Семья

Как понять, что дружба с ребенком неравноценна

Фото: img.freepik.com

Многие родители стремятся контролировать жизнь своих детей, даже друзей одобряют не всегда. «Не стоит заводить дружбу с этим мальчиком, он может плохо на тебя повлиять», – часто говорили нам в детстве. Но как поступить, если приятель вашего ребенка вам нравится, однако вы замечаете, что общение идет преимущественно от него? Рекомендации дает психолог.

В детстве дружба имеет огромное значение: она помогает ребенку разобраться в устройстве мира и особенностях взаимоотношений между людьми. Общаясь, ребенок познает эмпатии, умение четко излагать свои мысли, находить общий язык, защищать свои интересы, понимать других и добиваться взаимопонимания.

Взаимная поддержка содействует повышению самооценки и создает чувство защищенности. Однако в реальности случаются моменты, когда взаимодействие не приносит ожидаемого комфорта.

Как понять, что дружба не взаимна

Когда эмоциональная вовлеченность проявляется только с одной стороны, это можно считать неравноправной дружбой. Ребенок может предлагать совместные прогулки, делать подарки, делиться игрушками или угощениями, рассказывать о своих переживаниях, однако не получает ничего взамен от своего друга.

Проблема в том, что дети не всегда понимают, что по отношению к ним могут использовать потребительский подход, что с ними могут поступать несправедливо даже те, кто им дорог. Боясь оказаться в одиночестве, ребенок продолжает поддерживать общение, при этом отказываясь от своей открытости и способности к сопереживанию.

Если взрослые не будут вовремя учитывать эмоциональное состояние ребенка, подобное общение может сохраняться на протяжении многих лет и продолжаться в период подросткового возраста.

Признаки односторонней дружбы

Существует ряд типичных признаков:

  • Ребенок часто и с энтузиазмом рассказывает о своем друге, однако сообщает, что тот не отвечает на сообщения, не приглашает в гости и не проявляет активности;

  • Друг пойдет играть, но только если его условия будут выполнены: он сам решает, во что играть, где и с кем — все согласно его требованиям;

  • В компаниях «друг» проявляет игнорирование, открыто избегает общения или насмешливо отзывается в присутствии других;

  • Даже если ребенок не несет ответственности за конфликт, он нередко ощущает чувство вины;

  • Опасения, потребность в постоянном подтверждении и страх быть отвергнутым – вот что может сопровождать отношения».

На первый взгляд это может казаться простой дружеской связью, однако ребенок внутри ощущает эмоциональное напряжение, беспокойство и утрату веры в собственные силы.

Почему односторонняя дружба — это проблема

Когда дружеские отношения у ребенка односторонние и продолжаются продолжительное время, это может привести к формированию неверного понимания близости. Он может привыкнуть к тому, что для поддержания связи достаточно усилий только одного участника.

Это негативно отразится на самооценке и на построении других видов отношений (формирование (приятельских, романтических, семейных, профессиональных) отношений с людьми будет актуально и в будущем. Поэтому родителям важно своевременно замечать проблему, чтобы ребенок не принимал привязанность за зависимость.

Почему ребенок не видит проблемы

Для детей не всегда очевидно, что они столкнулись с дисбалансом сил. Эмоциональная зависимость, боязнь быть покинутым и стремление поддерживать отношения «любой ценой» могут препятствовать объективной оценке происходящего. Важно помнить о чувствительности детской психики и недостатке опыта.

Застенчивые или зависимые дети, которым трудно защищать собственные интересы, чаще всего сталкиваются с односторонней дружбой. Они могут считать такой формат отношений обычным явлением, если в семье их не приучают к самовыражению или не принимают во внимание их эмоции.

Значительное влияние оказывает популярность или репутация друга. Когда он является одним из лидеров в классе или группе, ребенок может стремиться поддерживать с ним общение, даже если это вызывает больше страданий, чем удовольствия.

Что делать родителям в этой ситуации

Основная обязанность родителей – не принижать чувства ребенка, чтобы он не чувствовал себя некомпетентным. Важно дать понять, что его переживания имеют значение, а боль – это повод для обсуждения, а не источник позора. Следует избегать таких выражений, как «не гоняйся за ним», «не принижай себя» или «сам виноват». Они только усугубляют чувство вины и ощущение изоляции.

Предложите ему поддержку, спрашивая: «Я замечаю, что тебе грустно. Хочешь поговорить?» или «Тебе иногда бывает радостно с ним? А тяжело?». Такой подход к общению поможет ребенку понимать собственные эмоции и даст возможность говорить о них. Это важный этап в развитии его внутренней устойчивости.

Не стоит упрекать приятеля и не высказывайте ему негативные суждения

Для родителей крайне важно избегать перекладывания вины на другого ребенка. Малыши в младшем возрасте еще не способны контролировать свое поведение — они не всегда игнорируют окружающих из злонамеренных побуждений. Возможно, этот «приятель» не расположен к близкому общению или переживает сложности, проявляя их иначе.

Убедившись, что эта дружба не вызывает положительных эмоций, предложите ребенку обсудить следующие вопросы:

  • Возможно ли найти других детей для общения, которое будет приятным?

  • Я не испытываю чувств и не могу чувствовать уверенности?

  • Чтобы ты сам хотел бы изменить в дружбе?

В данный период поддержка родителей имеет особое значение. Важно, чтобы ребенок осознавал, что он не виноват и его друг тоже не виноват, а просто не все люди могут ладить друг с другом.