Афродизиаки в еде и напитках: как в древние времена приманивали страсть
Поиск веществ, способны разжечь сексуальную страсть, усилить удовольствие от полового акта, устранить эректильную дисфункцию и улучшить выработку спермы занимал ума врачевателей, лекарей и обычных мужчин и женщин на протяжении всей истории человечества. При этом уже в средние века проводились различия между стимуляторами фертильности, положительно влияющими на качество спермы и яйцеклеток, и веществами, способными усилить половое влечение.
Как связаны еда и секс?
Связь между пищей и сексом сама по себе очевидна — в конце концов, они оба связаны с утолением голода. Глубокая взаимосвязь между самим актом еды и сексуальным желанием уже доказана современными учёными и врачами самых разных специальностей. Но и до нашего времени различным видам пищи приписывали почти магическое воздействие на сексуальный аппетит и мужскую силу – правда, объяснить это явление с позиций науки пока не могли.
Поскольку еды было мало, а недоедание влияло как на мужскую, так и на женскую сексуальность, чтобы поддерживать тело в рабочем состоянии, продукты выбирали с особой тщательностью. Некоторые из них ещё несколько веков назад приобрели репутацию афродизиаков из-за их сходства с человеческими гениталиями — например, морковь, спаржа, инжир и артишоки и, что уж совсем странно, рог носорога. К стимуляторам причислялся и стручок ванили, напоминающий влагалище. Считалось также, что округлые (бульбообразные) продукты питания, такие как яйца, свекла и фенхель, тоже обладают сексуальной силой.
Эту связь между внешним видом определенных продуктов и их функцией объясняло древнее учением о сигнатурах. Согласно его правилам, наделявшим многие растения качествами, которыми они на самом деле не обладали, между болезнью и лекарством должно существовать некоторое внешнее сходство.
Древние афродизиаки: «принадлежащие Афродите»
Согласно Оксфордскому словарю, под словом «афродизиак» понимается «пища или лекарство, которое, как принято считать, вызывает у людей сильное желание заняться сексом». Слово произошло от греческого слово aphrodisiakos, которое имеет один корень со словом aphrodiosis, что означает «принадлежащий Афродите», греческой богине любви.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
Поэт Гесиод писал, что Афродита была наречена именем в честь aphros, т. е. морской пены, так как предполагалось, что богиня вышла из моря. Легенда гласит, что Гея (Земля) и её дети разгневались на Урана (Небо). Гея поручила младшему сыну Кроносу избавиться от отца. Тот, испытывая отвращение к Урану, сбросил его с небес, перед этим отрезав ему гениталии. Кровь из раны попала в море и образовала пену, из которой родилась прекрасная Афродита, богиня любви, красоты, наслаждения, страсти и плодородия.
Какими продуктами стимулировали желание в Древней Греции и Риме
Согласно первому тому «Энциклопедии сексуального поведения», вышедшей под редакцией Альберта Эллиса и Альберта Абарбанеля, греки много писали на тему афродизиаков и продуктов, являющихся стимуляторами либидо.
- Аристотель верил в стимулирующие свойства шафрана и использовал его, чтобы приправить свою еду и свою сексуальную жизнь.
- Артишоки, по мнению греков, обеспечивают рождение сына. В греческой мифологии есть легенда, что, когда Зевс был отвергнут красивой женщиной, он превратил ее в артишок, колючий снаружи и мягкий внутри.
- Гиппократ, отец медицины, советовал мужчинам есть чечевицу, чтобы поддерживать «огонь» в пожилом возрасте.
- Философ и историк Плутарх был большим поклонником фасоли и ел в больших количествах фасоладу (суп из белой фасоли), которая, кстати, в Греции стала национальным блюдом.
- Также греки верили в способность грибов трюфелей возбуждать чувства своим мускусным ароматом.
- Репчатый лук как у греков, так и у римлян тоже считался сексуальным стимулятором. Известно, что Гомер каждый день ел много чеснока, чтобы поддерживать мужскую силу на должном уровне.
- Аристотель советовал своему воспитаннику Александру Македонскому не позволять солдатам пить мятный чай перед боем, потому что напиток мог увести их мысли в другое направление.
- В списке афродизиаков у греков также числился лавровый лист с его лёгкими наркотическими свойствами. Его заваривали кипятком и принимали в виде настоя.
