Семья

Буллинг: виды, причины и последствия школьной травли

Фото: img.freepik.com

Более десяти лет Центр толерантности работает над решением проблем травли и конфликтов, возникающих как среди школьников, так и во взрослой среде. На сайте проекта «Каждый важен» доступны для бесплатного скачивания сценарии уроков, посвященных буллингу, а также памятки и рекомендации для родителей и педагогов.

Буллинг — что это такое?

Буллинг, или травля, представляет собой систематическое проявление агрессии, которое выражается в физическом, словесном или психологическом давлении. Его цель – запугать, унизить или иным образом навредить человеку, подвергающемуся воздействию. Травля может встречаться как среди детей, так и во взрослых группах. Наиболее заметные признаки буллинга – это нападения, оскорбления, исключение из общества (бойкот, игнорирование) и другие агрессивные действия.

Как выбирают жертву

Часто можно услышать, что буллинг всегда имеет причины и не возникает спонтанно. Считается, что за ним стоит некая образ «жертвы травли». Считается, что травле подвергаются люди из-за их национальной принадлежности, состояния здоровья, видимых физических особенностей, поведенческих характеристик (например, замкнутости или стеснительности), успеваемости или социального положения семьи. Педагоги часто классифицируют детей по этим критериям, формируя так называемые «группы риска», что может препятствовать выявлению факта, что любой ребенок может стать объектом травли.

Даже если ребенок отличается от своих сверстников, это не может служить оправданием для травли и не делает его уязвимой целью. Один и тот же человек, выделяющийся на фоне остальных своими особенностями, может столкнуться с издевательствами в одном коллективе, но избежать их в другом. В третьем же случае травли не будет вовсе, а сформируется поддерживающая и безопасная среда для каждого. Никто не должен испытывать негативного отношения. И если ребенок стал жертвой травли, это не обязательно указывает на какие-то особенности в его личности.

Буллинг — распространенная трудность для группы людей, где сложилась система убеждений, поддерживающая его существование. В подобном коллективе неприязнь и враждебность становятся общепринятыми нормами поведения, а те, кто наблюдает за происходящим, предпочитают не вмешиваться, пока кто-то подвергается негативному воздействию.

Основные признаки буллинга

Несмотря на то, что конфликт и буллинг различаются по сути происходящего, они также отличаются по тому, как взаимодействуют участники. При этом необходимо учитывать следующие моменты:

1. Повторяемость. В отличие от обычного конфликта, который может быть единичным и разрешимым посредством обсуждения, буллинг носит систематический характер. Постоянно повторяющаяся травля приобретает хроническую форму.

2. Наличие перевеса в чью-либо сторону. При возникновении конфликта стороны обладают равными возможностями. Они одинаково готовы к нападению или обороне и способны заручиться поддержкой сторонников и помощников для повышения вероятности победы, поскольку ощущают поддержку окружающих.

При буллинге одна из сторон имеет существенное превосходство в силе, статусе или степени влияния. Это может проявляться в физическом превосходстве, популярности среди сверстников или доступе к определенным возможностям. Также при травле у агрессоров может наблюдаться численное превосходство. Жертва в ситуации травли не является равноправным участником конфликта, а становится объектом агрессии со стороны более сильной группы или отдельного человека. В случае травли жертвы нечасто ищут помощи и поддержки, поскольку ощущают себя изолированными: они винят себя, стесняются рассказывать о случившемся и чувствуют свою беспомощность.

3. Причина конфликта. Любой конфликт возникает из-за определенного фактора — объекта спора, вокруг которого и развивается ситуация: это могут быть материальные ценности, интересы, взаимоотношения, стремление к определенному статусу в коллективе и прочее.

