Четыре стадии развития ребенка по Жан Пиаже
Кто такой Жан Пиаже

В чем суть теории развития по Пиаже
Жан Вильям Фриц Пиаже Швейцарский психолог и философ, появившийся на свет в конце XIX века и скончавшийся в 1980 году, известен своими исследованиями в области детской психологии. Основатель Женевской школы генетической психологии, Пиаже разработал свой подход к науке о познании — генетическую эпистемологию. Его именем названа теория когнитивного развития ребенка, состоящая из четырех стадий.
Жан Пиаже искал простые объяснения детскому поведению на каждом возрастном этапе. Активно изучал детский эгоцентризм — понимание собственной роли в обществе, умение социализироваться и общаться с другими. В отличие от многих философов и психологов того времени, Пиаже полагал, что дети не являются примитивными существами — просто… мозг устроен иначеВ силу особенностей взросления некоторые вещи человек может понять и осознать гораздо позже.
Швейцарский психолог, чтобы сформировать корректные выводы, уделил много времени общению с детьми разного возраста в различных ситуациях для выявления их мотивов.
Он заметил: в одном и том же возрасте большинство детей совершали одни и те же ошибки в некоторых заданиях, что позволило ему сделать вывод о незрелости детского мозга и когнитивных способностей. На основе его исследований создана теория стадий развития.
Философ и психолог Жан Пиаже полагал, что человек, развиваясь, приспосабливается к окружающему миру для достижения равновесия с ним.
Ассимиляция Это интеграция внешних элементов в жизнь — опыт извне, который можно применять. Взрослея, каждый человек воспринимает новое и адаптируется, добавляя его к имеющимся знаниям. Иногда новый опыт, противоречащий старым представлениям о мире, требует переосмысления. Для нового понимания происходящего необходим пересмотр концепций, замена схемы знания новой — этот процесс называется… аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация существуют неразрывно.
Вначале дети склонны к эгоцентризму, воспринимая всё происходящее как касающееся только их. Ребенок не формирует у себя осознание собственной личности и не различает себя от окружающего мира. Со временем ребенок постигает более автономное и сознательное мышление, проходя четыре стадии развития, разделяемые по возрасту.
Четыре этапа психического развития по Жан Пиаже.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта
Возраст: 0-2 года
В этот период ребенок отходит от тела матери, но еще не понимает себя как отдельного существа, как личность. Понимание этого приходит к нему в конце этой стадии развития. До месяца все поведение ребенка ограничено врожденными рефлексами. Единственный способ общения с окружающими — плачКриком младенца сигнализируют другим о своих потребностях.
В этот период малыш не понимает взаимосвязи между своими поступками и их результатами. Стремление к познанию собственного тела проявляется в подражании действиям окружающих, например, постукивание ложкой по тарелке для получения резкого звука. В возрасте до четырех месяцев ребенок преимущественно реагирует на сильные звуковые раздражители и яркие оттенкиЕму даётся с трудом освоить самые элементарные реакции организма.
В этом возрасте малыш еще не понимает смысла окружающих вещей. Только ближе к году у младенца формируется общая координация тела, движения становятся осознанными. Можно заметить, что ребенок действует более целенаправленно: например, ползёт к игрушке, просчитывая путь и устраняя препятствия на пути.
С года ребенок постигает различие действий и их последствий. В возрасте от года до полутора лет малыш часто бросает предметы на пол. Это не каприз и не попытка вас расстроить, а исследование того, как ведут себя вещи при падении. Ребенок еще не способен это логически понять, поэтому проводит практический эксперимент.
С полутора до двух лет у ребенка развиваются навыки мыслительного процесса. Ребенок может предвидеть результаты простых, ему известных действий. Младенец также начинает активно взаимодействовать с окружающим миром. с помощью речиОн открыто выражал свои пожелания.
2. Период дооперациональных представлений
Возраст: 2-7 лет
Эта стадия получила такое название потому что ребенок еще не полностью готов к восприятию некоторых процессов. Ребенок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится пользоваться различными символами. Например, берет какой-то предмет и придумывает ему новое назначение в игре: карандаш — это градусник, составленные в ряд книги — стена дома и так далее.