- Ну и конечно, морепродукты и моллюски (особенно, устрицы) – как не приписать «любовные» свойства продукту, который, как и богиня Афродита, «рождается в пене морской».
Согласно Части VI Кембриджской всемирной истории продуктов питания, греческий врач I века до н.э. Гераклид из Тарента писал об афродизиакальных свойствах определенных продуктов, в частности увеличивающих количество спермы: «Луковицы, улитки, яйца и тому подобные яства должны влиять на производство семени, потому что сама их природа в первую очередь обладает свойствами, родственными по своей природе семени».
Артишоки и морковь издревле считались мощными афродизиаками из-за их внешнего сходства с мужскими половыми органами
Виноград – был частым гостем римских оргий. На мозаиках и фресках того времени обнаженные фигуры чистят его и кормят друг друга в эротической игре. Это же касалось вина, т. е. перебродившего винограда, который действовал на участников как релаксант. Так, на винной чаше 8-го века до нашей эры выгравирована надпись, которая гласит: «Тот, кто выпьет из этой винной чаши, тотчас же будет охвачен прекрасным чувством желания от самой Афродиты».
Рассуждения на тему афродизиаков есть и у Плиния Старшего, который утверждал, что корень мандрагоры повышает потенцию, потому что похож на женские гениталии. Пожилым римлянам также рекомендовали потреблять сперму молодых мужчин, полагая, что она сможет передать им их мужскую силу. Римский врач Гален, считавшийся экспертом по афродизиакам, советовал есть только теплую и влажную пищу, например, вареные устрицы, морковь и горох.
«Римляне времён упадка» (1847). Тома Кутюр
Но царем всех афродизиаков как для греков, так и для римлян был сатирион (его мы знаем, как ятрышник мужской). В греческих и римских письменах было зарегистрировано множество смелых утверждений об уникальных свойствах растения. К сожалению, в наше время его не смогли точно идентифицировать, хотя считается, что он похож на дикую орхидею. Описание цветка можно найти разве что в Красной книге. Философ Теофрат утверждал, что прием настоя сатириона позволял совершать 70 половых актов подряд! Другой римский автор предполагал, что, чтобы вызвать сексуальное возбуждение, достаточно втирать сок цветка, а третий утверждал, что хватит и просто подержать часть растения в руке!
Тайные секс-стимуляторы Клеопатры
Одна из самых известных историй о соблазнении из древности — это история о роскошном обеде Клеопатры и Марка Антония. Марк Антоний недоумевал, как Клеопатра могла позволить себе столько потратить за одну ночь. Клеопатра же отвечала, что достаточно богата, чтобы выложить за один поздний ужин то, что другим бы хватило на покупку загородного поместья. В разгар веселья Клеопатра велела принести ей стакан вина и бросила в него свою жемчужную серьгу — самую большую жемчужину в мире в то время — и, растворив ее, выпила.
«Банкет Клеопатры», Герард де Лересс. Клеопатра держит в руке ту самую жемчужную серьгу
Древние египтяне считали, что и вино, и уксус обладают свойствами афродизиака, и Клеопатра, хвастаясь своим богатством перед возлюбленным, в то же время готовила себя к тому, что последовало за банкетом. Интересно, что в то время, когда в большей части древнего мира афродизиаками стимулировали мужскую потенцию, в Египте ими пользовались преимущественно женщины — по крайней мере, такие влиятельные, как царица Клеопатра. Обретя статус прекрасной соблазнительницы, перед которой не устояли Юлий Цезарь, Марк Антоний и множество других правителей, Клеопатра пускала в ход не только жемчуг. По свидетельству её современников, царица также пользовалась духами со специально подобранными ароматами и опиатами, которые примешивала в напитки своим могущественным любовникам.
Готовясь к встрече с мужчинами, Клеопатра принимала ванны с кардамоном и натирала тело коричным маслом. Спальня была устлана лепестками роз. А обязательным ингредиентом подаваемых блюд всегда становился базилик, известный своими стимулирующими свойствами. Легенды гласят, что половые органы царица смазывала смесью меда и дробленого миндаля, что сводило её мужчин с ума.
