Борисов и коллеги. Значительные представители Пушкина в кинематографе
«Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, актёр Юрий Борисов.

Над проектом работали четыре года. Съемки стартовали в августе 2023 года. Это не традиционный биографический фильм, а музыкально-биографическая лента в стиле «Ла-Ла-Ленд». Юра Борисов впервые исполнит песни и станцует в кадре. Его партнерами станут Алена Долголенко (Наталья Гончарова), Аня Чиповская (Елизавета Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Флориан Дестьендр (Дантес), Илья Любимов (Василий Жуковский) и Сергей Гилев (Бенкендорф).
Мы увидим лучшие исторические места: от Павильона роз в Павловском парке до усадьбы Знаменки и Госархива ВМФ, включая Юсуповский, Мраморный и Строгановский дворцы. Некоторые музеи впервые открывают свои двери съемочной группе. Для режиссера Феликса Умарова (сериал «Домашнее поле») это полнометражный дебют, что его немного беспокоит. Однако команда «Централ Партнершип», «Кинослово», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова при поддержке Фонда кино даёт ему уверенность.
Борисов старался передать на экране исключительную энергию Пушкина: «Словами трудно описать то, что он представлял собой, это стремление, постоянное движение. Полагаю, его гениальность в честности, жажде жизни, которая прослеживается во всех произведениях».
«Композитор Глинка», 1952, актер Лев Дурасов
Советский фильм о композиторе Михаиле Глинке, дружившем с Пушкиным и писавшем музыку к его поэмам, получил приз иностранных критиков на МКФ в Локарно за лучший фильм. Досмотреть этот «шедевр» до конца крайне сложно из-за слишком восторженных выступлений великих персонажей (включая Гоголя-Георгия Вицына) о праве показывать на сцене «простого мужика». Самым громким выступает камер-юнкер Пушкин, то в цилиндре и фраке, то в бархатном коричневом халате, словно вышедшем из школьного учебника.
Лев Дурасов воплощает дерзкого мастера слова («Где драка, там и я»), несмотря на строгий грим, напоминающий трубочиста с подкрашенными глазами, но вполне живого и жизнерадостного. Такому можно доверить свои задумки о будущей великой опере про Ивана Сусанина.
«Наследница по прямой», 1982 год, исполнитель роли — Сергей Шакуров.
В новой истории от автора «Ассы» Сергей Соловьев рисует портрет юных героев, ведущих беседы на вечные темы. 13-летняя Женя живет в доме у моря, играет на гитаре и гадает по «Онегину». Девочка часто навещает руины старинной дачи, где, как гласит легенда, бывал Пушкин и писал любовные письма ее прапрабабке графине Лопухиной. Возможно, их связь была не только перепиской.
Женя считает себя прямым наследником великого поэта, которого видит то во снах, то в видениях. Поэт грустно гуляет вдоль пасмурного моря. Его играет Сергей Шакуров. В темных кудрях, полумраке и развевающемся черном плаще он ходит вдоль волн и повторяет строки из письма к возлюбленной. Несмотря на то что он появляется мельком, в коротких эпизодах, эти сцены западают в душу: одни и те же слова произносятся с все большим чувством, а ближе к финалу уже отчаянием и тоской.
Фильм «День полнолуния», 1998 год, с участием актера Евгения Стычкина.
В фильме ему говорят девушке из юрты, что едет на Кавказ воевать с турками, но умрет не на войне. Забавно, что в другом фильме о Пушкине Стычкин сыграет Лермонтова.
«Пушкин. Последняя дуэль», 2006 год, исполнителем роли выступает Сергей Безруков.
Драма Натальи Бондарчук – самая подробная среди кино-биографии поэта. В ней есть факты, о которых не рассказывают в школе: секундант на дуэли Константина Данзаса получил смертный приговор, у Пушкина было четверо детей, а император выплатил семье погибшего приличное пожизненное пособие.
Фильм представляет собой расследование, интригующий исторический детектив, где центральное место занимает поиск авторов письма, которое привело к дуэли.
Моменты страдания после ранения переданы мощно, последние дни Пушкина изображены живо и пугающе.
«Спасти Пушкина» — фильм 2017 года с актером Константином Крюковым.
Юмористическая история о двух школьниках, случайно вернувших из прошлого великого поэта, скорее понравится поклонникам «Ералаша». Шутки про лошадей в машине и рэп Пушкина выглядят странно. Возникает желание спросить: «Это было на самом деле?».
Его везде ведут за руку, и он беспрекословно следует. Видя это, хочется улыбнуться, то есть пьеса в какой-то мере удалась.