Что делать, если ребенок потерял сознание на уроке?
Почему подросток может потерять сознание на физкультуре?
Причиной потери сознания может стать какая-то мелочь вроде слишком тесного воротника футболки, который давит на сонную артерию или резкая смена положения тела после долгого стояния или резкой боли. Спровоцировать обморок может употребление алкоголя или антидепрессантов, обезвоживание, вызванное десятком причин. Эти проблемы не выявляются на медицинском осмотре. Но хронические больные диабетом, дети с аритмией, болезнями сердца и заболеваниями сосудов особенно подвержены риску. Кроме этого, обморочное состояние может указывать на риск внезапной смерти, обусловленной аритмией, обструкцией аортального протока и других сердечно-сосудистых событий. <Источник>
Вы не сможете определить, по какой причине ребенок упал в обморок, так что отнеситесь к происшествию максимально серьезно.
Чем опасен обморок?
При обмороке происходит рефлекторное расслабление всех мышц. Язык может запасть внутрь рта и перекрыть дыхательные пути. Поэтому врачи рекомендуют до начала сердечно-легочной реанимации уложить пострадавшего на бок. Кроме того, существует опасность травм, в том числе черепно-мозговой — при падении и судорогах. Как мы уже писали, существует риск летального исхода. Больше об обмороках — в специальной статье.
Кто должен помогать ребенку, которому стало плохо в школе?
Если ребенок потерял сознание на уроке, вы должны аккуратно уложить его на бок и очистить дыхательные пути. Не оставляйте ребенка одного, не надо бежать за директором школы. Отправьте самого быстрого и ответственного ученика в медпункт за фельдшером или медсестрой. Пусть второй ученик вызывает скорую помощь (103 на мобильных телефонах): выберите того, кто сможет спокойно и разборчиво описать случившееся, назвать адрес или хотя бы номер школы.
Хотя школа несет ответственность за жизнь и здоровье ученика, учитель не имеет права оказывать первую помощь. Давать лекарство, делать непрямой массаж сердца или искусственное дыхание может только врач или специалист, имеющий соответствующие документы. Вероятно, это означает, что любой человек, прошедший сертифицированные курсы первой помощи, имеет право оказывать первую помощь. Возможно, таким человеком окажется учитель физкультуры или ОБЖ, ведь во вторую смену здравпункт в школе часто бывает закрыт, а скорая не приезжает мгновенно — особенно сейчас. Эта девушка освоила непрямой массаж сердца — и буквально через пару недель экзамен ей устроила сама жизнь.
Девочка делает СЛР другому ребенку
Дефибриллятор
После пандемии в перечень предметов, которыми должен быть оснащен медкабинет учебного учреждения, включили аппарат ИВЛ, но дефибриллятора в этом списке все еще нет — ни в обязательном, ни в дополнительном. Между тем, этот прибор гораздо проще, безопаснее и эффективнее, чем СЛР «вручную». Дефибриллятор в школьном медкабинете, возможно, мог бы спасти жизнь этому ребенку.
Как оказать первую помощь до приезда скорой?
Чем раньше начата сердечно-легочная реанимация, тем больше шансов спасти жизнь пострадавшего. Мы проконсультировались с Анной Тараненко, специалистом скорой помощи, как оказать первую помощь ребенку, который потерял сознание.
«В любой ситуации, где человек теряет сознание важна командная работа и знание основ оказания первой помощи.
Если ребёнок не отзывается, когда его зовут и тормошат, то пора принимать меры по спасению. Сначала ребёнка кладут на спину; под плечи нужно подложить полотенце (для ребёнка до 12 лет), открыть дыхательные пути и начать Сердечно-легочную реанимацию . Надавливание на грудную клетку нужно производить так: 100—120 сжиманий в минуту, с глубиной в треть объёма грудной клетки. В идеале, с самого начала ребёнку нужно дать 2 полных вдоха через рот. 15 компрессий чередуются с двумя вдохами. Пока кто-то делает искусственное дыхание, другой должен найти дефибриллятор, если он есть, и кто-то ещё должен вызвать скорую. Нельзя прерывать искусственное дыхание более чем на 10 секунд.
Также важно в период компрессии дать грудной клетке полностью расправиться — так сердце будет иметь возможность наполниться кровью. Мозг детей требует гораздо больше кислорода, чем мозг взрослого, при этом у детей меньше объем крови, поэтому запас кислорода для снабжения мозга после потери сознания меньше. Контролируйте дыхание и пульс: если ребенок дышит, а пульс уверенный и не ниже 60 ударов в минуту, реанимационные мероприятия можно прекращать».