В ситуации травли отсутствует конкретный объект, являющийся причиной конфликта. Существуют лишь повод, которым может стать практически что угодно. Причиной может стать цвет волос, особенности телосложения, имя или фамилия. Неприятие может быть вызвано национальностью, интересами или увлечениями. С одинаковой вероятностью жертвой травли может оказаться и отличник, и ученик с неудовлетворительными оценками, и самая красивая девушка в школе, и ее вполне обычная одноклассница. Любой человек может стать жертвой травли.

Как понять, что ребенок сталкивается с буллингом

Поведение ребенка, пережившего травматический опыт:

  • проявляет признаки тревожности, стресса или депрессии;

  • часто меняется поведение, ребенок становится замкнутым, уходит в себя, теряет интерес к прежним увлечениям;

  • приходит из школы в грязной или испорченной одежде;

  • не хочет объяснять, откуда появились синяки, ссадины, куда делись его вещи («потерял»);

  • боится идти в школу, симулирует, или у него действительно возникают физические симптомы (головная боль, боли в животе) перед походом в учебное заведение;

  • избегает общения с одноклассниками или взрослыми, предпочитает оставаться наедине с собой;

  • вы слышите от ребенка разговоры о том, что ему кажется, будто он никому не нужен, он хуже всех.

На какие признаки можно обратить внимание, чтобы понять, что ребенок проявляет агрессивное поведение:

  • ведет себя более агрессивно, стал замкнутым или, наоборот, чрезмерно активным.

  • рассказывая о других детях, часто упоминает о том, как кто-то «должен быть на своем месте», кого-то «нужно научить» или говорит с презрением о других;

  • начинает дружить с агрессивными или конфликтными сверстниками;

  • становится более закрытым, не делится своими переживаниями, скрывает что-то важное;

  • повышенная эмоциональность, частые вспышки гнева, когда дело доходит до разговоров о школе или одноклассниках;

  • тон и содержание сообщений в социальных сетях и мессенджерах

  • появляются физические признаки того, что ребенок участвовал в драке — приходит домой с синяками или другими травмами не может объяснить, как они появились;

  • поступают жалобы на поведение ребенка по отношению к сверстникам или учителям.

Как понять, что ребенок — свидетель буллинга:

  • может начать вести себя более замкнуто, становится менее общительным или, наоборот, проявляет агрессию;

  • у ребенка наблюдаются частые смены настроения, тревога, страх перед посещением школы или определенных мест;

  • говорит о том, что переживает за кого-то из своих друзей или одноклассников;

  • появляются физические проявления стресса: головные боли, боли в животе, бессонница или другие симптомы, которые могут быть вызваны эмоциональным напряжением;

  • снижение успеваемости: если раньше ребенок учился хорошо, но начались проблемы с успеваемостью, это может быть знаком того, что его отвлекают другие мысли или переживания;

  • избегание разговоров о школе: ребенок может уклоняться от обсуждения школьных дел, активности с одноклассниками или упоминания определенных товарищей;

  • изменение круга общения: ребенок может знакомиться с новыми друзьями или, наоборот, отдалиться от старых;

  • часто прячет телефон или закрывает компьютер, не хочет делиться информацией о своих переписках.

Ребенок, ставший свидетелем травли, демонстрирует симптомы, аналогичные признакам жертвы. Это закономерно: свидетели буллинга также страдают, поскольку подвергаются эмоциональному давлению со стороны агрессора.

Не рекомендуется использовать фразу «это просто детские разборки» по ряду причин»?

Облегчение проблемы травли до уровня «детских разборок» не позволяет оценить ее всю серьезность и приводит к недооценке переживаний пострадавшего. Это также формирует атмосферу безразличия, когда те, кто наблюдает за происходящим, не видят необходимости вмешаться и помочь жертве. Запуск подобного механизма социального бездействия способствует усугублению ситуации и облегчает действия агрессоров, которым молчаливое согласие оказывают свидетели.

