Биполярное расстройство у детей и подростков: симптомы, о которых вы не знали
В основном биполярное расстройство диагностируется у детей в возрасте 11–15 лет. Самостоятельно обнаружить психопатическое отклонение сложно, поскольку многие школьники в это время переживают и испытывают стресс. Часто биполярное расстройство путают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Что такое биполярное расстройство
Биполярное аффективное расстройство (ранее маниакально-депрессивный психоз) — это психическое заболевание, при котором у детей резко меняется эмоциональное состояние: от крайне позитивного до негативного.
Многие годы биполярное расстройство считалось болезнью взрослых. Но в 1990-х годах исследователи доказали, что биполярное расстройство может проявляться в детстве в редкой форме, известной как педиатрическое биполярное расстройство. По данным Национального института психического здоровья, эта форма биполярного расстройства часто более тяжелая, чем форма, начинающаяся у взрослых, и дети с этим заболеванием имеют более частые смены настроения и более смешанные эпизоды.
Биполярное расстройство с ранним началом встречается редко. Оно может начаться уже в возрасте 6 лет, и многим детям с этим заболеванием изначально ошибочно ставят диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) или депрессия — в зависимости от того, как чаще всего проявляются их симптомы.
Биполярные симптомы у детей и подростков
Во время маниакальной фазы
- Ребёнок показывает гиперактивное, чрезмерно счастливое или невероятно глупое поведение, необычное для личности ребёнка.
- Говорит быстро или переключает тему на полуслове, не замечая этого.
- Сосредотачивается на одном предмете или действии при полном отключении от всего, что его окружает.
Биполярное расстройство — это психическое заболевание, при котором у детей резко меняется эмоциональное состояние: от крайне позитивного до негативного.
- Раздражается, когда возникают препятствия или ему говорят «нет».
- Обладает богатым воображением, придумывает сложные сюжетные линии.
- Быстро злится и становится агрессивным из-за незначительного пренебрежения.
- Не испытывает чувства усталости или потребности в длительном сне; выражает отсутствие интереса к дремоте, отдыху или отходу ко сну ночью; часто встаёт ночью.
- Выказывает озабоченность сексом или сексуальными мыслями; говорит о сексе в неподходящее время.
- Совершает публичные, опасные или не соответствующие возрасту действия в соответствии с сексуальными желаниями; чрезмерно мастурбирует или участвует в рискованном сексе в подростковом возрасте.
- Видит или слышит то, чего нет.
Во время депрессивной фазы
- Ребёнок ведёт себя необычно, плачет и грустит.
- Жалуется на частые боли в животе и головные боли.
- Спит дольше, чем обычно.
- Ест слишком мало или слишком много; может очень быстро набрать вес или похудеть.
- Проявляет мало интереса к обычной деятельности.
- Говорит о том, что он плохой ребёнок, или задаётся вопросом вслух, все ли его ненавидят.
- Озабочен мыслями о смерти, говорит о самоубийстве. Маленькие дети говорят о том, как было бы лучше для всех, если бы они «ушли навсегда» или «никогда не родились».
Симптомы педиатрического биполярного расстройства в школе
Биполярное расстройство иногда выглядит немного по-другому в школе, где ребёнок находится среди сверстников и взрослых, с которыми он не состоит в родстве.
При биполярном расстройстве ребёнок быстро злится и становится агрессивным из-за незначительного пренебрежения.
Во время маниакальной фазы
- Ребёнок иногда кажется очень коммуникабельным: легко заводит новых друзей и очаровывает взрослых тем, что мыслит не по годам.
- Ведёт себя чрезмерно властно с друзьями; расстраивается из-за незначительных разногласий или из-за того, что друзья не выполняют его приказы.
- Отказывается слушаться учителей и других авторитетных лиц; действует «неконтролируемо»; проявляет чрезмерную гиперактивность.
- Показывает неподобающее поведение — снимает одежду в классе или громко поёт во время урока.
- Не может заснуть во время дневного сна или спокойно почитать.
- Не способен перестроиться на новый лад; выказывает расстройство или буйство при нежелательных переменах.
- Не может сконцентрировать внимание на школьных занятиях; часто не может усидеть на месте.
- Может дурачиться, а потом резко разгневаться или проявить агрессию, без провокации.
- Совершает опасные и импульсивные поступки. Например, может взобраться на самое высокое дерево или убежать с уроков.
