не человек, а некий былинно-сказочный персонаж: он и пьет, как не в себя, и спасает других, себя не жалея. От этого у него, как водится, плохие отношения с начальством (что как раз вполне себе быль, а не сказка) и с женой — коллегой, красивой и умной женщиной (Ирина Горбачева), которая на самом деле мужа любит настолько, что и пить с ним готова, но все же не литрами. Бонусы фильма — трек Валентина Стрыкало «Наше лето» («Яхта, парус…»), ставший благодаря «Аритмии» одним из хитов 2010-х, и великодушно открытый финал: все еще может быть хорошо.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)
Режиссер Александр Хант
Полуабсурдистское, полунуарное роуд-муви в лучших традициях классического психологического фестивального артхауса — но с отчетливым русским духом, фильм-бенефис Алексея Серебрякова, который играет полупарализованного бывшего бандита Леху. Когда-то Леха бросил своего сына Витьку (Евгений Ткачук), и тот вырос в детдоме, усвоив там не вполне гуманистические жизненные ценности. Но наступил день, когда Витьке напоминают про сыновний долг: отца, допившегося почти до смерти, надо отвезти в скорбный дом — чтобы его квартира досталась по наследству сыну и его (тоже не слишком счастливой) семье — жене и ребенку. Сказано-сделано: Витька грузит обезножевшего Леху в свою малолитражку и жмет на газ. Но, как и положено «чернушному» роуд-муви, дело оказывается совсем не таким простым, как кажется на первый взгляд.
«Холоп» (2019)
Режиссер Клим Шипенко
Российская комедия — почти синоним китча, но иногда китч получается действительно смешным — если градус абсурдности в сюжете зашкаливает. «Холоп» — пример именно такого постмодернистского абсурда: создатели высмеяли не только зажравшихся мажоров в лице главного героя Гриши (Милош Бикович), но и весь жанр фильмов про «попаданцев», столь популярный в начале 2010-х. Итак, мажор Гриша настолько достал всех своих родных, знакомых и правоохранителей, которым надоело закрывать глаза на его «подвиги» даже за взятки, что отчаявшемуся отцу-олигарху остается исправлять ошибки своего воспитания только с помощью сложносочиненной инсценировки. За большие деньги папа устраивает сыну своеобразный «рехаб» — тот попадает в «прошлое», где оказывается в роли крепостного конюха. Дальше снежный ком гэгов и сценарных несуразностей только растет — к неожиданному восторгу зрителей.
«Серебряные коньки» (2020)
Режиссер Михаил Локшин
В рождественской сказке Михаила Локшина, весьма условно базирующейся на одноименной назидательной детской книжке Мэри Мэйпс Додж, уже чувствуется масштаб его будущих «Мастера и Маргариты»: безудержный полет фантазии сценариста (Роман Кантор) и художников компьютерной графики, красивые главные герои (Федор Федотов и Софья Присс) и еще более красивый зимний Петербург (город играет самого себя, немного приукрашенного в графических программах). Как в любой рождественской сказке, сюжет вроде бы прянично-наивно-романтичен, но особый, несколько горьковато-макабрический почерк Локшина делает фильм не таким уж и детским, а порой откровенно пугающим. Да-да, потом все это проявится еще ярче — в «МиМ». Но мастерство режиссера таково, что картина получило несколько «Золотых орлов», вышла на Netflix — и ее вполне можно показывать детям 6+.
«Воздух» (2023)
Режиссер Алексей Герман-мл.
Герману удалось снять одновременно патриотичное и реалистичное кино о войне и о женщинах на войне: это непростая задача, особенно когда между временем, показанном в фильме, и его съемками прошло не 30 лет (как в случае с «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого), а все 80. Центральную мужскую роль в «Воздухе» — прославленного летчика, героя войны в Испании — играет Сергей Безруков (хотя его иногда иронически называют «главным героем всего», актер он действительно первоклассный), а женские роли — его подчиненных, юных летчиц — молодые, но уже известные российские актрисы Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Елена Лядова и Кристина Лапшина. В отличие от многих современных картин о Великой Отечественной, «Воздух», снятый в холодной, почти монохромной гамме и почти документальной стилистике, не похож на сказку с цветными картинками и неизбежным хэппи-эндом — тем и ценен.