Последствия буллинга для всех сторон

Издевательства оказывают разрушительное воздействие на всех вовлеченных лиц, даже на тех, кто не считает себя участниками — на пассивных наблюдателей, присутствующих при травле. Рассмотрим последовательно влияние издевательств на тех, кто подвергается травле, на агрессоров и на свидетелей.

Для жертвы

  • Постоянный стресс;

  • Тревожность;

  • Депрессия;

  • Низкая самооценка;

  • Ощущение одиночества и отсутствие доверия, даже к самым близким людям;

  • Страх перед взаимодействием с окружающими приводит к проблемам в развитии социальных навыков;

  • Снижение академической успеваемости и недостаток учебной мотивации;

  • Пессимизм;

  • Отсутствие возможности представить себе благоприятное развитие событий в будущем;

  • Развитие хронических заболеваний;

  • В некоторых ситуациях травля может стать причиной самоубийств или стрельбе (на агрессию по отношению к другим детям и педагогам) в школе.

Для агрессора

Многие дети, проявляющие агрессивное поведение, растут в семьях, где сами становятся жертвами физического или психологического насилия, либо являются невольными свидетелями конфликтов (развод родителей, ссоры), или же их потребности в эмоциональной близости и внимании не удовлетворяются взрослыми. В результате этих факторов дети перенимают нездоровые модели поведения, учатся пренебрегать собственными и чужими эмоциями, испытывают недостаток сочувствия.

  • Впоследствии люди, причастные к травле, нередко сталкиваются с поведенческими проблемами, у них проявляются антисоциальные черты и возникают конфликты с правоохранительными органами.

  • Трудности с установлением и поддержанием здоровых личных границ.

  • Для разрешения любых противоречий отдается предпочтение силовому воздействию и давлению.

  • Не умеют создавать тесные, основанные на доверии отношения.

Для свидетелей

Наблюдать за издевательствами могут не только школьники, но и взрослые, включая педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и специалистов. Реакция взрослых на случаи травли оказывает непосредственное влияние на состояние детей.

Наблюдение за ситуациями травли, когда человек остается сторонним наблюдателем, может приводить к формированию так называемой «травмы свидетеля». Она характеризуется следующими проявлениями:

  • хроническом чувстве бессилия, чувстве вины за свое бездействие, в нормализации насилия, когда травля или агрессия воспринимаются, как что-то нормальное, естественное или даже «полезное» («травля — это школа жизни», «будь сильным», «это нормально, всех травили в школе» и другие токсичные убеждения о травле);

  • оправдании насилия. Оно формируется как копинг-стратегия в ответ на мучительные чувства вины и бессилия от наблюдаемых сцен травли. Формируется виктимблэйминг — обвинение жертвы в том, что она сама спровоцировала травлю и несет ответственность за произошедшее, привело к снятию ответственности с агрессора.

  • постоянном страхе стать жертвой. Свидетели буллинга часто замыкаются в себе, боятся отличаться, выделяться, подсознательно или осознанно принимают сторону агрессора. У детей снижается успеваемость, мотивация к учебе, желание приходить в класс, где они ежедневно испытывают на себе давление агрессора.

Свидетели также подвергаются травле, хотя взрослым это может быть незаметно. По этой причине большинство учеников, не вовлеченных непосредственно в ситуацию, редко обращаются за помощью к психологам или классным руководителям. Однако именно от свидетелей зависит наличие травли в классе, поскольку агрессоры всегда действуют при поддержке молчаливого одобрения большинства. К тому же, в классах, где сформировалась атмосфера, позволяющая травлю, кто-то из свидетелей может стать следующим агрессором или жертвой. Устранение из класса инициатора травли или жертвы не решает проблему! Вскоре ситуация повторяется.

Виды буллинга

  • Физический буллинг: к таким проявлениям травли относятся удары, подножки, толчки, а также намеренная порча личных вещей. Эти факты обнаруживаются достаточно легко и позволяют оперативно принимать меры.

