Что стало с детьми педагогов-новаторов Никитиных
С тех пор прошло много лет: имена Никитиных «гремели» в 60-70-х годах. Что стало с их детьми, кем они выросли? И решились ли повторить родительскую систему на собственных детях?
Экспериментатор и его жена
Борис Никитин по специальности был инженером-авиатором. Но очень интересовался педагогикой. Ему не нравилось, как в СССР воспитывают детей, как организовано образование. Ещё в 50-х он намеревался открыть собственную школу, экспериментальную. Но ему не позволили. С Леной, своей будущей женой, он встретился на городском педагогическом совещании. Они оказались рядом на заднем ряду. И скоро их захватила беседа: Борис с жаром рассказывал о школе своей мечты, смеси Пушкинского лицея и колонии Макаренко, а Лена, забыв обо всём, увлечённо его слушала.
Молодой учительнице было тогда 28 лет, Борису — 42.
Между ними скоро возник не только взаимный интерес, но и романтические чувства. Для Бориса Лена была настоящей находкой: она полностью поддерживала мужа в его стремлениях и готова была создать экспериментальную «школу» прямо у себя дома, с собственными детьми.
Книги, таблицы и спортивные снаряды
Один за другим в семье Никитиных родились семеро детей. И с первого же дня к каждому ребёнку начинали применять особые методы ухода и воспитания. Борис Никитин был убеждён: ребёнка не надо специально воспитывать, достаточно обеспечить ему «развивающее» пространство, и он будет развиваться сам, интуитивно. Так в доме Никитиных появились спортивные снаряды, вместо обоев стены были оклеены таблицей умножения, азбукой, географическими картами, таблицей Менделеева и прочими пособиями, повсюду лежали головоломки, книги, карандаши, а ещё — специальные игры, разработанные Леной и Борисом.
Всё — добровольно!
Но никого не заставляли ни заниматься счётом и чтением, ни лазить по верёвкам и лестницам. Ни за что! Всё — только по желанию. Разве что мягкое убеждение применяли — и собственный пример, конечно. Интуитивно Никитины во многих вопросах раннего воспитания пришли к тому, что позднее подтвердила и одобрила официальная медицина: раннее прикладывание к груди, гимнастика и закаливание с первых дней жизни, совместный сон с родителями…
За что же их травили?
Никитины не просто жили так, как считали правильным, — они делились своими находками с общественностью. Писали статьи, приглашали в свой дом журналистов. Очень многие, узнав о новаторской системе, возмутились: да они же калечат детей! Кто им позволил! Возмущались не только «общественники», но и близкие родственники. В разные инстанции, в газеты, на телевидение летели гневные послания: Никитины отбирают у собственных детей детство, подвергают их опасности, попросту издеваются над малышами! Борис и Лена практически ни в чём не ограничивали детей. Хочется двухлетнему малышу бежать вместе с родителями босиком по снегу? Вперёд, побежали! Хочется повторять гимнастические упражнения, висеть на кольцах вслед за папой? Пожалуйста! А кто из детей дальше прыгнет? А кто лучше попадёт мячом по кольцу? Хотите новую игрушку? Давайте сделаем её вместе! Вот рубанок, вот молоток, вот гвозди.
В школу раньше сверстников
Никитиных не так-то просто было свернуть с их пути. С каждым ребёнком они всё больше убеждались в своей правоте. Их дети болели намного меньше других. Уже в три года они отлично читали, а в четыре — с интересом занимались алгеброй. Все росли очень самостоятельными, помогали родителям и друг другу, присматривали за младшими. В школу их отдавали очень рано, и они не просто хорошо учились, но и с лёгкостью перескакивали через классы.
По мнению Бориса и Лены, это было никакое не «раннее» развитие, а абсолютно своевременное.
Они утверждали: так воспитывать можно и нужно всех детей, и они вырастут умными, творческими и самостоятельными людьми. Правда, спустя годы после того, как их сыновья и дочери стали взрослыми, Никитины-старшие признали: они во многом ошибались.
