Дом

Что такое рефлексия в психологии: определение, типы, жизненные примеры

Способность человека к мышлению, обеспечивающая выживание в борьбе за существование, совершение научных открытий, осознание себя и мира особым образом всегда привлекала психологов. Рефлексия в психологии – это понятие, описывающее сложные мыслительные процессы, попытку постичь глубины человеческой души.

Что такое рефлексия

Слово «рефлексия» с латыни переводится как «внутренняя часть морского залива», которая отражает волны. Человек проявляет свою индивидуальность, живя в сознательном режиме и используя рефлексию.

Фото: img.freepik.com

Интересно, что ударение в слове «рефлексия» поставлено намеренно на предпоследнюю гласную «и», чтобы отличить его от понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый И. П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, основанное на физиологических особенностях нервной системы. Перенос ударения подчеркивает, что определение «рефлексии» относится к психологическим, а не физиологическим процессам.

Определение термина в психологии

Рефлексия является основой практической психологии. Это важный навык, который отделяет человека от животных: человек не только способен воспринимать информацию, но и анализировать ее.

Человечество знает этот феномен с давних пор, хотя сама его трактовка появилась сравнительно недавно.

Разные мыслители искали нужные слова для описания этого явления, называя его по-своему.

  • Аристотель – «мышление над мышлением»;
  • Фома Аквинский — «внутреннее понимание Слова».
  • Декарт – «свойство рациональности сознания».

Понятие рефлексии впервые появляется у Джона Локка. В его образе «маленький человечек», сидящий в сознании большого человека и наблюдающий за ним, проявились важные моменты, характерные для рефлексии как психологического инструмента.

Происходит несколько поэтапных процессов:

  • фиксация ситуации;
  • сравнение;
  • Различие, выражаемое символами.

Внутреннее наблюдение за собой может демонстрировать двойственность – человек разделяет наблюдаемое и собственную интерпретацию.
Для этого требуется различение факта и его субъективного восприятия. Чтобы что-то стало предметом размышления, нужно его объективировать, вынести за пределы личного опыта. Механизм рефлексии запускается, когда внутреннее ощущение становится управляемым предметом размышлений.

Виды и формы

В зависимости от ситуации взаимодействия личности с окружающим миром различают виды рефлексии.

  • физической;
  • интеллектуальной;
  • сенсорной;
  • духовной.

Существует два вида рефлексии: внутренняя и внешняя. Внешняя реализуется лишь на трёх уровнях: физическом, интеллектуальном и сенсорном. Духовная же рефлексия доступна только в форме внутренней.

В раннем детстве легче развивается межсубъектная рефлексия.
При совместном анализе проблем у детей процесс общих размышлений протекает проще. Внутрисубъектная рефлексия – способность осознанно управлять своим поведением и поступками, формируется в старшем подростковом возрасте.

В психологии выделяют 3 направленности феномена:

  • Взгляд на прошлое через призму опыта.
  • Эта модель ориентирована на контекст, применяя прошлый и нынешний опыт для решения текущей задачи.
  • проспективная рефлексия или осознанное планирование.

Ребенок стремится познавать окружающий мир. В старшем подростковом возрасте интерес к собственному «я» усиливается. Многое определяет культура общества, в котором живет человек. При отсутствии условий для развития личностной рефлексии самосознание несовершенно.

Проявление в детском возрасте

Чтобы обучение чему-то новому было для ребенка важным опытом, а не лишь кратковременным интересом, нужно его научить рефлексии.

Для усвоения информации необходима четкая формулировка сути проблемы и цели остановки. Например, ученику второго класса чтение и письмо ещё не автоматизированы. Им требуется полное погружение для освоения материала, поэтому фиксирование ключевых моментов с их записыванием будет малоэффективным. Рекомендуется использовать наглядные иллюстрации и вопросы по тексту.

Для того чтобы ребенок мог планировать, оценивать результаты своего интеллектуального труда и выбирать самую эффективную стратегию самообучения, его нужно научить мыслить, демонстрируя на практике примеры рефлексии. Вопросы, обращенные на то, как происходит то или другое действие, способствуют развитию этого феномена.