  • Вербальный буллинг: оскорбления, угрозы, насмешки, унизительные прозвища, которые могут глубоко ранить и разрушать самооценку жертвы. Чаще всего они основаны на каких-либо отличительных признаков жертвы (национальность, особенности, имя и т. д.). По определению содержат в себе признаки дискриминации, оскорблений на национальной, религиозной, культурной и другой почве.

  • Социальный и психологический буллинг: бойкот, сплетни, исключение из коллектива. «Методы» социального буллинга чаще используют девочки. В их исполнении травля плохо выявляется, носит характер психологических манипуляций, исключает явные физические признаки. Кроме того такие агрессоры часто скрываются под маской ярких, активных, успешных на первый взгляд детей, поэтому взрослым сложно поверить в их причастность к травле, когда факты выходят наружу. Частое трагическое последствие социальной или психологической травли — доведение до самоубийства.

  • Кибербуллинг: с развитием технологий появилась новая форма травли — в интернете. Примеры: использование социальных сетей для распространения хейта, раскрытие личной информации и фотографий, создание оскорбительных мемов и их публикация, формирование сообществ, основанных на неприязни, в социальных сетях, исключение жертвы из групповых чатов, информационное отстранение жертвы, преследование жертвы в онлайн-среде. Эта травля представляется одной из наиболее опасных.

Кибербуллинг обладает рядом принципиальных отличий от традиционного преследования:

  1. Сокрытие личности. Невозможно установить, кто стоит за аккаунтом злоумышленника. Отсутствие информации об отправителе угрозы вызывает ощущение крайней незащищенности.

  2. Кибербуллинг характеризуется отсутствием границ и не имеет временных и географических ограничений, что делает невозможным уход от него.

  3. Благодаря широкому распространению, в интернете злые шутки или оскорбления могут молниеносно стать известными во всем мире.

  4. Кибербуллинг характеризуется отсутствием очевидных проявлений. Родители и педагоги могут не замечать случаи травли в сети, поскольку она не сопровождается видимых последствий.

  5. Прекратить травлю бывает непросто. В отличие от физического насилия, остановить затянувшуюся травлю в сети значительно труднее.

Что вызывает травлю: каковы её корни?

Буллинг представляет собой многогранное социальное явление, обусловленное целым рядом факторов и причин. Существует устойчивый стереотип, который серьезно затрудняет профилактику и борьбу с травлей. Он основан на ошибочном представлении о том, что корни проблемы кроются исключительно в особенностях жертвы: якобы она испытывает недостаток уверенности в себе, не способна защитить себя или не интегрируется в коллектив сверстников. Однако подобный взгляд не учитывает всей полноты ситуации и ведет к возникновению виктимблейминга и оправданию насилия, о которых мы упомянули ранее.

Буллинг – это не единичный случай, а сложный, систематический процесс, в котором задействованы жертва, обидчик, свидетели и даже общество в целом.

1. Объединение в группы против одного

На детей, подобно взрослым, распространяется воздействие групповой динамики. В классном коллективе или группе сверстников один из ребят может стать объектом преследования по различным основаниям – это может быть связано с внешностью, интересами или даже случайным стечением обстоятельств. Значительную роль играет стремление к групповой принадлежности: дети хотят ощущать себя частью коллектива и, ради достижения этой цели, могут выбирать жертву среди тех, кто не соответствует их представлениям о принятых нормах. Обычно это происходит из-за потребности укрепить свой социальный статус в группе и избежать отторжения. Коллектив, где защита от исключения достигается посредством агрессии и безразличия, представляет угрозу для каждого ребенка, входящего в его состав.

Если неприятие насилия, противодействие травле, многообразие и безопасность для каждого станут ключевыми условиями для существования социальной группы, то именно такая модель поведения будет считаться общепринятой, и травля в таком сообществе либо не появится, либо будет немедленно пресечена.