Во время депрессивной фазы
- Ребёнок теряет интерес к друзьям или регулярным играм; сидит в одиночестве во время перемены вместо того, чтобы участвовать в веселье.
- Демонстрирует антиобщественное поведение или страх перед одноклассниками, например, внезапно цепляется за ногу родителя, когда его высаживают из машины.
- Полагает, что никто не любит его.
- Часто жалуется на боли и недомогания; часто просит, чтобы его отпустили в кабинет медсестры или чтобы его забрали родители.
- Зациклен на смерти, часто рассказывает об этом другим ученикам или учителю.
- Не способен сосредоточиться на школьных занятиях; кажется, что он «не в себе».
У большинства детей с биполярным расстройством чередование мании и депрессии происходит гораздо быстрее, чем у взрослых. Также у взрослых циклы обычно длятся в течение недель, месяцев или даже лет, у ребёнка эти симптомы могут циклически повторяться несколько раз в день.
Ребёнок с биполярным расстройством обладает богатым воображением, придумывает сложные сюжетные линии.
Чем отличаются детское биполярное расстройство и СДВГ
Сходства
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и биполярное расстройство имеют схожие симптомы, включая, среди прочего, импульсивность, раздражительность и гиперактивность. СДВГ и биполярное расстройство обычно встречаются вместе, но показатели коморбидности варьируются в разных исследованиях. Поэтому тщательная дифференциальная диагностика имеет решающее значение для лечения.
Отличия
- Симптомы СДВГ, как правило, проявляются в раннем детстве, тогда как биполярное расстройство обычно развивается в более позднем возрасте.
- СДВГ является хроническим и присутствует всегда. Биполярное расстройство проявляется эпизодами, которые чередуются с более или менее нормальным уровнем настроения.
- Дети с СДВГ имеют сильные эмоциональные реакции на события или триггеры в своей жизни. Счастливые события приводят к очень счастливому, взволнованному настроению. Несчастливые события — особенно опыт отказа, критики или насмешек — вызывают сильно грустные чувства. При биполярном расстройстве изменения настроения приходят и уходят без какой-либо связи с жизненными событиями.
- По мере того, как ребенок учится в школе, повышенные академические требования могут усугубить симптомы СДВГ, которые не следует путать с началом биполярного расстройства.
- Ребенок с СДВГ может демонстрировать расторможенное поведение. Его нельзя путать с приподнятым настроением, которое может вызвать биполярное расстройство.
- Дети с СДВГ могут капризничать перед сном, тогда как у детей с биполярным расстройством (особенно во время маниакальных эпизодов) реально отсутствует чувство усталости или потребности в длительном сне.
- При диагностике важен семейный анамнез расстройств, поскольку биполярное расстройство имеет явный генетический компонент. Когда у одного из родителей биполярное расстройство, риск для каждого ребёнка составляет от 15 до 30%.
Лечение биполярного расстройства у детей и подростков
Выбор способов лечения биполярного расстройства зависит от выраженности клинической картины. Оно может быть неотложным (для купирования острых симптомов), продолжающимся (для закрепления терапевтического эффекта) и поддерживающим (для стабилизации состояния больного).
В лечении биполярного расстройства применяются медикаментозные и психотерапевтические методы.
В лечении биполярного расстройства применяются медикаментозные и психотерапевтические методы.
Медикаментозное лечение
Биполярное расстройство – неизлечимое заболевание. Но с помощью лекарственных препаратов можно добиться успеха в устранении острых симптомов.
Медикаментозная терапия у подростков схожа с лечением биполярного расстройства у взрослых, но необходимо учитывать юный возраст пациентов. Категорически запрещается самостоятельно назначать лекарственные средства. Подобрать их может только врач, специализирующийся на лечении психических расстройств. В зависимости от прогрессирующего эпизода и возраста больному назначают разные группы лекарственных препаратов, таких как антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, стабилизаторы настроения, противотревожные препараты.
Психотерапия
В психотерапии разработаны специальные методы, позволяющие справиться с симптоматикой заболевания, а также предупредить рецидивы:
Когнитивно-поведенческая психотерапия, в основе которой лежат взаимоотношения между пациентом и его родителями для корректировки состояния больного.
Диалектическая поведенческая терапия — серия занятий для снижения тревожности, депрессивности, частоты возникновения суицидальных мыслей.