Что такое рефлексия в психологии: определение, типы, жизненные примеры
Способность человека к мышлению, обеспечивающая выживание в борьбе за существование, совершение научных открытий, осознание себя и мира особым образом всегда привлекала психологов. Рефлексия в психологии – это понятие, описывающее сложные мыслительные процессы, попытку постичь глубины человеческой души.
Что такое рефлексия
Слово «рефлексия» с латыни переводится как «внутренняя часть морского залива», которая отражает волны. Человек проявляет свою индивидуальность, живя в сознательном режиме и используя рефлексию.

Интересно, что ударение в слове «рефлексия» поставлено намеренно на предпоследнюю гласную «и», чтобы отличить его от понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый И. П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, основанное на физиологических особенностях нервной системы. Перенос ударения подчеркивает, что определение «рефлексии» относится к психологическим, а не физиологическим процессам.
Определение термина в психологии
Рефлексия является основой практической психологии. Это важный навык, который отделяет человека от животных: человек не только способен воспринимать информацию, но и анализировать ее.
Человечество знает этот феномен с давних пор, хотя сама его трактовка появилась сравнительно недавно.
Разные мыслители искали нужные слова для описания этого явления, называя его по-своему.
- Аристотель – «мышление над мышлением»;
- Фома Аквинский — «внутреннее понимание Слова».
- Декарт – «свойство рациональности сознания».
Понятие рефлексии впервые появляется у Джона Локка. В его образе «маленький человечек», сидящий в сознании большого человека и наблюдающий за ним, проявились важные моменты, характерные для рефлексии как психологического инструмента.
Происходит несколько поэтапных процессов:
- фиксация ситуации;
- сравнение;
- Различие, выражаемое символами.
Внутреннее наблюдение за собой может демонстрировать двойственность – человек разделяет наблюдаемое и собственную интерпретацию.
Для этого требуется различение факта и его субъективного восприятия. Чтобы что-то стало предметом размышления, нужно его объективировать, вынести за пределы личного опыта. Механизм рефлексии запускается, когда внутреннее ощущение становится управляемым предметом размышлений.
Виды и формы
В зависимости от ситуации взаимодействия личности с окружающим миром различают виды рефлексии.
- физической;
- интеллектуальной;
- сенсорной;
- духовной.
Существует два вида рефлексии: внутренняя и внешняя. Внешняя реализуется лишь на трёх уровнях: физическом, интеллектуальном и сенсорном. Духовная же рефлексия доступна только в форме внутренней.
В раннем детстве легче развивается межсубъектная рефлексия.
При совместном анализе проблем у детей процесс общих размышлений протекает проще. Внутрисубъектная рефлексия – способность осознанно управлять своим поведением и поступками, формируется в старшем подростковом возрасте.
В психологии выделяют 3 направленности феномена:
- Взгляд на прошлое через призму опыта.
- Эта модель ориентирована на контекст, применяя прошлый и нынешний опыт для решения текущей задачи.
- проспективная рефлексия или осознанное планирование.
Ребенок стремится познавать окружающий мир. В старшем подростковом возрасте интерес к собственному «я» усиливается. Многое определяет культура общества, в котором живет человек. При отсутствии условий для развития личностной рефлексии самосознание несовершенно.
Проявление в детском возрасте
Чтобы обучение чему-то новому было для ребенка важным опытом, а не лишь кратковременным интересом, нужно его научить рефлексии.
Для усвоения информации необходима четкая формулировка сути проблемы и цели остановки. Например, ученику второго класса чтение и письмо ещё не автоматизированы. Им требуется полное погружение для освоения материала, поэтому фиксирование ключевых моментов с их записыванием будет малоэффективным. Рекомендуется использовать наглядные иллюстрации и вопросы по тексту.
Для того чтобы ребенок мог планировать, оценивать результаты своего интеллектуального труда и выбирать самую эффективную стратегию самообучения, его нужно научить мыслить, демонстрируя на практике примеры рефлексии. Вопросы, обращенные на то, как происходит то или другое действие, способствуют развитию этого феномена.