2. Молчание и согласие наблюдателей

Люди, не вовлеченные в травлю, могут косвенно поддерживать её из-за различных факторов. Среди них – опасение самому стать объектом преследования, стремление не выделяться из общей массы или отсутствие понимания, как правильно отреагировать на происходящее. Те, кто наблюдают за ситуацией, нередко предпочитают бездействовать, что способствует эскалации агрессии. Боязнь последствий или нежелание вступать в конфликт побуждают их к бездействию.

3. Влияние общества

Влияние общественных ценностей на проявление буллинга также весьма значительно. В культурах, где приветствуется агрессивное поведение и поощряется конкуренция, где с детства приучают отвечать на оскорбления физической силой и определяют круг общения, основываясь на достижениях или положении семьи, дети могут считать травлю обыденным явлением. Если в семьях или в средствах массовой информации проводят аналогию между успехом и доминированием, подобные убеждения могут распространиться и в школе. В обществе, где ненасильственные методы решения проблем не находят поддержки, буллинг может восприниматься как обычная форма взаимодействия (что, безусловно, является ошибочным).

Буллинг представляет собой многогранное социальное явление, причины которого не связаны с личными качествами пострадавшего, а обусловлены сложными процессами, происходящими в группе, и социокультурными факторами. Осознание этих аспектов способно содействовать предотвращению травли и формированию более безопасной и благоприятной обстановки для всех детей.

Что делать, если ваш ребенок стал жертвой травли

Когда родитель узнает о травле, происходящей с его ребенком в школе, справиться с эмоциями бывает крайне сложно. Возникает желание немедленно защитить его, обратиться к учителям, родителям обидчиков, директору. Однако, пожалуйста, не торопитесь и не предпринимайте таких действий! Сейчас для вашего ребенка важнее всего вы. Ему необходима ваша сила, уверенность и спокойствие. Поэтому сделайте глубокий вдох, выдох… Необходимо правильно поддержать ребенка и избежать усугубления ситуации. Давайте пошагово рассмотрим эффективный план действий.

1. Поговорите с ребенком

Прежде всего, необходимо поговорить с ребенком. Постарайтесь получить как можно больше информации о случившемся, однако будьте осторожны. Не оказывайте на него давление и не перебивайте. Узнайте, какие у него чувства, что происходит в школе и кто вовлечен в ситуацию с травлей. Ваша цель – выслушать его, оказать поддержку и убедить, что он не одинок.

  • Сохраняйте спокойствие. Постарайтесь в максимально возможной степени контролировать свои эмоции. Если ребенок увидит ваше подавленное, униженное состояние или проявление агрессии, он, вероятно, попытается защитить ваши чувства и замкнется»;

  • Всегда поддерживайте ребенка. Независимо от обстоятельств, убедите его в вашей безоговорочной поддержке. Это понимание сейчас критически важно для него, поскольку произошедшее негативно сказалось на его чувстве защищенности и уверенности в себе.

  • Предложите свою помощь. Постарайтесь донести до ребенка всеми возможными способами, что вы готовы ему помочь. Не советуйте самостоятельно решать эту проблему. Убедитесь, что если бы он мог, то уже предпринял все необходимые шаги, чтобы остановить издевательства. Фраза «Разберись сам» – самое жестокое и подлое, что он может услышать от вас.

  • Совместно продумайте возможные способы разрешения проблемы. Не принимайте решения за ребенка, так как это лишь усилит его ощущение неспособности. Дайте ему возможность активно участвовать в происходящем и самостоятельно принимать решения. Подросток может даже попросить вас воздержаться от вмешательства, стремясь самостоятельно разрешить возникшую ситуацию. Не оказывайте давления, но внимательно наблюдайте за развитием событий. Если через неделю подростку не удалось справиться с проблемой, предложите свою помощь;

  • Не закрывайте дверь. Если ребенок пока не готов обсуждать произошедшее, убедите его в том, что вы осознаете, как сложно говорить о подобных вещах, и что рядом с ним находится взрослый, который замечает его состояние, понимает его чувства и готов выслушать и помочь в любой момент. Возможно, в следующий раз ему будет проще начать разговор.

