Семья

Борисов и компания: яркие образы Пушкина в кинематографе


«Пророк. История Александра Пушкина». Премьера — 2025 год. В роли Александра Пушкина — Юра Борисов.

Фотокадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», производства компании Централ Партнершип.


Над проектом работали четыре года. Первые съёмки стартовали в августе 2023 года. Это не традиционный биографический фильм, а музыкально-биографическая лента в духе «Ла-Ла-Ленд». Юра Борисов впервые исполнит песню и станцует на экране. Его партнёрами по съёмочной площадке станут Алена Долголенко (Наталья Гончарова), Аня Чиповская (Елизавета Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Флориан Дестьендр (Дантес), Илья Любимов (Василий Жуковский) и Сергей Гилев (Бенкендорф).

Юра Борисов дебютирует как певец и танцор в кино.

Будем знакомиться со всеми жемчужинами исторических достопримечательностей: от Павильона роз в Павловском парке, Юсуповского, Мраморного, Строгановского дворцов до усадьбы Знаменки и Госархива ВМФ. Некоторые музеи впервые открывают свои двери съемочной группе. Для режиссера Феликса Умарова (сериал «Домашнее поле») это полнометражный дебют, что его немного волнует. Но успокаивает «могучая кучка» создателей: «Централ Партнершип», «Кинослово», студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова при поддержке Фонда кино.

Борисов стремился передать на экране исключительную энергию Пушкина: «Его сложно изложить словами, это непрерывное движение, стремление. Гениальность проявляется в его честности, жажде жизни, которую чувствуешь во всех его произведениях».

«Композитор Глинка», 1952, актер Лев Дурасов

Кадр: фильм «Композитор Глинка»/Мосфильм

Советский фильм о композиторе Михаиле Глинке, дружившем с Пушкиным и писавшем музыку к его поэмам, получил приз иностранных критиков на МКФ в Локарно за лучший фильм. Досмотреть этот фильм до конца крайне сложно из-за восторженных высказываний великих персонажей (включая Гоголя, сыгранного Георгием Вицыным), о праве выводить на сцену «простого мужика». Самым громким выступает камер-юнкер Пушкин, то в цилиндре и фраке, то в бархатном коричневом халате, словно вышедшем из школьного учебника.

Лев Дурасов выступает в роли остроумного мастера слова («Где драка, там и я»), его суровый грим, правда, напоминающий трубочиста с подкрашенными глазами, всё же свидетельствует о живости и веселом нраве. Такому можно доверить свои мысли о будущей великой опере про Ивана Сусанина.

«Наследница по прямой», 1982, исполнитель роли Сергей Шакуров.

Кадр: фильм ««Наследница по прямой»/Мосфильм

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неформальная история от автора «Ассы» Сергея Соловьева о юных героях, ведущих взрослые разговоры о вечном. 13-летняя Женя живет в доме у моря, играет на гитаре и гадает по «Онегину». Девочка часто посещает руины старинной дачи, где якобы бывал Пушкин и писал любовные письма прапрабабке Жене – графине Лопухиной.

Женя уверена, что является прямой наследницей великого поэта, которого видит как во сне, так и в видениях. Поэт грустно гуляет вдоль пасмурного моря. Его роль исполняет Сергей Шакуров. В темных кудрях, полумраке и развевающемся черном плаще он ходит вдоль волн и снова и снова повторяет строки из письма к возлюбленной. Несмотря на то, что он появляется ненадолго, в коротких сценах, каждая сцена запоминается. Это происходит потому что одни и те же слова он произносит всё с большей силой чувства, а ближе к концу уже отчаяния и тоски.

«Полная луна», 1998, с участием Евгения Стычкина.

Кадр: фильм «День полнолуния»/Мосфильм

Необычный фильмВ философской притче Карена Шахназарова, сборнике коротких сцен из жизни случайных прохожих, «наше все» играет Евгений Стычкин. Белокожий и пухлый, узнаваемый разве что по бакенбардам и плащу (тоже белому), лирик возникает на страницах повести «Путешествие в Арзрум», которую читает обычный мальчик в обычной квартире. Мы застаем Александра Сергеевича в степи среди овец и лошадей. Ветер раздувает его кудри и фалды плаща. Именитый путешественник заглядывает в юрту калмыцкой семьи и пытается разговорить скромную девушку. Но русскому гостю она не слишком интересна.

В данном контексте Пушкина представляют как вымышленного персонажа, осведомленного о дате и обстоятельствах своей гибели.

В кадре ему говорят о предстоящей поездке на Кавказ для сражений с турками, но смерть его не постигнет на поле битвы.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пушкин. Последняя дуэль». 2006 год. В главной роли Сергей Безруков.

Источник изображения: кадр фильма «Пушкин. Последняя дуэль», предоставленный Захаровским благотворительным пушкинским фондом «Истоки».

Драма Натальи Бондарчук – самая полная из кино-биографий поэта. В ней приводятся факты, о которых не рассказывают в учебных заведениях. Например, что секунданта на дуэли Константина Данзаса приговорили к смертной казни, у Пушкина было четверо детей и император назначил семье погибшего достойное пожизненное содержание.

Фильм представляет собой расследование. Это исторический детектив о поиске авторов письма, которое привело к дуэли.

Сергей Безруков органично вживается в роль Пушкина. Несмотря на сходство с росомахой из «Людей икс» в шубе и растрепанных бакенбардах, образ заводного, смелого человека, страдающего от нежности к жене и радостям жизни, ему удался.

Проникновенно переданы муки от полученного ранения, последние дни Пушкина изображены ярко и пугающе.

Фильм «Спасти Пушкина», 2017 год, с актером Константином Крюковым.

Кадр: фильм «Спасти Пушкина»/КАРО-Продакшн

Юмористическая лента о приключениях школьников, случайно вернувших из прошлого великого поэта, скорее понравится поклонникам «Ералаша». Смешные моменты с лошадью в машине и рэп Пушкина вызывают недоумение.

Мы встречаем актера Константина Крюкова в подобном состоянии на протяжении всего фильма. Он непрерывно удивляется устройству современного мира. Конечно, есть и положительные стороны в этом воплощении Пушкина: например, натуральные кудри Константина, которые специально выращивал ради съемок в проекте, и сюртук, который сидит на нем прекрасно. Однако голос его слабый. игра беспомощная.

Сменив местоположение, Пушкин постоянно моргает, раздувает ноздри и приоткрывает рот, напряжённо изучая то видеокамеру, то автоматическую ручку.

Его всё время сопровождают под руку и он послушно следует за ними. Видя это, хочется улыбаться, так что комедия получилась по меньшей мере частично.