В зависимости от адресата шаг за шагом развивают возможность рефлексивной практики, учитывая возраст ребенка и навык, находящийся на уровне автоматизма.
Поведение личности в обществе
Непреодолимый преграда на пути к цели побуждает человека задуматься о своей стратегии.
Человек пытается открыть дверь, но не удаётся из-за того, что она открывается в противоположную сторону. Понимание ситуации и приостановка действий — первый шаг в процессе рефлексии.
В момент остановки проводится комплексный разбор ситуации с формулированием разных предположений: «Дверь не открывается, так как заперта или следует толкать ее в противоположную сторону». После этого проверяется каждое из выдвинутых на практике.
Интроверты больше склонны к самоанализу и рефлексии, но развивать это полезное умение может каждый человек. Осознавание разных сторон собственной личности и явлений окружающего мира делает человека успешным, независимым и направленным на цели.
Примеры из жизни
Для понимания пользы рефлексии необходимо изучить сферы жизни, которым она подвержена. перечисленные понятия относятся к личностным качествам человека и его внутреннему миру, но прямо сказываются на способности взаимодействовать в обществе.
Мысли составляют основу внутренней реальности и могут заслонять сознание. Вместе с тем – это ценный рабочий инструмент, что может оказаться недоступным в нужное время. Способность управлять собственными мыслями имеет большое значение для сохранения продуктивности.
Ощущения организма дают представление о состоянии здоровья и душевного равновесия.
Прочитав их адекватно, человек может заниматься предупреждением болезней. Следуя своим ощущениям, ему легче определить наилучший способ жизни – активный или щадящий.
Эмоции – сигналы о том, что происходит внутри и вокруг человека. Незнание себя ведёт к эмоциональному выгоранию, конфликтам, недугам. Овладение своими эмоциями важно для достижения успеха.
Проблемы — это затруднения или негативные ситуации, которые трудно разрешить из-за недостатка опыта или энергии.
Постоянно анализируя трудности, можно оперативно найти подходящее решение, что сбережет силы и позволит добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.
Когнитивные искажения искажают мышление, автоматизируя повседневные действия, но затрудняя решение нестандартных задач. Важно уметь контролировать и своевременно корректировать своё поведение.
В ситуации недостатка ресурсов для запуска нового проекта или преодоления препятствия возникает затруднение. Способность осознанно анализировать и применять собственные ресурсы существенно влияет на успех.
Психологические защиты — особенности психики, которые способствуют снижению эмоционального напряжения и влияния внешних факторов. Эти механизмы уменьшают напряженность, однако могут искажать восприятие действительности. Непонимание своих защитных особенностей может вызывать конфликты с окружающим миром.
Понимая свои потребности, можно определить цель. Движение к цели или путь в её направлении приносит человеку счастье и процветание. Отсутствие понимания потребностей с учётом ресурсов вызывает депрессию.
Правильная социальная рефлексия способствует максимальной самореализации.
Рефлексия, как стиль жизни
Когда применение рефлексии даёт наибольший эффект, нужно обозначить отдельные ситуации.
Для размышления есть 4 ключевых момента.
- Для достижения успеха важно понимать свои мысли и чувства.
- Препятствия, истощающие силы или вызывающие депрессию, нуждаются в анализе проблем и когнитивных отклонений.
- Для разрешения личных и рабочих конфликтов важно обращать внимание на психологические защитные механизмы, потребности и эмоции каждой стороны.
- Истощение, усталость, депрессия и невроз связаны с умением человека контролировать свое физическое состояние, нужды и возможности.
Постоянная рефлексия изматывает. Человек незаметно для себя перейдет в обычный режим мышления при долгосрочном использовании этого полезного навыка.
Самоанализ приносит следующие выгоды в жизни.
- эффективное достижение цели;
- Преодоление искажённого восприятия и поведения.
- здоровое тело и дух.
Важно применить умение анализа к конкретным сторонам жизни. Необходимо выбрать направления размышлений, которые сейчас наиболее актуальны и соответствуют текущей ситуации. Полезно постепенно развивать все виды рефлексии для повышения качества жизни с самого детства.