обратитесь к вашему классному руководителю и школьному психологу

Привлеките педагогов и психолога. Опишите проблему, используя слова, которыми ее выразил ваш ребенок. Не избегайте термина «травля», это необходимо для осознания серьезности ситуации. Подчеркните, что вы испытываете беспокойство и рассчитываете на принятие конкретных мер.

согласуйте план действий с образовательным учреждением

Обратитесь к педагогам и школьному психологу с просьбой разработать четкие действия для устранения данной ситуации. К ним может относиться проведение беседы со всем классом, работа с лицами, проявляющими агрессию, а также вовлечение в процесс родителей других учеников. Настаивайте на реализации намеченных мероприятий, поскольку на кону находится благополучие вашего ребенка. Если в школе отсутствуют отработанные подходы к борьбе с травлей, существуют внешние экспертные организации, которые можно привлечь для решения вопроса. Изучите возможности получения дополнительной поддержки в вашем регионе.

В Центре толерантности Еврейского музея любой класс Москвы может безвозмездно принять участие в антибуллинговой программе «Каждый важен». Зарегистрировать класс можно через сайт или отправив письмо на электронную почту tc@tolerancecenter.ru. Если посещение центра невозможно, сотрудники Центра окажут содействие во внедрении программы «Каждый важен» в вашей образовательной организации, вне зависимости от её местоположения.

4. Контролируйте процесс

Необходимо регулярно проводить встречи с педагогами и психологом для обсуждения прогресса. В случае возникновения проблем, не стесняйтесь предлагать корректировки. Ваш вклад имеет решающее значение.

Что произойдет, если предпринятые меры по противодействию травле не принесут желаемого результата?

Признание проблемы и готовность к сотрудничеству не всегда свойственны образовательным учреждениям. Зачастую педагоги не принимают мер или даже возлагают ответственность за случившееся на самого ребенка. В подобных ситуациях необходимо прибегать к более активным действиям.

  • Рассмотрите возможность перехода в другую школу или класс. Помните, что буллинг – это не просто разногласия между учениками, а проблема, затрагивающая всю образовательную среду. В некоторых случаях оптимальным выходом может стать смена класс или школу. Поговорите об этом с вашим ребенком. Если вы примете решение остаться, продолжайте действовать.

  • Обратитесь к директору школы с заявлением. В нем изложите подробно сложившуюся ситуацию и укажите на необходимость принятия мер. Не забудьте напомнить, что в соответствии с законодательством об образовании школа обязана создавать безопасные условия для всех учащихся.

  • В случае бездействия школы, следует обратиться в контролирующие органы. Подача заявления в департамент образования, Роспотребнадзор или к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе поможет решить проблему.

  • Чтобы добиться результата, необходимо привлечь внимание общественности. Если это не приносит желаемого эффекта, стоит обратиться в средства массовой информации, социальные сети или местные некоммерческие организации, специализирующиеся на защите прав детей. В некоторых случаях огласка способна изменить ход дела.

  • Если другие способы решения вопроса не принесли результата, следует обратиться в судебную инстанцию. Однако, прежде чем это сделать, настоятельно рекомендуется получить консультацию у юриста.

Какие действия недопустимы для родителей

Буллинг – это непростая ситуация, затрагивающая всех участников, и в ней легко допустить ошибки. Ниже приведены распространенные ошибки родителей, которых следует избегать.

не стоит искать корни буллинга в особенностях личности ребенка

Убедитесь, что он не виновен и не мог изменить ход событий. Любой человек может оказаться жертвой буллинга. Вопросы вроде «возможно, вы сами спровоцировали ситуацию?» недопустимы, поскольку они усугубляют чувство вины.

