Семья

Буллинг привел к драке: о запретных темах для ребенка, переживающего травлю.

Фото: img.freepik.com

В Нижнем Новгороде 14-летний мальчик Максим напал на двух одноклассников с ножом. Оба пострадавших были доставлены в больницу, где их состояние оценивается как стабильное.

Во время урока русского языка между учениками произошёл конфликт. После того как одноклассники что-то сказали Максиму, тот вытащил нож, ударил обоих в шею и убежал. Полиция задержала школьника в лесополосе, где он пытался скрыться.

Тихий и неприметный мальчик большую часть времени проводил один, почти не общался с другими. Говорили, что его часто мучали. После того как Максим закрасит волосы два месяца назад, положение ухудшилось.

Перед задержанием подростком было сделано обращение к родителям. Максим сообщил им: «Эти голоса мучили меня восемь лет и довели до крайности». По всей видимости, речь шла о других школьниках, а пострадавшие одноклассники стали последним толчком.

Правоохранители пытаются разобраться в случившемся. В школе № 117 не функционировал металлодетектор — его запустили только после нападения на учащихся. Охрана также не осматривала учеников, так как у сторожа нет ручного металлодетектора.

Проблема насилия над сверстниками актуальна в российских школах, что известно многим. Депутаты даже предложили запретить его на государственном уровне. Термин «буллинг» появился у нас из английского языка от глагола to bully — запугивать, стращать. Буллинг — это травля, запугивание. Регулярно проявляемое агрессивное поведение по отношению к одному человеку, когда участники обладают неравными моральными и физическими силами или положением в группе.

БULLYING В ШКОЛЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В школьной обстановке ребёнок чаще всего сталкивается с… агрессивное отношение сверстниковБольшинство случаев травли в детском возрасте происходят в подростковом и младшем подростковом возрасте. В этот период авторитетной фигурой становятся не родители или учителя, а сверстники. Подчинение авторитету сверстников имеет важное значение. Появление среди детей лидера влечёт за собой следование большинства за ним.

Когда лидер одаривает чьё-то внимание вниманием для травли, остальные с большой вероятностью последуют его примеру, желая казаться значимыми в его глазах. Даже испытывая жалость и сочувствие, мало кто рискнёт защитить или поддержать объект насмешек из страха оказаться на его месте.

Причины действий агрессора могут быть разнообразными.

  • Самоутверждение на фоне того, кто слабее.

  • Желание быть в центре внимания.

  • Месть.

  • Зависть.

  • Ревность.

  • Соперничество.

  • Даже шутка учителя, которая кому-то не понравилась, может спровоцировать насмешки и агрессию.

  • Недостаток любви, внимания, а также жестокое обращение в семье могут побудить человека проявлять агрессию в школе и подражать модели поведения из своего дома.

  • Характер агрессора, его подавляющее, враждебное отношение и одобрение подобного поведения другими.

Как защитить ребенка?

Важно выслушать ребёнка, ставшего жертвой агрессии, задать ему вопросы, а не закрывать глаза на происходящее. В этот момент ребёнку нужна поддержка. Иногда родители обвиняют ребенка или говорят фразы, которые обесценивают его страдания. Важно разобраться в ситуации, чтобы не ухудшить её.

Детям, переживающим буллинг, не следует говорить эти фразы.

«Ты сам во всем виноват»

Успокойте сначала ребёнка, посожальтесь ему, не спешите с выводами, пока всё не разберёте.

«Не делай из мухи слона!»

Ребенку может показаться, что проблема огромна и никак не решится.

«Ничего страшного, с кем не бывает»

Взрослые могут пренебрежительно относиться к чувствам ребёнка, что скажется на его умении управлять эмоциями в дальнейшем. Лучше поговорить с ребёнком о его переживаниях, разобраться в них вместе.

«Не обращай внимания»

Эта фраза сообщает ребенку, что его чувства не важны. Это может заставить его подавлять эмоции, которые все равно останутся и могут проявляться как аутоагрессия: нанесение себе травм, вырывание волос или расчесывание кожи до крови. Также агрессия может направляться на окружающих.

«Не преувеличивай»

Ребята выражают чувства искренне. Нам незначительные моменты могут казаться важными для них.

«Нечего было провоцировать»

Прежде чем предъявить претензии ребенку, проявите к нему поддержку. Возможно, он защищал свои личные границы.

«Ты же мальчик, что постоять за себя не можешь?»

Не следует следовать стереотипам. Мальчик – это прежде всего ребёнок с собственными чувствами и переживаниями. Существуют различные способы повысить его самооценку и научить отстаивать свою точку зрения. К примеру, можно предложить посещать спортивные секции.

«Чего расстраиваешься? Они просто пошутили»

Если шутки вызывают боль, это не шутка. Когда ребенку неприятно, то что для других кажется смешным, его задевает.

Постарайся найти общий язык.

Каждый обязан беречь свои границы. Если ребенка оскорбили, обидели или повредили его вещи, это значит, что нарушили его границы. В такой ситуации важно объяснить ребенку, что нужно защищать свои границы — это верное поведение. Не стоит предлагать ему помириться с обидчиками.

«Почему они так к тебе относятся? Что ты им сделал?»

Иногда ребёнку не нужно совершать никаких действий, чтобы стать объектом преследований.

Формирование личности ребенка происходит в семье. Чувство неуверенности, частые критика и обвинения могут негативно повлиять на его становление. он может транслировать окружающимВ некоторых случаях помочь разобраться в ситуации и взглянуть на неё под другим углом возможно с помощью детского или семейного психолога. Главная ответственность за это возлагается на родителей и взрослых, общающихся с ребёнком.

Важно то, что мы транслируем нашим детям, говорим им, как относимся к их чувствам. Взаимодействуйте с педагогами, ведь от взрослых зависит атмосфера, в которой находятся дети. Только примером и вниманием можно повлиять на благополучие ребенка в обществе.