Семья

Что носили викинги и почему это красиво?

Что носили викинги и почему это красиво?
Кадр из сериала «Викинги» / MGM Television

Археология – наука, изучающая историю по вещественным источникам. Каждый год более десяти экспедиций Государственного исторического музея проводят раскопки на территориях России. А отдел археологических памятников является одним из старейших и крупнейших подразделений музея. В этот день мы расскажем про моду викингов, эпоха которых началась для Западной Европы в 793 году.

О чём расскажут погребения

Мода в эпоху Средневековья была не столь переменчива, как сегодня, а облик костюма определялся этнической принадлежностью человека. Однако со временем костюм в рамках племенной идентичности все же менялся. На обширных территориях Европы и Евразии различные народы, воспринимая, поглощая и трансформируя чужеродные, экзотические импортные вещи, превращали их в «свои», меняя их смысл и даже цель использования.

При реконструкции костюма эпохи викингов специалисты часто опираются на полученные материалы погребений. Анализ расположения украшений и металлических деталей наряда, редкие находки фрагментов тканей, сопоставление полученных результатов с изображениями на поминальных камнях позволяют воссоздать моду тысячелетней давности.

Ожерелье из 20 бусин. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., между с. Кашино и Семеновщина

Ожерелье из 20 бусин. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., между с. Кашино и Семеновщина

ГИМ

Ожерелье из 38 бусин. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., с. Вахрушево

Ожерелье из 38 бусин. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., с. Вахрушево

ГИМ

Ожерелье из 49 бусин. Вторая половина X в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс

Ожерелье из 49 бусин. Вторая половина X в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс

ГИМ

Базовый гардероб: рубаха, подковка, сарафан

«Базовый» гардероб скандинавской женщины состоял из нескольких обязательных элементов. Сам костюм включал в себя несколько слоев. Нательной одеждой служила рубаха, плиссированная или гладкая, с рукавами или без. Ворот рубахи скрепляла миниатюрная серебряная или бронзовая застежка в форме подковки. Сверху надевали своеобразный сарафан очень простого покроя: два полотнища сшивались вместе, и к ним крепили бретельки. Голову женщины покрывали шарфом или косынкой. Верхняя одежда представляла собой накидку из куска шерстяной ткани.

Совершенно необычный наряд был найден в Гнездово в 1982 г.

Плотный сверток одежды был уложен в берестяной короб с антисептическими свойствами, благодаря чему и сохранился. В ходе изучения и реставрации текстильных остатков удалось выяснить, что в коробе спрятано не менее трех платьев. Самое красивое платье из красной золототканой шелковой парчи было привезено с другого конца света – из Китая.

Фрагмент платья. Вторая половина X в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс

Фрагмент платья. Вторая половина X в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс

ГИМ

Приталенное, с зауженными к запястью рукавами, платье расширяется книзу. Тонкие нити золота рисуют дивный узор, опоясывающий стан платья и «стекающий» по рукавам. Рисунок сохранился не полностью, но можно заметить, что центром композиции, украшающей ткань, является изображение сидящего грифона. Вторая фигура – дракон, которого грифон держит за лапу. Тело дракона закрыто причудливыми облаками. Само платье сшито в Китае и по китайской моде. Скорее всего оно попало в Европу по Великому шелковому пути.

Реконструкция китайского женского платья. Вторая половина X в.

Реконструкция китайского женского платья. Вторая половина X в.

ГИМ

Одежды из дорогой привозной ткани очень высоко ценились жителями варварской периферии Европы. Обладание такими нарядами – это демонстрация достатка, удачи и благополучия. Находка китайской парчи – огромная редкость, чаще встречаются фрагменты византийского золототканого шелка, ведь именно обретение драгоценных тканей было одной из целей военных и торговых экспедиций в Константинополь. На поселениях эпохи викингов Северной и Восточной Европы находят фрагменты тафты, самита, лампаса, а также узорные ткани в технике броше и лансе. Повседневные женские одеяния шили из льна и шерсти.