2. Не перекладывайте ответственность на ребенка

Трудно переоценить, насколько болезненным для ребенка может быть услышать от родителя подобное в данной ситуации «разберись с этим сам» или «дай сдачи». Наверняка, ребенок уже пробовал сделать все, что мог, и трезво оценивает ситуацию. Это разрушает доверие. Ребенок пришел к вам за помощью, он ожидает поддержки и понимания. Если вместо этого он слышит обвинения, он почувствует себя преданным. В будущем он может перестать делиться с вами своими проблемами, опасаясь осуждения.

Не каждый ребенок способен ответить на агрессию агрессией. У некоторых это просто невозможно из-за особенностей характера, полученного воспитания или чувства страха. Если вы посоветуете ребенку дать отпор, а он не сможет этого сделать, он может испытать чувство вины или разочарования, посчитав, что не оправдал ваших надежд.

Призывая ребенка «дать сдачи», вы демонстрируете, что агрессивное поведение – приемлемый метод разрешения споров. Вместо этого рекомендуется обучать их защищать свои интересы с помощью речи, обращаться за помощью к взрослым и находить решения проблем без насилия.

3. Не преуменьшайте проблему

Возможно, вам покажется, что ребенок преувеличивает значимость проблемы. Однако, если он ощущает, что его регулярно оскорбляют, насмехаются над ним или придираются, то для него это становится настоящей реальностью. Восприятие ребенком ситуации, каким бы субъективным оно ни было, имеет гораздо большее значение, чем ваше или чье-либо другое.

Не стоит пытаться облегчить его переживания фразами вроде: «ничего страшного», «нужно немного потерпеть», «это всего лишь шутка», «не обращай внимания». Такие слова обесценивают чувства ребенка. Для него травля – это настоящая боль, страх и унижение. Ваши слова могут прозвучать для него как: «Твои чувства не имеют значения, просто смирись». Это заставляет его сомневаться в том, что он может получить вашу поддержку.

Когда ребенок слышит подобные слова, он может прийти к убеждению, что необходимо скрывать свои чувства и сдерживать себя. Однако подавленные эмоции не исчезают, а накапливаются, что может спровоцировать серьезные психологические трудности: тревожность, депрессивное состояние, заниженную самооценку или агрессивное поведение.

4. Не давайте невыполнимых обещаний

Не давайте обещаний, которые сложно сдержать или которые находятся вне вашей компетенции. Оказывайте поддержку, успокаивайте и будьте рядом, но избегайте фраз о скором разрешении ситуации и повторных случаях. Не давайте ребенку обещаний о сохранении тайны: для решения проблемы может потребоваться обращение к другим людям.

5. Не пытайтесь сами разобраться с ребенком-агрессором

Когда родители узнают о том, что их ребенок стал жертвой травли, у многих возникает желание немедленно вмешаться и поговорить с обидчиком, пригрозить или даже наказать его. Однако подобный подход способен значительно ухудшить положение. После вашего вмешательства агрессор может начать мстить вашему ребенку и издеваться над ним еще интенсивнее, стремясь подтвердить свое превосходство. К тому же, ребенок может воспринять это как признак вашей неуверенности в его силе, решив, что вы считаете его неспособным справиться самостоятельно. Кроме того, ему грозит насмешливое отношение со стороны одноклассников: «Ты что, вызвал родителей?». Наконец, непосредственное участие в конфликте между детьми нарушает личные границы как обидчика, так и вашего ребенка. Вы лишаете своего ребенка шанса приобрести навыки решения проблем, а агрессора – возможности понять, что он не прав, и скорректировать свое поведение.

Важно не только обеспечить безопасность ребенка в данный момент, но и помочь ему приобрести навыки преодоления жизненных вызовов, сохраняя при этом его самооценку и веру в собственные силы. Регулярное вмешательство в конфликт с обидчиком не всегда приносит желаемого результата, однако комплексная работа с учителями, психологами и руководством школы способна существенно повлиять на развитие событий.