В зависимости от адресата шаг за шагом развивают возможность рефлексивной практики, учитывая возраст ребенка и навык, находящийся на уровне автоматизма.

Поведение личности в обществе

Непреодолимый преграда на пути к цели побуждает человека задуматься о своей стратегии.

Человек пытается открыть дверь, но не удаётся из-за того, что она открывается в противоположную сторону. Понимание ситуации и приостановка действий — первый шаг в процессе рефлексии.

В момент остановки проводится комплексный разбор ситуации с формулированием разных предположений: «Дверь не открывается, так как заперта или следует толкать ее в противоположную сторону». После этого проверяется каждое из выдвинутых на практике.

Интроверты больше склонны к самоанализу и рефлексии, но развивать это полезное умение может каждый человек. Осознавание разных сторон собственной личности и явлений окружающего мира делает человека успешным, независимым и направленным на цели.

Примеры из жизни

Для понимания пользы рефлексии необходимо изучить сферы жизни, которым она подвержена. перечисленные понятия относятся к личностным качествам человека и его внутреннему миру, но прямо сказываются на способности взаимодействовать в обществе.

Мысли составляют основу внутренней реальности и могут заслонять сознание. Вместе с тем – это ценный рабочий инструмент, что может оказаться недоступным в нужное время. Способность управлять собственными мыслями имеет большое значение для сохранения продуктивности.

Ощущения организма дают представление о состоянии здоровья и душевного равновесия.
Прочитав их адекватно, человек может заниматься предупреждением болезней. Следуя своим ощущениям, ему легче определить наилучший способ жизни – активный или щадящий.

Эмоции – сигналы о том, что происходит внутри и вокруг человека. Незнание себя ведёт к эмоциональному выгоранию, конфликтам, недугам. Овладение своими эмоциями важно для достижения успеха.

Проблемы — это затруднения или негативные ситуации, которые трудно разрешить из-за недостатка опыта или энергии.
Постоянно анализируя трудности, можно оперативно найти подходящее решение, что сбережет силы и позволит добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.

Когнитивные искажения искажают мышление, автоматизируя повседневные действия, но затрудняя решение нестандартных задач. Важно уметь контролировать и своевременно корректировать своё поведение.

В ситуации недостатка ресурсов для запуска нового проекта или преодоления препятствия возникает затруднение. Способность осознанно анализировать и применять собственные ресурсы существенно влияет на успех.

Психологические защиты — особенности психики, которые способствуют снижению эмоционального напряжения и влияния внешних факторов. Эти механизмы уменьшают напряженность, однако могут искажать восприятие действительности. Непонимание своих защитных особенностей может вызывать конфликты с окружающим миром.

Понимая свои потребности, можно определить цель. Движение к цели или путь в её направлении приносит человеку счастье и процветание. Отсутствие понимания потребностей с учётом ресурсов вызывает депрессию.
Правильная социальная рефлексия способствует максимальной самореализации.

Рефлексия, как стиль жизни

Когда применение рефлексии даёт наибольший эффект, нужно обозначить отдельные ситуации.

Для размышления есть 4 ключевых момента.

  • Для достижения успеха важно понимать свои мысли и чувства.
  • Препятствия, истощающие силы или вызывающие депрессию, нуждаются в анализе проблем и когнитивных отклонений.
  • Для разрешения личных и рабочих конфликтов важно обращать внимание на психологические защитные механизмы, потребности и эмоции каждой стороны.
  • Истощение, усталость, депрессия и невроз связаны с умением человека контролировать свое физическое состояние, нужды и возможности.

Постоянная рефлексия изматывает. Человек незаметно для себя перейдет в обычный режим мышления при долгосрочном использовании этого полезного навыка.

Самоанализ приносит следующие выгоды в жизни.

  • эффективное достижение цели;
  • Преодоление искажённого восприятия и поведения.
  • здоровое тело и дух.

Важно применить умение анализа к конкретным сторонам жизни. Необходимо выбрать направления размышлений, которые сейчас наиболее актуальны и соответствуют текущей ситуации. Полезно постепенно развивать все виды рефлексии для повышения качества жизни с самого детства.