«За стеклом»
Их дети постоянно жили, будто в доме со стеклянными стенами. К ним в любое время могли прийти любопытные посетители и журналисты. Не было никакой возможности уединиться, побыть в тишине, своей семьёй. Любое семейное событие тут же становилось известно всей стране, громко обсуждалось и часто — осуждалось. В школе дети чувствовали себя изгоями: они были самыми младшими в классе, к ним относились настороженно, они ни с кем не дружили вне семьи. И для сверстников они были «неведомыми зверушками»: такие же по возрасту, но умнее и сильнее, к тому же знаменитости.
Дети страдали от того, что отец с матерью в какой-то момент почти перестали бывать дома.
Они ездили по стране с лекциями, были заняты написанием статей и книг, встречами и выступлениями на телевидении. Ещё один минус — привыкнув к тому, что им всё даётся легко, что никто их не заставляет учиться и работать, дети в дальнейшем очень болезненно воспринимали необходимость прилагать усилия и придерживаться дисциплины. Семья жила очень бедно, это унижало детей, им очень неприятно было слышать вопросы вроде: «Правда, что у вас нет кроватей и вы спите в мешках?».
И всё же в системе Никитиных, безусловно, есть и много плюсов.
Все дети признавались, что именно детская привычка искать и находить нестандартные, творческие решения помогла им во взрослой жизни. Все выросли интеллигентными, начитанными и творческими личностями. Все продолжают общаться и дружить между собой.
Алексей Никитин
Старший сын Бориса и Лены рано отделился от семьи, женился, потом уехал в Лондон, стал инженером. У него двое детей. Он пытался закалять их по системе своих родителей. Но после того, как походившая по снегу босиком дочь слегла с пиелонефритом, его жена категорически отказалась продолжать закаливание.
Антон Никитин
Второй сын, Антон, окончил химфак МГУ и стал талантливым учёным-химиком. В семье не скрывали: Антона отец любит не то чтобы больше других детей, но по-особенному: он считал его самым развитым и возлагал на Антона большие надежды. В его семье родились двое детей.
Ольга Никитина
Старшая дочь стала юристом, работала в серьёзных компаниях, добилась определённых успехов в карьере. Родила и воспитала двух дочерей.
Анна Никитина
Анюта мечтала стать детским врачом, но её мечта не сбылась. Она поступила в медучилище, а в институт пыталась поступить дважды, но не смогла. В 18 лет вышла замуж за учителя истории, который приехал в дом её родителей перенимать опыт. У Анны — четверо детей.
Юлия Никитина
Юлия окончила библиотечный техникум, потом работала журналистом и менеджером по туризму. В её семье двое детей. Она мечтала стать писательницей.
Иван Никитин
Многодетный отец Иван Никитин воспитал вместе с женой пятерых детей. Отслужив в своё время в армии, он решил стать кинооператором. Учился во ВГИКе, сопровождал маму на лекциях и семинарах, снимал сюжеты для документального кино. Потом, когда семья стала остро нуждаться в деньгах, освоил производство мебели.
Любовь Никитина
Младшая дочка Бориса и Лены видела себя в мечтах только модельером. Но и у неё не получилось идти выбранным путём. Пришлось вслед за сестрой Юлей поступить в библиотечный техникум. Люба стала библиографом, но никакого удовольствия от профессии не получала, считая работу «бессмысленным, рабским трудом». Спустя пару лет после окончания техникума вышла замуж и больше на работу не вернулась. Люба «побила рекорд» родителей: в её семье — десять детей!
В одном все дети Бориса и Лены Никитиных оказались солидарны: никто из них не отдал своих сыновей и дочек в школу раньше времени. Они хорошо помнят свой собственный опыт. И всё же в целом все они благодарны родителям и уверены: они обязаны отцу и маме всем, чего достигли в жизни. А мы уже рассказывали о приёмах педагогики, которыми пользовались Лев Толстой и Бенджамин Спок.