Алексей Пажитнов и рождение игры «Тетрис»

Авиационный институт и МГУ
Алексей родился 16 апреля 1955 года в Москве. Отец его, Леонид Пажитнов, был литературоведом и философом, дед по отцовской линии — актёром. С детства у Пажитнова-младшего проявлялись способности к математике, поэтому учился он в математической школе № 91. В это время там работал один из создателей системы матклассов Владимир Сапожников. После школы Пажитнов поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса перевёлся на мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова.
Как был создан «Тетрис»
Желание отдохнуть, перезагрузить мысли и протестировать появившиеся идеи побудило программиста начать эксперименты с разработкой компьютерных головоломок. Разработка «Тетриса» Алексея вдохновилась настольной игрой — пентамино. Будучи заинтересованным в создании компьютерной версии этой игры, он за основу взял семь фигурок, ставшие позднее стандартным набором Тетриса. За две недели Пажитнов запрограммировал костяк игры для компьютера «Электроника 60» в 1984 году. Первый вариант выглядел просто, но игру можно было запускать. Это был настоящий прорыв для того времени.
Как «Тетрис» стал цветным
В истории участвует ещё одна фигура — программист Вадим Герасимов. Несмотря на то, что фактически он не был создателем игры, сделал для неё многое, переведя «Тетрис» в цветную версию. Ему было всего шестнадцать лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы парень мог потренироваться в программировании. Там заметили талантливого молодого человека и пригласили поработать над «Тетрисом».
В чем причина передачи авторских прав на «Тетрис» Пажитновым Стейну?
Популярность «Тетриса» росла, игра распространилась по Москве, затем по всей стране и всему миру. Через несколько месяцев венгерский импортёр программного обеспечения Роберт Стейн приехал в столицу. Неизвестно почему, но Алексей Пажитнов передал Стейну «Тетрис». Стейн не дарил полученную безвозмездно интеллектуальную собственность и продал права на игру компании Mirrorsoft и её дочерней компании Spectrum HoloByte.
Алексей Пажитнов позже заявлял, что никаких письменных соглашений, договоров или разрешений на продажу прав на игру Стейн от его имени не было получено. Дальше история игры принимает запутанный и увлекательный оборот.
Mirrorsoft и Spectrum HoloByte выпускают свой вариант «Тетриса» с качественной графикой и звуком (прав на игру они приобрели у Стейна). Затем продают права на игру другим компаниям по условиям сублицензирования. Тетрис продолжает развиваться, уже независимо от создателей. Игра становится сенсацией. Западные журналисты пишут о первой игре из-за «железного занавеса» и находят истинного создателя… Стейн едет в Москву, чтобы купить права у реальных создателей «Тетриса», но получает отказ… В общем, чем дальше, тем труднее было понять, кто же теперь имеет права на игру. Посмотрите документальный фильм «Тетрис» на канале Ne PSD.
«Тетрис» стоит 1,5 миллиарда долларов
К началу 1989 года после многочисленных разногласий шестеро компаний заявили о своих правах на версии «Тетриса» для различных компьютеров и устройств. Противоречия по издательским правам достигли такой степени остроты, что в него вмешался глава СССР Михаил Горбачев.
За десять лет существования «Тетриса» Алексей Пажитнов не получал денег. Лишь в 1996 году, после истечения срока лицензии, создатель игры начал получать небольшие отчисления от продаж.
Алексей мог бы заработать тридцать миллионов долларов, не отдав свои права на десять лет Стейну. В целом, издания приводят сумму, полученную от «Тетриса», в размере полтора миллиарда долларов США. Сейчас брендом «Тетрис» владеют Пажитнов и Роджерс — по 50 процентов каждый: Алексей Пажитнов и Хэнк Роджерс, голландский дизайнер видеоигр и предприниматель.
Почему «Тетрис» так популярен
Алексей в интервью выразил интерес: как бы сложилась судьба «Тетриса», если бы он появился в наше время, а не 30 лет назад? Влюбились бы люди в него столь же сильно? Или дело было в том, что тогда просто не существовало игр, сравнимых с «Тетрисом»? Тем не менее, «Тетрис» доказал, что время здесь ни при чём. Игра остаётся популярной и сейчас. Теперь это уже не просто игра, а соревновательный вид спорта, финалы которого собирают миллионы просмотров на YouTube.
Личная жизнь Алексея Пажитнова
Создатель «Тетриса» женат и проживает с супругой, переводчицей Ниной Пажитновой, родившей ему сыновей Петра и Дмитрия, с 1991 года в США. По словам программиста, переезд в Америку был по инициативе партнёра по бизнесу. Через пять лет после переезда, в 1996 году, он начал работать в компании «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandoras Box. В 2017 году младший сын Пажитнова Дмитрий погиб во время горнолыжного спуска на горе Рейнир.
«Человек мира»
Алексей Пажитнов живет в Сиэтле. Создатель игры «Тетрис», проживший в Америке более 30 лет, говорит, что не считает себя полностью американцем или русским. Он где-то посередине: «Я хорошо себя чувствую на этой планете и думаю, что я — человек мира».
Кинолента «Тетрис» рассказывает об этой истории.