«Свет» (2023)
Режиссер Антон Коломеец
Неспешное, грустное и светлое (не врет название!) кино о связи прошлого и будущего. Очень актерское кино, целиком построенное на таланте Елены Яковлевой, характерной актрисы, в игре которой отчетливо чувствуется «старая школа». В данном случае это важно: режиссер ведет рассказ по системе флэшбеков, когда героиню (и с нею зрителя) постоянно словно отбрасывает в прошлое, в начало 1980-х, в ее раннюю юность, когда жизнь была совсем другой, а ценности — все теми же: модные туфельки, выпускные экзамены, девичья дружба, первая любовь, невинные и не очень секреты и, конечно, необратимые драмы, без которых не обходится жизнь — ни сейчас, ни прежде, ни в будущем.
«Сто лет тому вперед» (2024)
Режиссер Александр Андрющенко
Хотя одно замечательное русское стихотворение настоятельно советует «никогда не возвращаться в прежние места», тренд на «реэкранизацию» советской киноклассики живет и процветает. Не миновала эта участь и любимый телефильм школьников 1980-х – «Гостью из будущего» по повести Кира Булычёва 1978 года. Но, хотя фильм Александра Андрющенко называется так же, как и книга, и главные герои вроде бы те же – Алиса Селезнёва и Коля Герасимов, но в сюжете от оригинального текста не осталось почти ничего. Алиса (Дарья Верещагина) и Коля (Марк Эйдельштейн, молодая звезда оскароносной «Аноры») из невинных младших подростков превратились в совершеннолетних старшеклассников, а космические пираты – из комических персонажей в довольно опасных ребят. Весельчак У (зрительский кумир Александр Петров) по ходу фильма «морально перерождается» и даже вызывает сочувствие, а сыгранный еще одной звездой «Аноры» Юрой Борисовым Глот (так создатели фильма переименовали булычевского Крыса) выглядит по-голливудски инфернально. Но песня «Прекрасное далеко» по-прежнему способна заставить прослезиться даже самого толстокожего зрителя средних лет.
«Мастер и Маргарита» (2024)
Режиссер Михаил Локшин
«Мастер и Маргарита» — роман для российского читателя особенный. Его читают вот уже больше полувека (причем совершенно добровольно) подростки и старшие тинейджеры, а многие из них потом, уже во взрослом возрасте, еще и не раз перечитывают. Поскольку один из главных героев романа — Сатана, а другой — (с большой вероятностью) Сын Божий, книга, при всей своей явной и довольно язвительной сатиричности, многими воспринималась едва ли не оккультистской и метафизической, и вокруг ее постановок и экранизаций клубилось облако слухов и домыслов. Не обошлось без слухов и во время съемок картины Локшина — но и съемочный процесс, и прокат в кинотеатрах прошли в общем без нежелательных эксцессов. Зрелище вышло масштабное и у зрителей вызвало ажиотаж — не в последнюю очередь благодаря исполнителям ролей главных героев: Воланда («отрицательно-обаятельный» немецкий актер Аугуст Диль), Мастера и Маргариты (кумир россиянок от 20 до 80 Евгений Цыганов и его жена Юлия Снигирь, о романтической любви которых несколько лет назад гудели все медиа и интернет).
«Туда» (2025)
Режиссер Иван Петухов
Закончим обзор на мажорной ноте свежей романтической комедии с Ириной Старшенбаум и Петром Федоровым в главных ролях. Вадим и Вера оказываются в одном городском такси: Он — за рулем и всегда ведет машину (и свою жизнь) по навигатору, а у Нее — ветер в голове, семь пятниц на неделе и маршрут состоит из одного слова: «Туда!». Беспечные указания пассажирки увлекают и водителя, и ее саму в долгое путешествие: 1400 километров, пять красивых отечественных городов (да, это немножко про рекламу внутреннего туризма), море эмоций и… но не будем спойлерить, посмотрите сами!