Семья

9 свобод для ребенка

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Позволяя себе отвечать «да» и «нет», ребёнок учится чувствовать свободу, доверие к миру и верить в себя. «Нет» помогает ставить границы.

Некоторым легче учить разрешать, чем запрещать. Кто-то опасается казаться тираном, кто-то против давления родительским авторитетом, а кто-то перекладывает строгий воспитательный подход на второго родителя. Ранее был популярен так называемый «японский подход», при котором родители избегали запрещать ребенку что-либо до пяти лет. Нет единой идеальной системы воспитания для всех, каждая семья самостоятельно решает, что разрешать и что запрещать ребенку. Например, для одних спать с ребенком в одной кровати недопустимо, для других это часть домашнего уклада. Отношение к «плохим словам» разное: в одних семьях строго, в других — философское. Тем не менее, детям нужно знать, что можно делать, а чего нельзя, иначе им будет сложно справляться с собственными желаниями и импульсами. Каждый решает сам, что запрещать, а что разрешать, но существуют общие ориентиры, о которых стоит поговорить подробнее.

1. Нельзя бить других

Дети двух лет часто расстраиваются во время игр с другими малышами и ещё недостаточно владеют языком, чтобы описать своё настроение. Агрессивные проявленияВ этом возрасте такие действия считаются нормой, но от взрослых требуется внимание к такому поведению. Необходимо остановить ребёнка, если тот толкается, кусается или… затевает дракуНе разрешите малышу бить или щипать вас и других взрослых. Не оставляйте без внимания жестокое обращение с котенком или собакой. Научить человека выражать чувства и эмоции цивилизованным способом — целая наука. Для начала просто спокойно и твердо остановите ручку малыша, затем, глядя ему в глаза, скажите: «Нельзя бить других». Научитесь сами и научите ребенка «выпускать пар», колотя подушку, черкая на листе бумаги или бросая камешки в пруд. Повторяйте снова и снова: «Люди не дерутся. Они договариваются». Нет смысла стыдить или обзывать ребенка − это не поможет ему справиться с инстинктами. Важно не читать нотации, а объяснять, приводить примеры из жизни, рассказывать истории и не забывать дать ребенку высказаться! Детская агрессия почти всегда говорит о том, что ребенку нужно больше внимания.

Взять чьи-то вещи без разрешения нельзя.

Нельзя распоряжаться тем, что принадлежит другому: забирать игрушку у другого ребенка, пачкать и рвать чужую одежду, запихивать в рот продукты из магазина, которые взрослые еще не оплатили. Ребенок понимает границу между своим и чужим. Попросите вернуть вещь владельцу спокойно и доброжелательно. Предложите поставить себя на место ребенка, чью любимую игрушку испортили. Объясните, что вы не можете присвоить чужой дом или машину, как бы они вам ни нравились, потому что взрослые, которые берут чужие вещи, оказываются в тюрьме. Говорите о таких вещах с ребенком спокойно и наедине, а не отчитывайте его публично.

Источник:
Getty Images

3. Нельзя не здороваться

Объясняйте малышу, что не отвечать на слова приветствияПрощания — грубые. Пусть малыш познакомится с понятиями «вежливый человек», «знак уважения» как можно раньше. Говорите о сложном даже с маленьким ребёнком: возможно, вы просто думаете, что он вас не понимает. Самый эффективный метод — личный пример: желайте ему доброго утра, извиняйтесь за несправедливость, благодарите за помощь. Некоторым детям трудно преодолеть застенчивость, другие упрямо делают вид, что замечают только членов семьи. Некоторым легче усваивать социальные навыки, другим сложнее, но учить надо всех!

4. Нельзя далеко уходить от мамы

Для ребёнка дошкольного возраста это главное правило безопасности. Требуйте, чтобы малыш спрашивал разрешения перед тем как идти куда-то. На прогулке, особенно в незнакомом месте, обозначьте, куда ребёнок может ходить, а куда не должен уходить без вас. Убедитесь, что малыш вас понял.

5. Нельзя играть с посудой

Имеется смысл отнести дорогой фарфор и кухонные ножи подальше от пола. Пластиковые контейнеры, подносы, венчик, поварешка, деревянные лопатки и кастрюли с крышками могут быть интересными развивающими игрушками для малыша. При виде ребенка, достающего из кухонного шкафа сковородок, большинство людей захочет закричать: «Не трогай!».

Известные эксперты по детской психологии советуют детям: «Хватай! Сжимайте в руках, стучите, перекладывайте из руки в руку, теребите, тяните и рвите». Собери стопку старых газет — малыш будет играть с удовольствием не хуже, чем с дорогой игрушкой, а тазик с крупой ему понравится больше вашего телефона.