В этом возрасте ребёнок не может понять (или понимает только к концу этой стадии) некоторые вещи. Можно провести эксперимент: взять два стакана одной формы, но разной высоты — высокий и узкий, а широкий и низкий. Налить в высокий стакан доверху воды, а затем перелить в низкий. Ребенок удивится, что по объёму стаканы одинаковые.
В этот период ребенок усваивает закон сохранения количества предметов. Если поставить несколько кубиков на пол и потом раздвинуть их, малыш поймет, что количество кубиков осталось прежним.
В этом возрасте можно обучить ребенка отвечать на задаваемые вопросы, однако нет гарантии, что ребенок действительно их усвоил бы и понимал. Если слегка изменить формулировку вопроса, на который малыш уже знает ответ, то он потеряется.
Мышление ребенка все еще довольно эгоцентрично. Ребенок оценивает всё происходящее вокруг с собственной точки зрения. Например, видит фигуры и людей относительно своего фокуса зрения. Если отразить их зеркально, ребенок не поймет, что это та же фигура. Также ему будет непонятно, что у человека, стоящего напротив него, левая и правая стороны отображены зеркально.
Для детей этого возраста характерен… центрацияЭто означает уделение внимания одному, самому бросающемуся в глаза, свойству предмета и пренебрежение остальными. Если предложить ему карточки, объединенные каким-либо признаком, то он выделит только самый заметный, например, цвет, но с трудом перечислит другие.
В этом возрасте ребенок начинает строить отношения с другими людьми, особенно сверстниками. До этого он общался только с семьей. Детям еще свойственна эгоцентричность, их мышление и социальные навыки несовершенны. Часто дети совершают ошибки в очевидных для взрослых моментах, например, не могут договориться о правилах игры или разделить игрушку.
На данном этапе встречается понятие… анимизм В этот период дети приписывают предметам человеческие качества, считая, что игрушки ощущают эмоции. Также проявляется усиленный интерес ко всему, что их окружает. Готовьтесь к неизмеримому количеству вопросов на тему «почему?».
Дети до 4-5 лет часто не умеют шутить, обманывать, так как полагают, что окружающие люди думают так же, как они и буквально читают мысли других. Считают также, что их взгляды на мир полностью совпадают с мнением других людей. Ещё не способны отделять мышление каждого человека.
3. Период конкретных операций
Возраст: 7 -11 лет
В этом возрасте ребёнок учится группировать и классифицировать предметы по нескольким признакам. Ребёнок не просто использует предметы, но и манипулирует ими на логическом уровне, например, считать несуществующих овец. Теперь уже ребёнок может понять закон сохранения объема вещества (помните эксперимент со стаканами).
В этом возрасте малыш решает задачи поэтапно, не умея их объединять и обобщать. Из-за этого вас может удивлять, почему ребенок долго работает над задачей со счётом огурцов из двух корзин, если вчера он уже складывал яблоки.
В некоторых задачах дети приступают к использованию логического мышления, однако оно ещё не сформировано полностью. Абстрактные понятия остаются для них сложными, и дети стараются их избегать. Чтобы понять суть задания, им требуется построение простой, понятной схемы от простого к сложному.
На этой стадии проходит детский эгоцентризм, дети начинают думать о чувствах других людей, пытаясь понять, что происходит у них в голове, но выводы могут быть необычными.
4. Период формальных операций
Возраст: от 12 лет
У подростка логическое и абстрактное мышление формируется полностью. Могут вообразить несуществующие объекты, приводить аналогии, понимать метафоры и точку зрения другого человека. Поэтому в средних и старших классах математические задачи не привязаны к конкретным предметам. Для решения достаточно представлений о числах и операциях.
Ребенок постигает взаимосвязь приобретаемых знаний, осознавая, что множество предметов и тем образуют единую систему, а не разрозненные части.
В этом возрасте дети интересуются вопросами морали, философии, этики, а также социальными и политическими проблемами. Начинают размышлять о собственном будущем и планировать его.
Ребенок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно: выдвигает предположения, проверяет их и на основе результатов делает выводы о реальности. Некоторые способные дети могут достигнуть этого этапа развития раньше своих сверстников.