Украшения: простые и роскошные

Набор женских украшений мало отличался от современного – это броши (фибулы), подвески, ожерелья, кольца и браслеты. Самобытные богато декорированные североевропейские украшения резко отличались от деталей убора жительниц Восточной Европы.

Фибула круглая двускорлупная. X – начало XI в. Владимирская губ., курганы Паны за с. Весь

Фибула круглая двускорлупная. X – начало XI в. Владимирская губ., курганы Паны за с. Весь

ГИМ

Фибулы являлись важным конструктивным элементом костюма. Самыми распространенными и эффектными украшениями были овальные фибулы – крупные броши, длиной около 10 и шириной в 6-7 см. Они могли состоять из одной или двух скорлупок, поэтому иногда их называют скорлупообразными или черепаховидными. Броши из одной скорлупки украшались замысловатыми стилизованными зооморфным орнаментом. Двускорлупные фибулы были по-настоящему роскошными изделиями. Нижняя деталь отливалась гладкой, лишь на ее бортик наносилась орнаментальная кайма, а верхняя, ажурная, часто покрытая позолотой, дополнялась разнообразными накладными деталями: серебряными розетками, прорезными «шишечками», перевитой проволокой. Овальные фибулы скрепляли бретельки с передним полотнищем сарафана. В отсутствие карманов к ним на цепочках часто подвешивали мелкие, но нужные предметы, например, ножи или ключи от сундука.

Вариант ношения фибул. Женский костюм

Вариант ношения фибул. Женский костюм

ГИМ

Варианты ношения фибул. Женский костюм

Варианты ношения фибул. Женский костюм

ГИМ

Другие типы фибул (равноплечие, трилистные и большие круглые) использовали в качестве застежек на верхней одежде – их закалывали у ворота или на груди. Редко равноплечие фибулы заменяли овальные при креплении бретелей к полотнищу сарафана. Лучшие экземпляры декорированы литыми накладными фигурками животных и являются настоящими произведениями ювелирного искусства. Мужчины предпочитали демонстрировать свое богатство путем «превращения» женщины в своеобразную витрину. В составе кладов, погребений и даже культурном слое поселений арабские монеты с припаянным ушком для подвешивания – находка не редкая.

Фибула круглая двускорлупная с двумя цепочками. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., с. Вахрушево

Фибула круглая двускорлупная с двумя цепочками. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., с. Вахрушево

ГИМ

Фибула кольцевидная. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., д. Сязнига

Фибула кольцевидная. X – начало XI в. Санкт-Петербургская губ., д. Сязнига

ГИМ

Фибула овальная односкорлупная. IX в. Санкт-Петербургская губ., д. Костино

Фибула овальная односкорлупная. IX в. Санкт-Петербургская губ., д. Костино

ГИМ

Фибула овальная односкорлупная. IX в. Санкт-Петербургская губ., д. Костино

Фибула овальная односкорлупная. IX в. Санкт-Петербургская губ., д. Костино

ГИМ

Подвеска с орнаментом в стиле борре. X – начало XI в. Владимирская губ., д. Веськово

Подвеска с орнаментом в стиле борре. X – начало XI в. Владимирская губ., д. Веськово

ГИМ

Фибула равноплечая. X – начало XI в., Ярославская обл., д. Большое Тимерево, археологическая экспедиция ГИМ (раскопки С.С. Зозули)

Фибула равноплечая. X – начало XI в., Ярославская обл., д. Большое Тимерево, археологическая экспедиция ГИМ (раскопки С.С. Зозули)

ГИМ

С незапамятных времен женщины украшали себя ожерельями. Бусы в раннесредневековой Европе везли в основном из дальних стран: стеклянные с территории Арабского халифата и из Византии, каменные – с Кавказа, из Индии, и Ирана. Навыки производства стеклянных изделий не были забыты на территории бывшей Римской империи – бусы продолжали делать на Балканах, в Центральной и Западной Европе. В Скандинавии их умели изготавливать из привозных стеклянных полуфабрикатов.

