Александр Митта и любовь «королевы стиляг» к фильму «Экипаж»

Отнятое детство
Детство будущего режиссёра было очень коротким: его окончил в возрасте четырёх лет. В 1937 году на партсобрании завода, где работала мать, её обвинили в произнесении антисоветских лозунгов. Ареста этого оказалось достаточно. Молодая женщина попала в лагерь и провела там десять лет. Всё это время Саша жил то у тёти, то в детском доме, то с отцом.
Десятилетняя глава семьи
В это время где-то подрастала девочка, которой суждено было стать его женой. Её звали Лиля Майорова, и детство её тоже было непростым. В десять лет девочке пришлось стать главной добытчицей: родители тяжело заболели, она выхаживала маму с папой и одновременно зарабатывала деньги. Шила вручную, без машинки, модные юбки и продавала их на базаре. Юбки разлетались не хуже горячих пирожков, ведь в те годы трудно было купить что-то модное и нарядное. Кроме юбок, Лиля расписывала отрезы марли акварельными красками: на них распускались экзотические цветы, пели яркие птицы… Правда, стирать эти платки-шарфы нельзя было: об этом юная мастерица честно предупреждала покупателей.
Врачи выносили её родителей. Сам настолько ослабла, что заболела тифом и чуть не умерла — её даже увезли в морг, но, к счастью, один из санитаров заметил, что девочка пошевелилась. Когда потом, спустя годы, Лилия рассказала свою историю Александру, он был потрясён и снял об этом фильм «Затерянный в Сибири».
«Запретная» любовь
Любовь к красоте и радости крепко обосновалась в душе Лилии, сопровождая её всю жизнь. Повзрослев, она устроилась в редакцию, где рисовала яркие иллюстрации для детских книг. Там Александр Митта заметил её – он приносил свои тексты и делал карикатуры. Лилия была замужем, но чувства к Александру оказались сильными и взаимными. Вскоре о их романе стали распространяться слухи.
Пожертвовала Америкой ради сына
Однажды Лиля поняла, что не может жить без любимого, и ушла к нему. Два года бывший муж не давал ей развод. За это время у них родился сын Женя. Его могло и не быть. В то время, когда Лилия забеременела, театр кукол Образцова собирался на гастроли в США. Это была редкая удача: можно было заработать много денег. Артисты уговаривали Лилю сделать аборт и не упустить такой шанс. Но она отказалась: выбрала ребёнка, пожертвовав Америкой, о чём никогда не жалела.
Поженились они без особых торжеств.
Королева стиляг
Жена режиссёра Митты была признанной модницей Москвы, «королевой стиляг». Валерий Тодоровский обращался к ней за советом при съемках фильма «Стиляги», поскольку Лилия хорошо знала этот мир. Московские девушки следовали маршруту её движения на работу и каждое утро сопровождали толпами любопытных из-за её всегда потрясающих нарядов: то шарф с рукавами и капюшоном, то шляпка, то платье с кринолином. По словам Александра Митты, именно его жена придумала туфли на платформе и прозрачный пластиковый плащ. Даже иллюстрируя книги, Лилия Моисеевна всегда вкладывала выдумку и любовь к красоте: например, создала книжку-раскладушку, поразившую детей, как и куклы в театре Образцова, которые она шила.
Дружили с Высоцким
Митт часто в интервью рассказывает о своей жене Лиле.
Его искренне восхищает жена, он гордится её талантами и трудолюбием, увлечённостью творчеством. О себе говорить не любит — слишком скромный человек. Для всех друзей пара — неразрывное целое. Когда-то именно Лилия подружилась с… Владимиром Высоцким Приведя его в свой дом, семья Митты и Майоровой стала родной для «всенародного Володи». Он делился с Лилией секретами и переживаниями, просил совета, читал стихи.
Высоцкого давно нет на этом свете, но Лилия Моисеевна ни разу не вынесла на публику его тайны, хотя ей известно многое: для неё это просто невозможно, ведь Высоцкий ей доверял.
Хозяйка салона
В доме собиралась московская творческая интеллигенция два десятка лет. Образовался настоящий клуб или салон. Лилия Майорова работала дома весь день — рисовала, шила. Ближе к вечеру бежала на рынок и покупала телячью или баранью ногу. Приготовленная в духовке, она распространяла умопомрачительный аромат, на который начинали стекаться гости — актёры, режиссёры, музыканты приходили прямо после спектакля. Все знали: кухня Митты — это и общество литераторов, и место, где можно излить душу, и клуб по интересам, и бардовский фестиваль. Здесь всем было хорошо — тепло и уютно.
Семейная гармония
Лилия не участвовала в экспедициях с мужем, не появлялась на съёмках. Ей часто приходилось наблюдать распад семей, где жена всегда следовала за супругом. Хотелось ей жить с Миттой долго и счастливо.
Митта творил — Лилия не мешала. Когда творческий кризис постигал его, она брала на себя обязанности добытчика: рисовала книги, оформляла мебель, придумывала игрушки. Благодаря такой гармонии сегодня у нас есть фильмы Митты — «Москва, любовь моя» и «Как царь Пётр арапа женил». «Экипаж» «Сказка странствий», «Граница. Таёжный роман»… Почти в каждом фильме присутствует Лиля — его любимая. Где-то на заднем плане, полутонами, намеком. Где-то — центральным образом. Без неё не было бы этих фильмов, ведь она — центр Вселенной для мужа. А он — для неё. В этом был секрет их семейного счастья.