Древнеиндийская терапия Ваджикарна
В индийской системе медицины Аюрведа есть целая ветвь, посвященная терапии ваджикарна (от ваджи – «жеребец», т. е. придающей мужчинам выносливость жеребца). Афродизиаки Ваджикарна изготавливались на основе трав и растений. В Камасутре Ватсьаяна, древнеиндийском руководстве о сексе, целая глава посвящена продуктам-афродизиакам, опять же в основном из трав и растений. Их главная цель – увеличение производства шукры или семени.
В Аюрведе также описаны методы лечения таких мужских проблем, как эректильная дисфункция, преждевременная эякуляция, потеря либидо и низкий уровень тестостерона.
Одними из самых эффективных продуктов для мужчин, на которые полагалась Аюрведа, считались молоко, мед, мускатный орех, шафран, чеснок, дикая спаржа (шатвари) и зимняя вишня (ашваганда). Женщинам рекомендовали принимать мети (пажитник), так как считалось, что он способствует увеличению груди и усилению полового влечения. Очень причудливое предписание даёт «Сушрута-самхита» — второй по значимости канон Брихат-трайи после «Чарака-самхиты»: «Очищенное масло следует варить с яйцами или семенниками аллигаторов, мышей, лягушек и воробьев». Этим снадобьем следовало смазывать стопы мужчины перед встречей с женщиной. Считалось, что с помощью этого средства он «сможет быть с женщиной с неослабевающей силой, пока не коснется земли ногами».
«Влюбленные в объятиях», фолиант из Индии, Мадхья-Прадеш, Малва, 1660 год
Афродизиаки древнего Востока
В китайском медицинском трактате 2600 г. до н.э. упоминается зелье из 22 ингредиентов, которое император выпил перед тем, как «оседлал 1200 женщин и обрёл бессмертие». Традиционная китайская медицина изначально выступала за употребление в пищу половых органов животных для повышения мужественности. Так, признанным афродизиаком у китайцев считались рога и пенис носорога.
Знания о многих древних китайских афродизиаках сохранилась и до наших дней, и это, к сожалению, способствовало угрозе вымирания некоторых видов животных.
Император Шэнь-Нунг (3500-2600 гг. до н.э.), считавшийся отцом китайской медицины, в своем трактате «Шэнь Нунг Бэньчау Цзин» каталогизировал более 365 видов лекарственных растений, которые он лично пробовал на вкус. Именно Шэнь Нунг описал свойства женьшеня и сделал его основной китайской фитотерапии импотенции. По словам императора, разжёвывая корень, он добивался страсти и сексуального удовольствия.
Коренья и травы — основа китайской секс-терапии
Кстати, репутация женьшеня как афродизиака тоже основывалась на учении сигнатур – мы рассказывали о нем чуть раньше. Корень имеет фаллическую форму – значит, точно полезен мужскому органу, считали древние.
А в публичных домах феодальной Японии ю-дзё – профессиональные проститутки – помимо женьшеня давали клиентам корень лотоса и обугленных тритонов.
Еще больше фактов об афродизиаках
И в других местах древнего мира выделяли продукты, которые, по наблюдения, усиливали сексуальное желание. Так, правитель ацтеков Монтесума, прежде чем посетить гарем, подкреплялся 50 чашками шоколада. Говорят, подобные сладкие «лекарства» широко употребляли и конкистадоры. И приятно, и полезно!
В арабской народной медицине для лечения головных болей и улучшения половой функции использовалось вещество под названием амбра, добываемое из кишечника самцов кашалотов. Свойства афродизиака приписывали и трюфелям. Согласно одной истории, мухтасиб Севильи запретил продавать грибы рядом с мечетью, опасаясь, что они «испортят нравы добрых мусульман».
В Южной Европе активно использовали порошок из высушенного жука кантарис (шпанской мушки). А в Центральной Африки употребляли йохимбин – вещество из коры дерева йохимбе.
Некоторые из продуктов, о которых мы рассказали, до сих пор носят статус афродизиаков. Но стоит упомянуть, что современная наука относится к ним с недоверием. Как писал Мануэль Васкес Монтальбан в своих «Безнравственных рецептах»: «Никто еще не преуспел в соблазнении только с помощью еды, но есть длинный список тех, кто соблазнял разговорами о том, что должно было быть съедено, чтобы приманить страсть».
Последнее слово по этой теме мы отдадим римскому философу Сенеке, который сказал: «Я покажу тебе лекарство, в котором нет каких-либо снадобьев, трав, колдовских заклинаний — если хочешь, чтобы тебя любили, люби».
Источник