6. Нельзя спать со светом

Вы были довольны, что малыш почти с самого рождения спал в собственной кроватке при полном отсутствии света, но в четыре года начал просить не гасить ночью свет в своей комнате. КапризыИли развивается? Ни то ни другое. В четыре года дети могут просыпаться ночью из-за страшных снов. В этом возрасте малыш психологически отделяется от матери, и ночные кошмары, где фантазия и реальность переплетаются неожиданно, — плата за автономию. Если в комнате горит ночник, при пробуждении ребенок увидит, что пугающего его чудовища нет, успокоится и снова заснет.

Считают, что спать при свете плохо: нарушаются естественные фазы сна, а это вредит работе мозга. Если оставляете свет в детской, считайте это временным решением и примите другие меры для спокойного сна ребенка: выключите телевизор за час до отхода ко сну, оградите его от «взрослых» передач и игр, избегайте грустных и страшных сказок с плохим концом, ставьте перед сном тихую музыку.

7. Нельзя оставлять суп

Может возникнуть сопротивление со стороны бабушки. Вам понадобится твердость, чтобы заявить четко, что «Общество чистых тарелок» обходится без вас, особенно учитывая спорные размеры порций и количество блюд. Не превращайте обед в мучение! отвлечь ребенка мультикомС хитростью можно вместить в порцию малыша столько полезной еды, сколько получится. польза появится, если малыш будет жевать неспешно, ощущать вкус, получать удовольствие от запаха и цвета еды, воспринимать семейный обед не как прием калорий и витаминов, а как приятный ритуал. Важно не заставлять съедать все до крошки и не позволять перекусы в течение дня. Если дети участвуют в приготовлении пищи с самого раннего возраста, едят за одним столом со взрослыми, им предлагают хотя бы попробовать все блюда, что есть на столе.

8. Нельзя рассказывать небылицы

Ребёнок делится в детском саду, что папа известный гонщик, а он сам в выходные снимался в кино. Выдумки – обычное явление детства, когда реальность и фантазия переплетаются. Не упрекните ребёнка и не ловко проверяйте правду, а отнеситесь с уважением к его игре. Если хотите показать, что рассказ похож на сказку, скажите, что это замечательная история, и попросите рассказать ещё. Ребёнок строит свой мир, отличный от мира взрослых, своими фантазиями создавая вселенную. Проявляйте искренний интерес к нему, ведь творческим личностям так нужен слушатель.

Составление списка правил и чтение ребёнку декларации прав и обязанностей не гарантирует успеха. Дети будут развиваться, изменяться, испытывать границы и расширять их. Это естественный и захватывающий процесс. Важно ограничить количество запретов и уметь объяснить ребёнку, а также себе, в чём их смысл.

9. Нельзя пачкать одежду

Иногда позволяйте малышу устроить творческий беспорядок в комнате. Поощряйте исследовательскую активность во время прогулки: пусть ребенок строит плотины, лежит на траве, закапывается в осенние листья. Современным детям сложнее ощущать себя частью природы, поэтому родителям нужно поощрять подвижные игры на воздухе, не боясь пятен на одежде. У вас же есть стиральная машина.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ РЕБЕНКУ

Источник:
RyanJLane/Getty Images

Да, ты можешь помочь мне по хозяйству

В два-три года многие дети с радостью помогают вытирать пыль, поливать цветы и готовить угощения вместе с мамой. К семи-восьми годам интерес к подобным занятиям снижается у половины детей. Чтобы этого избежать, предлагайте им увлекательные способы уборки.

Да, ты можешь одеваться самостоятельно

Лучше выделить время, чтобы малыш смог одеваться в спокойной обстановке без спешки. Поиск подходящего места для головы, рук и ног — настоящий квест. Самостоятельное надевание перчаток и застегивание пуговиц входят в десятку лучших упражнений для развития мозга. В случае опоздания можно предложить: «Я уверена, что ты справишься, но сейчас нужно спешить. Сейчас я тебе помогу, а вечером ты сможешь сам переодеться в пижаму».

Да, ты можешь сам решить, чем тебе заняться

Не создавайте ему жесткий распорядок дня, не ограничивайте выбор развлечениями типа «Машинки или кубики?». Будьте внимательны. Возможно, ребёнок не скучает, а сочиняет новую игру или желает побыть в тишине. Это научит его уважать личное пространство других.

Для получения большего количества полезной и интересной информации о воспитании детей посетите наш канал. Яндекс.Дзен.