Ожерелья из стеклянных и каменных бусин. X – начало XI в.

Ожерелья из стеклянных и каменных бусин. X – начало XI в.

ГИМ

Существовало несколько основных техник изготовления стеклянных бусин – их делали из кусочков тянутых трубочек, стеклянной нити или из фрагментов размягченных палочек, проколотых металлической иглой. Большая группа бусин эффектно декорировалась фольгой из серебра и золота, которую помещали под верхний слой прозрачного стекла, что создавало иллюзию драгоценных украшений.

Бусины с фольгой из драгоценных металлов, из хрусталя и сердолик, мозаичная бусина. IX – начало XI в.

Бусины с фольгой из драгоценных металлов, из хрусталя и сердолик, мозаичная бусина. IX – начало XI в.

ГИМ

Бусина. IX – начало X в. Тульская обл., городище Супруты

Бусина. IX – начало X в. Тульская обл., городище Супруты

ГИМ

Самые красивые бусины – многоцветные, их производство требовало значительно больших усилий. Существовало несколько способов их изготовления. Например, на поверхность одноцветных бусин можно было нанести нити и капли стекла другого цвета – глазкИ. Наиболее трудоемким был процесс получения мозаичных изделий, производство которых было освоено еще в середине I тысячелетия до н.э. Двух абсолютно одинаковых бусин многоцветных бусин найти невозможно.

Бусы из стекла и фаянса ценились очень дорого.

В Скандинавии вплоть до IX в. в моде были бусы, в которых сочетались полихромные., однотонные или декорированные серебряной фольгой бусины. С первой четверти X в. появились ожерелья, собранные из хрустальных и сердоликовых бусин. В второй половине X в. также популярными стали фаянсовые бусы, покрытые голубой глазурью.

Бусина. X – начало XI в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, археологическая экспедиция ГИМ (раскопки В.В. Мурашовой)

Бусина. X – начало XI в. Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, археологическая экспедиция ГИМ (раскопки В.В. Мурашовой)

ГИМ

Славянские женщины на юге и западе Восточной Европы до конца VII в. носили стеклянные бусы не часто. Однако такие украшения встречаются в кладах. Бусы привозили из Византии, Центральной и Южной Европы. В VIII в. с территории Арабского халифата на север начали поступать новые формы стеклянных бусин, получившие распространение у народов Кавказа.

Подвески, самые разнообразные по декору, также относятся к шейным украшениям. Для скандинавской культуры характерны литые, ажурные медальоны. Самым излюбленным сюжетом было изображения фантастического животного, представленного в соответствии с канонами северного «звериного» стиля. Его тело «превращалось» в ленты, свивающиеся в причудливый узор, когтистые лапы «хватались» за бортик украшения. Другой популярный мотив – изображения дракона, иногда двух, симметрично расположенных.

На руках женщины носили браслеты. Изящные украшения могла делать из заготовки, свитой из двух-трех, а при сложном витье из четырех-восьми серебряных, латунных или бронзовых проволок. Их концы завязывали сложным двойным узлом или закручивали «улиткой». Популярными были массивные рельефные браслеты, выпуклые с наружной стороны; их принято называть ладьевидные. Они отливались из медных сплавов и часто украшались чеканным орнаментом.

Браслеты ладьевидные. X – начало IX в. Санкт-Петербургская губ., с. Вихмес

Браслеты ладьевидные. X – начало IX в. Санкт-Петербургская губ., с. Вихмес

ГИМ

Браслеты из перевитой проволоки. X – начало XI в. Владимирская губ.

Браслеты из перевитой проволоки. X – начало XI в. Владимирская губ.

ГИМ

Материал подготовлен Государственным историческим музеем


Источник